Изменения в ЕГЭ по литературе в 2025 году
Нормальный человек ждет от сентября появления грибов, разноцветных листьев и бабьего лета, разумеется. Но учителя, выпускники и сочувствующие мониторят другие вещи — изменения в ЕГЭ по литературе в 2025 году. Всегда приходится заново привыкать к метаморфозам Великого и Ужасного, подстраиваться, иначе подготовка не будет эффективной. Как подготовиться? Что изменилось? Об этом и поговорим в рамках статьи.
Содержание:
Какие задания добавили или убрали?
Начнем с главного: как изменился ЕГЭ по литературе? Заменили задание 5. Теперь там нужно сравнить фрагмент произведения из КИМ с указанным в том же задании произведением XVIII – первой половины ХIХ в. Естественно, точный вектор анализа указан в задании. Пример из демоверсии поможет представить себе это задание более наглядно:
Опираясь на приведённый фрагмент, сопоставьте образ Наташи с образом Татьяны Лариной из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». В чём различие натур двух героинь, проявляющееся в их взаимоотношениях с родными?
Как изменились формулировки заданий?
Некоторые задания претерпели более скромные изменения. В 10 задании уточнили вопрос и сняли ограничения на хронологические рамки при выборе стихотворения для сопоставления. Например, в демоверсии просят подобрать для сопоставления произведение русского или зарубежного автора (теперь неважно, когда оно написано). Там должна подниматься тема: «Размышления о поэтическом творчестве».
8 задание стало более сложным: список средств выразительности и приемов расширили, дабы жизнь медом не казалась нам с Вами.
Что изменили в сочинении?
К счастью, в задании 11, как на западном фронте, в смысле без перемен. Разве что одна из тем теперь носит «дискуссионный характер» и позволяет выпускнику поспорить с традиционным видением произведения, блеснув оригинальностью мышления.
В демоверсии такой темой стала трактовка образа Луки из пьесы «На дне». В формулировке даже указаны варианты, кем его можно считать: обманщиком или философом-гуманистом. Это изменение к лучшему, ведь многим выпускникам хочется отойти от заученного формализма школьных сочинений, где есть только одно правильное мнение — учительское. Но дискуссионная тема таит в себе и опасность: нетрадиционную точку зрения могут оценивать жестче, а еще остается опасность увлечься и написать лишнего.
Критерии оценки
При самостоятельной проверке своих работ важно обращать внимание на критерии оценки, они открыты и тоже меняются каждый год. В этот раз изменены критерии оценивания задания 5 и 10 (потому что изменились сами задания или их формулировки). А еще при оценивании всех развёрнутых ответов части 1 по критерию «Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм» теперь имеет значение сумма всех ошибок, их вид не имеет значения. Это облегчает проверку и подсчет баллов.
Критерии К6 «Соблюдение орфографических норм» и К7 «Соблюдение пунктуационных норм» оценивания сочинения части 2 сближены по количеству ошибок с требованиями ЕГЭ по русскому языку.
Это изменение тоже упрощает подготовку, ведь русский язык сдают все, под его стандарты теперь заточен и этот экзамен. Все равно больше этого минимума ошибок лучше не совершать.
Есть и более радостное изменение. Теперь в КЗ засчитываются не только литературоведческие термины, но и определения из области искусствоведения, если тема предполагает привлечение подобного материала. Например, формулировка 11.5 традиционно направлена на раскрытие взаимосвязи литературы и других сфер искусства. В этом году в демоверсии представлен интересный вопрос:
Какие эпизоды рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» представляют интерес для художника-иллюстратора?
В рамках этой темы уместно употребить те термины, которые относятся к деятельности художника. Но если эта сфера интересов Вам не близка, не стоит рисковать, потому что без привлечения культурологического контекста сочинение будет выглядеть неубедительно.
Конечно же, все вышеперечисленные изменения не могли не затронуть инструкции к выполнению заданий. Они соответствуют всем внесенным правкам.