Анализ произведения «Разгром» (А. А. Фадеев)

Значимость такого события для истории России, как Гражданская война, проходившая на территории нашей страны в начале двадцатого века, трудно переоценить. Тема этого конфликта занимала огромное место в отечественном искусстве советского периода, и, несмотря на давность этих событий, находит своё отражение и в современной культуре. Одним из самых известных романов, посвящённых Гражданской войне, считается роман Александра Фадеева «Разгром», в котором писатель на примере быта красного партизанского отряда, стремился показать дух времени со всеми неприглядными сторонами и противоречиями. Многомудрый Литрекон представляет анализ «Разгрома» по плану.

История создания

История написания романа «Разгром» опирается на жизненный опыт автора. Из нее мы знаем интересные факты:

  1. В основу произведения лёг личный опыт Александра Фадеева, который активно участвовал в войне на стороне красных и сражался в составе партизанского отряда вплоть до 1921 года в Сибири и на Дальнем Востоке.
  2. Практически сразу после окончания войны Фадеев начал заниматься литературной и журналистской деятельностью. Сначала он написал небольшой рассказ «Метелица», однако со временем решил расширить его до романа.
  3. В 1924 писатель приступил к работе над произведением и закончил его за два года.
  4. Роман «Разгром» сделал автора восходящей звездой советской литературы. Фадеев приобрел популярность и занял важное место в коммунистической партии. В дальнейшем он получал серьезные посты, которые не оставляли ему времени для полноценного творчества. Поэтому многие критики отмечали, что «Разгром» стал его лучшей работой.
  5. В 1931 и 1958 году книгу экранизировали в СССР.
  6. Даже агитационную прозу Фадеева, направленную на прославление коммунистической идеологии, не одобряли строгие цензоры. Они раскритиковали фривольные выражения героев, которые своей речью дискредитируют образ борца за социализм. В последующих публикациях были исключены фразы вроде «твою мать» и «на передок слаба».

Направление и жанр

Творение Фадеева «Разгром» относится к литературному направлению социалистического реализма. Писатель стремится к достоверному изображению действительности, однако в его комментариях слышатся недвусмысленные похвалы в адрес коммунистического движения. Созданные им персонажи, их слова и поступки дышат натурализмом, и все же пролетарская мораль невольно противопоставляется мещанской ограниченности интеллигента. Используются названия реальных мест, упоминаются реальные исторические события. Читатель может поверить в то, что описанные в романе события могли произойти на самом деле. Тем не менее, автор чётко придерживается социалистической идеологии, его произведение направлено на пропаганду социалистических ценностей, отстаивает идеи, на которых было построено советское государство.

Жанр произведения «Разгром» можно определить, как роман. Сюжет произведения разворачивается на фоне важных и масштабных исторических событий. Действие разворачивается на протяжении большого временного отрезка. Повествование включает в себя большое количество персонажей, мест и событий. Особенности жанра «Разгром» состоят в том, что роман насквозь пропитан коммунистической идеологией и пестрит комментариями автора, который прямо дает свою оценку действиям и биографиям персонажей. Таким образом, он сам анализирует своих героев и выдает читателю готовое мнение о них.

Смысл названия

Прежде всего, название романа «Разгром» обозначает ключевое событие в сюжете произведения – разгром отдельного красного партизанского отряда, локальное тяжёлое поражение. Таким образом, уже в самом названии Фадеев отказывается от какой бы то ни было претенциозности и слепой экзальтации, даёт понять, что роман затрагивает серьёзные темы и показывает события войны такими, какими они были на самом деле, не пытаясь скрыть и умолчать даже самые нелицеприятные вещи.

Также название отображает и то, что произойдёт с самими героями, ведь на протяжении повествования разгрому подвергается не только отряд партизан, но и сами души героев, которые проходят через тяжелейшие испытания, и только самые сильные из них смогут выдержать все трудности и заново собрать рассыпавшийся на маленькие кусочки мир.

Композиция и конфликт

Особенности композиции романа «Разгром» — это описания нескольких героев, глазами которых писатель раскрывает свой сюжет. Повествование постоянно переключается с одного героя на другого, что позволяет и читателю взглянуть на ситуацию с разных сторон. В то же время в романе отсутствует чётко выделенный главный герой, сюжетные линии нескольких персонажей кажутся равнозначными и являются лишь незначительными частями действительно важного события, которое оказывает огромное влияние на судьбы сотен людей.

Роман Фадеева содержит в себе большое количество конфликтов. Они делятся на внутренние, когда герои сталкиваются со своими собственными недостатками, страхами и проблемами, пытаясь преодолеть их, и внешние, когда герои конфликтуют друг с другом. Помимо межличностных конфликтов, мы можем часто наблюдать столкновения между личностью и коллективом, когда партизаны коллективно перевоспитывают Морозко, а также чисто классовый конфликт, когда интеллигент Мечик оказывается не способным прижиться в отряде, состоящим из простых крестьян и рабочих. Народ и интеллигенция в романе «Разгром» противопоставлены друг другу.

Суть: о чём?

Действие романа «Разгром» разворачивается на территории дальнего Востока, где многочисленные отряды красных партизан противостоят интервентам и белогвардейцам. Один из таких отрядов под командованием коммуниста Левинсона занимает деревню. Командир посылает своего ординарца Морозко с важной посылкой к дружественному отряду. Однако, прибыв на место, тот видит, как союзников уже во всю громят японцы. В пылу битвы ординарец спасает одного из бойцов по фамилии Мечик и возвращается вместе с ним к своим.

Далее следует будничная жизнь отряда Левинсона, наполненная, однако, многочисленными конфликтами и предчувствием тяжёлых испытаний.

Левинсон готовится к худшему, чувствуя лежащую на нём ответственность за своих подчинённых. Преданность делу и чувство долга поддерживают в нём силы продолжать борьбу.

Ординарец Морозко ведёт себя недостойно, ворует и мародёрствует, на общем собрании его сурово отчитывают и угрожают выгнать из отряда. Герой раскаивается в своём поведении и на протяжении всего повествования стремиться исправится, становясь в итоге достойным бойцом и серьёзным человеком.

Капризный интеллигент Мечик сталкивается с неприглядностью военного быта и впадает в уныние. Не следит за своей лошадью и презирает своих товарищей, вызывая недовольство в отряде. Единственной отрадой Мечика становится сестра милосердия Варвара, в которую он сразу же влюбляется, но та оказывается женой Морозко, отношения между Мечиком и ординарцем начинают стремительно накаляться.

Противоречия разрешаются в тот момент, когда отряд Левинсона оказывается на краю гибели. Спасаясь от японцев, партизаны отступают, но сталкиваются уже с белыми казаками и несут большие потери. Морозка и Мечик отправляются на разведку и натыкаются на казачий разъезд. В самый ответственный момент Мечик проявляет трусость и позорно сбегает, а Морозко погибает, ценой своей жизни успевая предупредить отряд об опасности. Левинсон ведёт своих людей на прорыв, после жестокого боя в его отряде остаётся только девятнадцать человек. Командир на время поддаётся слабости и плачет, но потом берёт себя в руки, и отряд двигается дальше, чтобы продолжать борьбу до победного конца.

Главные герои и их характеристика

Образы героев в романе «Разгром» обозначены и описаны в формате таблицы, которую для Вас изготовил Многомудрый Литрекон.

Левинсон командир партизанского отряда. Убеждённый революционер, мудрый и спокойный руководитель. Несёт на своих плечах тяжкий груз, но никогда не бежит от ответственности. У него есть семья, но они лишь переписываются друг с другом: жена и дети живут бедно, но тоже не сдаются. Он заботится обо всех своих подчинённых. Разгром отряда и гибель многих его людей становятся для него тяжёлым ударом, но не ломают его.
Иван Морозов (Морозка) потомственный шахтёр, ординарец. На момент начала романа представляет из себя отважного, но крайне легкомысленного и недисциплинированного бойца. Проявляет доброту, спасая от гибели незнакомого ему Мечика. После того, как товарищи коллективно осуждают его, герой становится на путь исправления, вспоминает о дисциплине, не сбегает от ответственности, мирится с женой Варварой, забывает о своей мелочной ссоре с Мечиком. В конце романа Морозко погибает, до конца выполнив свой долг перед товарищами.
Павел Мечик интеллигентный молодой человек. Высокомерный и капризный трус, думающий только о себе. Присоединился к партизанам, вдохновлённый романтическим образом из книг и агитационных плакатов, но, столкнувшись с неприглядными сторонами реальной жизни, впадает в апатию и уныние. К концу романа так и не смог перевоспитаться, в самый ответственный момент он бросает отряд на произвол судьбы и сбегает в город, чтобы больше никогда не воевать. Осознавая свою ничтожность, Мечик пытается застрелиться, но у него не хватает смелости и на это.
Варвара сестра милосердия в отряде Левинсона, жена Морозки. Добрая, сильная и чувственная женщина, которая страдает от эгоизма своего мужа. Он не проявляет к ней должного внимания и уважения, поэтому их отношения можно назвать свободными. Выхаживает раненного Мечика. Интеллигентность и утончённость городского юноши кажутся ей завораживающими, и она влюбляется в него. Однако со временем Варвара примиряется с исправившимся мужем и охладевает к Мечику, который никогда не любил ее, а лишь допускал к себе.

Темы

Тематика романа «Разгром» описана Многомудрым Литреконов в сокращении, но если Вы находите, что раздел неполон, напишите об этом в комментариях.

  1. Героизм – на примере Левинсона, Ивана Морозова и многих других партизан Фадеев показывает, что значит быть настоящим героем без всякого напускного пафоса. По мнению писателя, настоящий герой — этот тот, кто способен поставить интересы большинства выше собственных желаний, тот, кто готов пойти на любые жертвы ради своих товарищей и общего дела.
  2. Коммунизм – как таковые коммунистические идеи не фигурируют в романе. Фадеев избегает прямой и топорной агитации, его герои – это в большинстве своём простые люди, не закалённые идеологически, которые, однако, всё равно сражаются ради светлого будущего, где такие же простые люди, как они, смогут жить счастливо. Именно это, по мнению писателя, и значит быть настоящим коммунистом.
  3. Гуманизм – гражданская война в романе Фадеева показана непрекращающейся чередой испытаний и жестокости. Однако даже среди всех этих ужасов есть место для милосердия и доброты.
  4. Народ – писатель показывает вовлечённость простого народа в гражданскую войну. Все бойцы отряда Левинсона — простые рабочие и крестьяне, сражающиеся за своё будущее и будущее своих детей против интервентов и врагов простого народа.

Проблемы

Проблематика романа «Разгром» тоже будет раскрыта наиболее полно, если читатель обратится к Многомудрому Литрекону в комментариях.

  1. Гражданская война – Фадеев постоянно подчёркивает как жестокость и разрушительность гражданской войны, так и необходимость продолжать борьбу с врагами революции, пусть и цена этой победы будет огромна.
  2. Предательство – характерно, что именно интеллигент Мечик оказывается единственным предателем в отряде, едва не погубившим всех. В этом присутствует суровая логика классовой борьбы, Фадеев подчёркивает отчуждённость интеллигенции от простого народа, её ненадёжность и трусость.
  3. Человек в огне гражданской войны – война становится испытанием для главных героев. Именно пройдя через все трудности, испытания и лишения, они понимают, чего они стоят, преодолевают свои слабости и недостатки, как Морозко и Левинсон, либо, как Мечик, окончательно опускаются и совершают самые омерзительные поступки.
  4. Социальное неравенство — в биографиях героев Фадеев отмечает их происхождение и условия жизни. Герои из трудового народа жили в нищете и всегда подвергались дискриминации со стороны людей при власти. Поэтому в новой борьбе им нечего терять, кроме своих цепей, как сказал бы В. Ленин. Зато Мечик и ему подобные жили сытно, не нуждались, поэтому он не может выдержать борьбу и лишения — ему не за что воевать.

Основная идея

Роман представляет собой натуралистичную зарисовку одного из эпизодов гражданской войны, которая стремится показать эти события максимально достоверно, без замалчивания и примитивной пропаганды. Смысл романа «Разгром» заключается в том, что советский народ прошел суровую школу жизни на полях сражений за свою идею. Поэтому он и дальше будет стойко оборонять свой образ жизни, добытый и завоеванный таким кровавым трудом.

Книга рассказывает нам, какие люди сражались на стороне советской власти в той войне, показывает жертвы, на которые им пришлось пойти, и объясняет, почему именно эти люди в итоге одержали победу. Автор демонстрирует основы пролетарской морали и показывает классовую теорию на практике: пролетарии сильнее и сплоченнее интеллигентов и дворян, потому что у них за спиной честная трудовая жизнь, а не паразитизм. В этом и состоит главная мысль в романе «Разгром».

Чему учит?

Произведение «Разгром» учит нас тому, что настоящий героизм заключается в умении поставить интересы большинства выше своего собственного эгоизма. Оно показывает, что во времена тяжёлых испытаний люди должны сплачиваться и решать все проблемы сообща. Оно заставляет задуматься о необходимости смирения перед лицом трудностей, которые необходимо пережить.

Фадеев осуждает трусость, эгоизм и высокомерие, которые, по его мнению, отделяют человека от коллектива и ведут его к окончательному моральному разложению. Мораль романа «Разгром» и нравственные уроки книги говорят о том, что индивидуализм является основой для возникновения пороков, которые мешают человеку идти к своей цели и оставаться при этом нравственно полноценным. Вывод прост: людям нужно держаться вместе и дорожить за общую идею.

Критика

После публикации роман был принят довольно неоднозначно. Причём критика зачастую шла с кардинально противоположных позиций.

С одной стороны, Фадеева раскритиковали такие деятели искусства, как Осип Брик, увидев в романе неумелую и оторванную от реальности пропаганду.

Так, например, Морис Паризанин в предисловии к парижскому изданию «Разгрома», основываясь на выводах советской критики, писал об основной теме «Разгрома» — теме «рождения нового человека», о влиянии Толстого на молодого писателя, сочетая, впрочем, это с утверждением, что русская критика, «всегда весьма чувствительная к идеологическим тенденциям произведений», якобы оценивает их «независимо от художественного качества». В статье имеются и другие искажения, но автор признает значение «Разгрома» и талантливость его создателя.

Другой английский рецензент — Конитц — в статье «Люди в советской литературе», опубликованной в том же году в сборнике «Голоса Октября. Искусство и литература в Советской России», отмечая, что Фадеев «тонкий художник», также утверждал, будто дальневосточные партизаны не знают, за что они воюют.

С другой стороны, роман был раскритикован и со стороны государственных функционеров, которым роман показался слишком мрачным, а образы красных партизан непритягательными и лишёнными революционной романтики.

Сам А.А. Фадеев защищал свою позицию тем, что не считал себя обязанным изображать «в людях всякого рода мелочи и пустяки», которыми «запятнана» реальная жизнь. Он хотел описать возникновение героизма в человеке, а не всю его жизнь от начала и до конца.

Рецензенты французской газеты «Ле Суар» провели сравнение «Тихого Дона» Шолохова и «Разгрома» Фадеева:

«Роман Шолохова как бы течет подобно широкому величественному потоку; «Разгром» Фадеева развивается подобно течению капризной реки, то спокойной, то бурной, в зависимости от того, течет ли она в долине или низвергается с кручи».

Журналисты из газеты «Юманите» (1950 год) отметили, что герои Фадеева — «это наиболее сознательные люди, с богатейшей внутренней жизнью и живейшей жаждой жизни.

Автор: Михаил Щепин

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *