Соцреализм в литературе: кратко и понятно

Социалистический реализм – это художественное направление, которому характерно изображение коммунистических ценностей. Это был единственный одобренный властью метод представления людей и их жизни в СССР. Искусство соцреализма постоянно находилось под «присмотром» и опекой государства, поэтому любые «неугодные» произведения запрещались. Примеры соцреализма: Александр Дейнека «Стахановцы», Александр Самохвалов «Советская физкультура», Братья Васильевы с фильмом «Чапаев», роман Фадеева «Разгром», Островский «Как закалялась сталь».

История создания

Руководитель СССР Иосиф Сталин видел в искусстве возможность для проведения дополнительной пропаганды и агитации. Поэтому «культурная» сфера, как и все другие, находилась под его контролем. Возникновение социалистического реализма приходится на начало 1930-х годов. В это время происходили революционные рабочие движения в разных странах и распространение в них социалистических идей.

Существует популярное, однако не совсем правдивое мнение, что основоположником соцреализма является Максим Горький. Весной 1932 года по указу Сталина началось создание теории единого метода в советской литературе. В это время писатель ещё проживал в Сорренто. Вернулся Горький на родину только 9 мая 1933 года. Руководитель СССР решил объявить писателя «основоположником» соцреализма, а первым произведением этого литературного течения стал роман Горького «Мать», написанный в 1906 году. Но впервые упоминание этого термина произошло в 1932 году в «Литературной газете» в статье Ивана Михайловича Гронского. А его главным идеологом стал русский революционер и публицист Анатолий Васильевич Луначарский. Он считал, что человеку необходим реализм, но особенный, который бы подчёркивал его уникальность. И политическую обстановку, конечно же. На деле писатель расставлял угодные власти смысловые акценты и получал соответствующие положению привилегии. Так что по формальным признакам соцреализм больше похож на классицизм, а не на реализм.

Со временем произошло развитие соцреализма. Он распространился не только на литературу, но также начал проникать в живопись, кинематограф, музыку и другие виды искусства. Течение стало очень популярным как в Советском Союзе, так и в иных социалистических странах, например, в Боливии, Вьетнаме, Венесуэле.

Соцреализм являлся единственным творческим методом много лет. Направление получило огласку и поистине широкую популярность. Его взяли «на заметку» даже некоторые страны Азии и Африки. Направление соцреализма смогло оставаться востребованным во времена Сталина, Хрущева, Брежнева и Черненко. Только лишь с 1985 года, с приходом к власти Горбачева, творческое направление ослабило своё влияние и постепенно стало сходить на нет. После распада СССР художники, писатели и режиссёры смогли свободно и самостоятельно выбирать стиль и направленность для произведений. А соцреализм стал ассоциироваться с пропагандой тех лет и утратил прежнее значение. Люди различили фальшь произведений искусства, где воспевались лишь хорошие стороны спорного режима.

Суть соцреализма

По своей сути социалистический реализм являлся псевдохудожественным жанром. А его главная цель состояла в укоренении идей марксизма-ленинизма в умах общественности. Если брать во внимание тот факт, что культура соцреализма была использована правительством как особый идеологический инструмент, то, соответственно, сам писатель рассматривался «инженером человеческих душ». Автора напрямую сравнивали с пропагандистом, он должен был своими произведениями влиять на людей, доказывая им превосходство системы, при которой крестьяне не имели паспортов, а всю накопленную еду из них выбивали под пытками. Однако были и такие произведения, где художественная правда смешивалась с жизненной. Например, «Судьба человека» М.А. Шолохова, «Василий Теркин» А.Т. Твардовского, «Поднятая целина» М.А. Шолохова или «Сашка» В.Л. Кондратьева. В военное время стало меньше фальши и партийной пропаганды, жизнь диктовала свои правки.

Главными героями повестей и романов являлись простые советские рабочие. В самом лучшем варианте – идеальный и прогрессивный коммунист, который вёл за собой толпу и подавал ей пример. Также «соцреалистических» героев можно условно разделить на 3 группы:

  1. революционер-интеллигент или революционер-пролетарий (Семен Давыдов, начальник колхоза в «Поднятой целине» Шолохова или командир отряда Левинсон в романе Фадеева «Разгром»);
  2. противник революции (пошлый мещанин Клим Самгин из романа Горького «Жизнь Клима Самгина» или Александр Анисимович Половцев, контрреволюционер из «Поднятой целины» Шолохова);
  3. герой развивающийся. (Иван Морозов (Морозка) в романе Фадеева «Разгром»: легкомысленный парень стал коммунистом и героем)

Разумеется, что абсолютно любая критика коммунизма, власти и партий была строго запрещена. В это время царила жесточайшая цензура, из-за которой в лучшем случае произведение не пропускали в печать (вспомним травлю Б. Пастернака), а при худшем раскладе — арест или «устранение» автора (вспомним судьбу О. Мандельштама — могилу до сих пор найти не могут). Каждый художник, режиссёр, писатель или поэт должен был следовать и подчиняться указам и генеральной линии партии, их уникальность и свобода были не важны.

Несмотря на это, социалистический реализм смог укоренить свои идеи, и тем самым долгое время продержаться на плаву. Его основу составляли следующие мысли:

  1. советский человек стремится к равенству и всеобщему процветанию;
  2. главная движущая сила истории — это человек;
  3. пролетарий и крестьянин — вот цвет наций, а дворянин или враждебно настроенный интеллигент — это классовые враги;
  4. служить нужно общим целям, а не личным. Интересы страны и общества важнее интересов и даже прав личности;
  5. общими усилиями можно одержать победу над любым злом.

Также выделяются темы соцреализма:

  1. патернализм, то есть отцовский или отеческий подход. Это особая система отношений, когда власть удовлетворяет базовые потребности гражданина, однако в обмен диктует человеку даже частные модели поведения, устанавливая свои шаблоны и социальные роли. «Отцом» страны в литературе по большей части выступал Сталин;
  2. инициация. Тема рассматривалась как переход на новый уровень, когда человек живёт не для себя, а ради помощи другому. Если ребенок, то пионер, если юноша или девушка, то комсомолец, если взрослый человек — партийный. Даже частные семейные дела решались на общих собраниях этих организаций. Там же диктовались инструкции для жизни;
  3. образы-культы вождей. Каждый легендарный руководитель (Ленин, Маркс, Сталин) цитировался во всех случаях, как будто его труды — новая Библия. Жизнь вождя мифологизировалась, обрастала фантастическими подробностями;
  4. любовь. Однако это представлялось не как чистое чувство, а как награда за проделанную работу.
  5. Работа. Труд вытеснял из жизни все лишние мысли и чувства. Служить долгу было почетно, даже если это разрушало семью и здоровье личности.
  6. Нравственный выбор между «Я» и «Мы».

Стиль соцреализма

После распада СССР стало модным осуждение соцреализма, обнажение его искусственности и нежизнеспособности. Однако это было не похоже на его истинную природу. В произведениях социалистического реализма выделяют следующие характеристики:

  1. неразрывность с идеологией;
  2. создание текстов на основе собственного жизненного опыта;
  3. восхваление советского человека и труда;
  4. связь с классической литературой 19 века;
  5. демонстрация всеобщего оптимизма и идеализация коммунизма.

Стиль соцреализма заключался в следующем. В этом направлении произведения должны были быть доступны для широких масс, то есть прочитанное понимал абсолютно любой человек, независимо от уровня образования, места в жизни и возраста. Простота – один из главных критериев соцреализма.

Если человек решил заниматься творчеством, то он обязан прославлять героизм и подвиги советского человека. Автор должен показать, как люди строили коммунизм и боролись за него. Помимо этого, в текстах не допускалось использование витиеватых метафор, сложных абстракций и символов, а представленные образы должны быть прямолинейны. В основе сюжета была бинарная оппозиция: черное-белое, плохой-хороший. Герои делились на положительных, отрицательных и сомневающихся (в финале оставалось только две группы).

Примеры и представители в России

Максим Горький

Главенствующей фигурой социалистического реализма был Максим Горький. Так как многие его работы «соответствовали» догмам литературного течения, то писатель смог вернуться на родину из эмиграции и взять на себя руководство над Союзом писателей СССР. Первыми произведениями соцреализма считаются именно тексты Горького.

Так, к ним относится роман «Мать» и пьеса «Враги». Писатель на каждом этапе своего творчества старался показать человека, который бы находился в противоборстве с различными житейскими обстоятельствами. И как тот же самый человек находит в себе силы противостоять социальному гнёту и несправедливости.

Александр Серафимович Попов и Николай Алексеевич Островский

Другие писатели соцреализма Александр Серафимович Попов и Николай Алексеевич Островский. «Пролетарская» популярность к Попову пришла после выхода героической эпопеи «Железный поток» в 1924 году. В этом произведении показано превращение бунтующих крестьян в сознательную и сплоченную команду под руководством «железного командира».

А следующий известный писатель советской эпохи – Николай Алексеевич Островский, создавший роман «Как закалялась сталь». Здесь отражены события гражданских войн, на фоне которых происходит становление революционера.

Другие писатели

Роман «Чапаев» принадлежит Дмитрию Андреевичу Фурманову. Писатель смог создать культовый советский образ героя.

«Классиком» соцреализма стал Михаил Александрович Шолохов. Он смог написать о простом человеке так, как будто это была выдающаяся личность. Персонажи Шолохова представляют собой убедительный и «живой» образ. Он даже получил Нобелевскую премию за один из самых главных и важных романов отечественной литературы — «Тихий Дон».

Александр Трифонович Твардовский – прекрасный писатель и замечательный человек. Наиболее известная его поэма носит название «Василий Тёркин». Это произведение было создано из «Фронтовой хроники», написанной автором в годы Великой Отечественной войны. Персонажа поэмы Василия Тёркина окрестили народным героем. Работа Твардовского получила похвальный отзыв даже от требовательного критика Ивана Бунина, который был крайне категоричен в вопросах о советской власти. Также Александр Трофинович был главным редактором журнала «Новый мир». Его поддержку ощутили многие отечественные писатели. Например, в этом журнале публиковался Александр Исаевич Солженицын с произведениями «Один день Ивана Денисовича» и «Матрёнин двор».

В этот непростой период существовала особая литература, которая называлась «полузапрещённой». Сюда относят творчество Евгения Замятина, Михаила Булгакова, Андрея Платонова и тех других писателей, которые не видели себя наравне с существующими идеологическими требованиями.

Автор: Ксения Сизова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *