Все средства выразительности, приемы, тропы в одном списке

Для того чтобы сдать ЕГЭ по литературе, нужно знать средства художественной выразительности, которые придется привести в сочинениях, а также с их помощью решить задания с кратким ответом. И если понятия «авторская позиция» или «авторский замысел» еще можно объяснить, то что делать с тропами и синтаксическими средствами выразительности? Мы подготовили для Вас объяснение терминов простыми словами с примерами, чтобы точно разобраться в заданиях по литературе, а также и по русскому языку.

Тропы

Чем тропы отличаются от других средств выразительности? К ним относят только те слова, которые употребляются в переносном значении и делают более выразительной образность речи. Например, эпитет и метафора всегда основываются на переносе значения с одного предмета на другой на основе их смежности. А какая-нибудь аллитерация — это всего лишь концентрация согласных звуков, имитирующая какие-то звуковые эффекты. Она явно к переносному значению отношения не имеет.

  • Аллегория – перенос одного значения на другой предмет, когда один образ символизирует другое понятие. Пример: басни И. А. Крылова, где образ Лисы обозначает хитрость, Волка – злость, Обезьяны – тщеславие.
  • Гипербола – сильное преувеличение. Пример: «В сто сорок солнц закат пылал» (В. Маяковский)
  • Литота – сильное преуменьшение. Пример: «Лошадку ведёт под уздцы мужичок в больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах… а сам с ноготок!» (Н. А. Некрасов)
  • Метафора – скрытое сравнения, которое выражается через существительное или глагол, без слов «как», «будто», «словно». Пример: «Пока свободою горим, пока сердца для чести живы» (А. С. Пушкин)
  • Метонимия – замена одного слова другим, близким по значению. Пример: «Все флаги [представители разных стран] в гости будут к нам» (А. С. Пушкин)
  • Олицетворение – процесс, когда неживой предмет/животное действует как живое и мыслящее существо. Пример: «Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы» (С. А. Есенин)
  • Оксюморон – сочетание несочетаемого. Пример: «Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг» (М. Ю. Лермонтов)
  • Перифраз – замена одного слова его описанием, характеристикой. Пример: «Погиб поэт! — невольник чести» (М. Ю. Лермонтов)
  • Синекдоха – разновидность метоминии, замена множественного числа единственным и наоборот, замена части целым и наоборот. Пример: «Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?» (М. Ю. Лермонтов)
  • Сравнение – сопоставление одного предмета с другим, используются слова «как», «будто», «словно», «точно». Пример: «Твои мне песни ветровые, – как слезы первые любви!» (А. Блок)
  • Эпитет – образное выражение, то есть это прилагательное, с помощью которого что-то красиво, необычно описывается. Пример: «Это чувство сладчайшим недугом наши души терзало и жгло» (М. Цветаева)
  • Ирония — насмешка в скрытой форме, основанная на противопоставлении противоречивых понятий. («всю жизнь об этом мечтал!»)

Звуковые средства выразительности

  1. Аллитерация – повторение согласных звуков. Пример: «Бей, барабан! Барабан, барабань!.. Барбей! Барбань! Барабан!» (В. Маяковский)
  2. Анафора – начало стихотворных строк с одинаковых звуков, слогов, слов или словосочетаний. Пример: «Приходи на меня посмотреть. Приходи. Я живая. Мне больно» (А. Ахматова)
  3. Ассонанс – повторение гласных звуков. «Буря на небе вечернем, моря сердитого шум — буря на море и думы, много мучительных дум» (А. Фет)
  4. Эпифора – окончание стихотворных строк одинаковыми звуками, слогами, словами или словосочетаниями. Пример: «Ах, Отец мой, Отец – да, Ты зиждительный Творец – да, Приведи меня в конец – да, Что в конец всех сердец – да» (К. Бальмонт)
  5. Звукопись — такое построение фраз, которое изображает описанную картину. («Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой Перестукивали стыки: на восток, восток, восток…» П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс)
  6. Звукоподражание — автор воспроизводит звуки природы с помощью сочетания звуков (Когда гремел мазурки гром… (А. Пушкин.)

Синтаксические изобразительные средства (фигуры)

В этой группе мы увидим те приемы, которые строятся на расположении слов в тексте. Например, когда автор сталкивает лбами антонимы и производит сравнение, это называется антитезой. Ее принцип основан на определенном размещении слов. Ту же закономерность можно проследить во всех терминах из этого раздела.

  • Антитеза – сопоставление контрастного или противоположного. «Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лед и пламень» (А. С. Пушкин)
  • Градация – расположение слов по уменьшению или увеличению какого-то признака или свойства. Пример: «В заботе сладостно-туманной не час, не день, не год уйдет» (Е.А. Баратынский)
  • Инверсия – намеренное нарушение прямого порядка слов. Пример: «В свои мечты погружена, Татьяна долго шла одна» (А. С. Пушкин)
  • Эллипсис – пропуск слова, которое легко восстанавливается из контекста для придания динамичности речи. Пример: «Твоя судьба – парить под небом за орлами, а наша – за твоё здоровье робко пить» (В. А. Жуковский)

Грамматические средства выразительности

Приемы из этого раздела — это различные грамматические конструкции, которые используются для придания тексту особой эмоциональной выразительности.

  1. Риторические вопросы – вопросы, которые не требуют ответа. Пример: «Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта?» (А. С. Пушкин)
  2. Парцелляция – разделение предложения на отрезки, чтобы подчеркнуть смысл высказывания. Пример: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и тусклый свет» (А. Блок)
  3. Восклицательные частицы. Это метод выражения эмоционального накала автора, он широко использовался в сентиментализме (пример: «О, жестокосердный помещик!» (А. Радищев)
  4. Восклицательные предложения. Они отражают сильную эмоцию. «Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!» (М.Ю. Лермонтов)
  5. Многосоюзиериторическая фигура, которая усиливает эффект от перечисления слов при помощи намеренного повторения сочинительных союзов. «И умереть мы обещали,
    И клятву верности сдержали» (М.Ю. Лермонтов)
  6. Повтор. Иногда авторы повторяют одни и те же слова, чтобы подчеркнуть их комичность или значимость. «Мамочка говорила, что в папочку, папочка — что в мамочку» (М.Е. Салтыков-Щедрин).
  7. Синтаксический параллелизм это одинаковое построение предложений, расположенных друг за другом. «Я б на улице не прыгал, Я б рубашки постирал. Я бы вымыл в кухне пол. Я бы в комнате подмёл» (Э. Успенский)
  8. Вводные слова отражают авторское отношение к сказанному.
  9. Обращение выражает адресность произнесенной фразы («Молодчина ты, сынок!» Э. Успенский)

Более подробный и расширенный список с описанием каждого средства выразительности Вы найдете здесь.

Автор: Мария Копусова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *