Что такое реализм: кратко и понятно

Реализм – это направление в искусстве или литературе, образовавшееся в конце XIX века. Главной его особенностью является правдивое изображение действительности, создание «типических характеров в типических обстоятельствах». Но понятие реализма – это термин, и более ничего, а чтобы разобраться в сути направления, необходимо не только знать его определение, но и его определяющие черты, принципы, философию и другие основы. Многомудрый Литрекон будет рад помочь Вам в освоении реализма.

История возникновения

Начало реализма стало концом другой культурной «пластинки», которая уже «заела». Он появился после романтизма, став его противоположностью. Люди устали от однообразия конфликтов, скучающих и противопоставленных обществу героев и экзотических мест, поэтому захотели обратить свой взор на реальную жизнь с ее противоречиями и парадоксами. Этому способствовали и социальные потрясения в Европе – революции и войны, которые показали, что главными для человечества являются противостояния народов, сословий, общества и власти, а не личности и толпы. Однако, по большому счету, эпоха реализма началась уже при романтизме, ведь первые произведения подобной направленности появились параллельно с развитием романтического направления.

Традиционно основателями реализма (как в живописи, так и в литературе) считают европейских деятелей искусства: Гюстава Курбе, Жана Франсуа Милле, Гюстава Флобера, Оноре де Бальзака. Его «зарождение» относят к 1830-м годам XIX века. В России «зачатки» реализма можно найти еще в произведениях XVIII века. Например, неприятно поразившее Екатерину II творение Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Однако первый реалистический роман (просветительский) «Российский Жилблаз, или Похождение князя Гаврилы Симоновича Чистякова» был создан Василием Трифоновичем Нарежным в 1813 году. Писатель типизирует обстоятельства, сатирически рисует действительность. Но для Нарежного не важны характеры своих героев, он изучает жизнь человека, её нравственные особенности (в этом будет состоять отличие просветительского реализма от классического).

Культура реализма сформировалась под влиянием важных социальных изменений. В странах Европы полным ходом шла демократизация, люди разных происхождений обретали право голоса и борьбы за свои интересы. Поэтому и в литературе, и в живописи, и даже в музыке начали искать трибуну для самовыражения разночинцы, мещане и даже представители низших сфер. Они-то и спешили показать романтичным и изнеженным господам, как живется в реальной жизни, лишенной огромного наследства и баснословных перспектив. Становление реализма и само по себе во многом поспособствовало демократизации общества.

Данное направление многогранно и объемно, его сложно уместить в одну систему ценностей и взглядов. Вот основные этапы развития реализма (как видите, концепция у каждого своя):

  • Просветительский реализм (XVII-XVIII век). Основная цель – приобщение человека к творчеству, морали или определенной философии, а также культивирование разума и нравственного долга. Самый известный пример – «Приключения Робинзона Крузо», где Д. Дефо пропагандирует веру в Бога, упорный труд и стойкость на примере человека, который попал на необитаемый остров.
  • Критический реализм (формируется в 1830-е годы, 1840-1890-е). Для него характерна обличительная направленность произведений. Писатели описывают неприглядные реалии жизни во всей красе. Пример – «Записки охотника» И. Тургенева. Там автор демонстрирует нелегкое бремя крепостного права, которое давит такой талантливый и оригинальный русский народ.
  • Социалистический реализм (1920-1980-е гг.). Идеалистическое (и не очень) изображение нового, «перестроенного» общества. Например, в романе М. Шолохова «Поднятая целина» изображается болезненный процесс коллективизации в деревне.

Основные черты и признаки

Реализм возник как противоположность романтизму – многие деятели искусства «перешли» из одного направления в другое. Они отошли от идеалистического и упрощенного изображения мира, от возвышения обыденности. Для реализма характерны следующие черты:

  • отображение мира таким, какой он есть;
  • соблюдение принципов народности, историзма, психологизма;
  • зависимость героев от социальных условий;
  • внимание к деталям: описанию быта, условий жизни, одежды и т.д.;
  • типизация героев;
  • в основном изображение простых людей (в романтизме все внимание было уделено представителям знати).

Своеобразие реализма заключается в том, что его объектом стала жизнь без прикрас и помпы. Во многих странах (например, в царской России) искусство говорило то, что не могла позволить себе сказать журналистика. Одна картина Репина «Бурлаки на Волге» выражала то, что не мог передать правозащитник (которого в ту пору не было). Это направление было вызвано социальной необходимостью в справедливости, которую ощущали мыслящие люди. Они хотели правды, которую никто не мог сказать. Традиции реализма определили его развитие: он стал критическим, затем социалистическим, словом, он показывал подноготную, суть, изнанку жизни. Поэтому многие читатели и зрители изначально воспринимали его в штыки.

Суть и принципы

Философия реализма носит название «Tabula rasa» (чистая доска). Это гностическая теория о том, что человек рождается без предопределения и набора каких-то качеств. Он – чистый лист, который заполняют многие факторы влияния: семья, окружение, среда и т.д. Изначально все мы – никто, и сделать из нас можно, кого угодно. Соответственно, основы реализма зиждутся на том, что условия и обстоятельства жизни людей приобретают (в соответствии с теорией) особенное значение. Они заменили реалистам таинственные силы рока, которые ранее бросали человекоподобную марионетку в неведомую простому смертному игру страстей. Теперь то, кто мы есть, обусловлено не предопределением и судьбой, а тем, как и с кем мы росли. Суть реализма – в логике событий, доступной каждому мыслящему человеку. Бытие прозрачно, типично и абсолютно лишено мистики.

Таковы главные принципы и особенности реализма:

  • В произведении на первый план выходит авторское видение окружающей действительности. Изображаются, обличаются именно те общественные проблемы, которые кажутся писателю, художнику наиболее актуальными.
  • В деталях всегда можно увидеть эпоху, в которой было создано творение (на них нужно обратить особое внимание).
  • Обращение к историческим темам, личностям также свойственно автору-реалисту.
  • Герои произведений оказываются в типичных ситуациях (в основном – любовный конфликт, столкновение поколений, сословий, идей).
  • Появляются новые образы, которые впоследствии находят развитие в нескольких произведениях – «лишний человек» (Евгений Онегин, Печорин, Обломов), «маленький человек» (Самсон Вырин, Башмачкин, Макар Девушкин). Особое внимание уделяется внутреннему миру персонажей.
  • Некоторые авторы используют различные приемы психологизма (пейзаж, сны, портрет, речь).

Герой

Реалистических героев почти во всех случаях нельзя однозначно отнести ни к положительным, ни к отрицательным. Их образ, как правило, имеет прототипа или же тот набор характеристик, который отражает реальную эпоху. Их читателю так и хочется обозвать «жизненными».

Как правило, в центре произведения находится заурядная личность, та, которую всем мы узнаем в своих знакомых. Писатель создает типичные обстоятельства, в которых проявляется характер главных героев. Раскрытие внутреннего мира персонажей становится основной задачей многих авторов–реалистов (Достоевского, Толстого, Чехова). Однако некоторые герои воплощают лишь общественные пороки, отражают проблемы действительности (Башмачкин, Брудастый, Курехин).

Черты героя реализма:

  1. Типичность: он принадлежит к какой-то социальной группе и воплощает в себе все ее признаки;
  2. Многогранность характера: он проявляет себя по-разному, в зависимости от обстоятельств;
  3. Приближенный к реальности внешний вид и характер: писанная красавица тоже имеет изъяны, а уродливый старик – искру в глазах.

Виды, жанры и темы

Социалистический

Социалистический реализм возник в 20-е годы прошлого века. Самый яркий и доступный литературный пример – советский реализм (М. Горький, М. Шолохов и другие). В живописи: И. И. Бродский, Е. П. Антипова, А. А. Пластов.

Тематика, особенности и специфика направления:

  1. Изображение действительности, изменившейся в результате последствий социалистической революции.
  2. Темы преимущественно социальные и политические.
  3. Идея автора должна соответствовать социалистическому вектору развития общества.
  4. Искусство в эту эпоху было обязано служить народу, поэтому он – главный герой книги.
  5. Задача произведения состояла в том, чтобы воспитать в человеке дух коммунизма.

Основные принципы:

  • Изображение картин жизни простого народа.
  • Отражение стремления народа к совершенствованию, к улучшению общества (идейная составляющая).
  • Достоверная точность изображения.

У истоков жанра стоял М.Горький. Именно он официально объявил термин «социалистический реализм» в 1934 году. В этом направлении творили такие писатели, как Шолохов («Поднятая целина»), Александр Серафимович («Железный поток»), А.Платонов («Чевенгур», «Котлован»), Н. Островский («Как закалялась сталь»). К писателю предъявлялись особые требования, в которых выражалась суть принципа социалистического реализма. Ему необходимо было опираться в своих произведениях на установки партии, идеализировать социалистическое общество, в центре – положительный, трудолюбивый герой, не сомневающийся в правильности своего выбора. Роман-эпопею Шолохова «Тихий Дон», например, нельзя отнести к соцреализму: он может вызвать сомнения у советского человека. А вот его же «Судьбу человека» или «Поднятую целину» — можно.

В произведениях соцреализма поднимаются темы единства народа, значимости труда, создания счастливого будущего. Для них характерны проблемы отступничества и предательства, паразитизма и жестокости прошлых эпох, нищеты и рабства.

Основные литературные жанры:

  1. Роман;
  2. Рассказ;
  3. Повесть;
  4. Антиутопия;
  5. Фельетон;
  6. Памфлет.

Критический

Критический реализм был сформирован в 1830-е годы. В этом жанре творили основные деятели эпохи: Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин. Основные принципы этого направления – «дух отрицания» и «дух анализа». Также к ним относятся:

  • Обличение социальных пороков.
  • Критика общественных устоев.
  • Тщательное исследование, изображение действительности.

Н.В. Гоголь в своих произведениях обличает такие пороки общества, как чинопочитание, лицемерие, ведение праздного образа жизни. Он создает образ типичного русского города, жители которого – малограмотны, глупы, пусты. В лирических отступлениях поэмы «Мёртвые души» Гоголь затронул почти все проблемы русской действительности: положение писателя, однообразие жизни, сложившиеся человеческие характеры, сколоченные примитивно и пошло (о «толстых» и «тонких»).

Особенно важно, что жанры критического реализма были весьма многогранны, и ошибочно считать, что в него вписывается только деятельность литераторов. Например, В. Г. Белинский был критиком, но его статьи и письма тоже принадлежат к этому направлению.

В живописи к реалистам подобного склада можно отнести художников-передвижников: Василий Перов, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Илья Репин и т.д.

Просветительский

Это направление сложилось в эпоху Просвещения. Основная тематика – вера в человеческий разум, стремление к гармонизации общества через культурное развитие. Писатели исходили из философского догмата, в соответствии с которым все люди рождаются на свет чистыми как белый лист бумаги, и только от их общества зависит, кем они станут. Поэтому литература становится назидательной, в ней проскальзывают прямые нравоучения.

Провозглашается свобода личности, а также такие нравственные ценности, как доброта, честность, благовоспитанность, строгие моральные устои. К жанрам просветительского реализма относят роман, комедию, трагедию, даже лирическую песню. В этом направлении писали: Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев, Вольтер, И.В. Гете, Д. Дефо.

Магический

Истоки магического реализма уходят в далёкое прошлое: ещё древние индейские цивилизации (ацтеки, майя, инки) мыслили, веровали в этом направлении. Магический реализм подразумевает способность видеть, изображать чудесное, необычное в окружающей действительности. Основные элементы направления:

  • использование символов, образов;
  • следование фольклорным традициям;
  • нередко происходит искажение временного пространства;
  • наличие фантастических элементов;
  • в литературе возможно использование такого тропа, как гротеск;
  • дли живописи характерно использование небольших деталей даже на крупных полотнах
  • как правило, в центре внимания – обыденные предметы, ситуации, изображенные с другой, нереальной, стороны.

К магическому реализму можно отнести некоторые романы, сказки, рассказы, повести. Это и есть самые частые жанры этого направления

Примеры из литературы: Г. Г. Маркес «100 лет одиночества»; Н. В. Гоголь «Нос»; А. С. Пушкин «Пиковая дама».

Примеры из живописи: творчество М. А. Врубеля.

Классический

Классический реализм подразумевает обращение к внутреннему миру личности, социальный детерминизм. Важную роль в формировании мировоззрения героя играет общество, которое окружает персонажа. Герой «подвергается» разным испытаниям: любовным, испытанием дружбой, честью. Также авторы могут помещать на страницы своих произведений исторические события, реальных личностей. Тематика соответствующая: любовь, конфликт поколений, честь и бесчестье, добро и зло и т.д. Писатель с помощью методов психологизма раскрывает характер своего персонажа, а в его характере мы видим сословие или эпоху. К этому направлению можно отнести роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир», роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Примеры из живописи: творчество К. Брюллова, В. Боровиковского и т.д.

Представители и примеры

В литературе

XIX в. –   А.С. Пушкин ( «Капитанская дочка», «Дубровский», «Борис Годунов»), М.Ю. Лермонтов («Герой нашего времени»), Н.В. Гоголь («Портрет», «Мёртвые души», «Шинель»), И.С. Тургенев (Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Рудин»), Ф.М. Достоевский («Бесы», «Преступление и наказание»), Н.А. Некрасов («Кому на Руси жить хорошо»), М.Е. Салтыков-Щедрин(«История одного города»), И.А. Гончаров («Обломов»).

XX в. – А.П. Чехов («Вишнёвы сад», «Смерть чиновника»), И.А. Бунин («Окаянные дни», «Тёмные аллели»), М.А. Шолохов («Тихий Дон»), А.И. Солженицын («Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус»), А.П. Платонов («Чевенгур», «Котлован», «Усомнившийся Макар»), М.А. Булгаков («Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»), Б.Л. Пастернак («Доктор Живаго»).

В живописи

К первым живописным реалистам относятся: Илья Репин, Оноре Домье, Гюстав Курбе, Франсуа Милле.

В России такое направление, как соцреализм отразился не только в литературе, но и в живописи. В этом направлении творили: Б. Иогансон, Ф. Решетников («Опять двойка»), А. Бубнов («Утро на Куликовом поле»), С. Герасимов («Колхозный праздник»).

Также в XX веке появляется новое направление: сюрреализм. К нему относят работы следующих авторов: Сальвадор Дали («Постоянство памяти», «Лицо войны»), Рене Магритта («Сын человеческий», «Гонконда»).

В музыке

Крупнейшие представители реализма: М. Глинка («Иван Сусанин»), М. Мусоргский («Борис Годунов»). Основные черты их произведений – народность, изображение страданий русского человека, его нелёгкой судьбы. В центре – внутреннее состояние человека, исторические события.

Автор: Анастасия Сметанова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *