Что такое олицетворение в литературе? (+ примеры)

Иностранцы не зря часто говорят о том, что русский язык очень сложный. Дело не только в том, что у нас огромный запас слов, которые ещё делятся на современные и устаревшие, последние как раз употребляют люди пожилого возраста. Всё усложняется ещё и тем, что русский язык наполнен разными приемами и оборотами, которые русскоговорящие не воспринимают чем-то странным и, возможно, даже не задумываются над тем, что говорят. В этой статье Вы сможете познакомиться с литературным приемом «Олицетворение», которое часто вызывает у иностранцев ступор, потому что они не понимают, почему убегает молоко, а время летит, ведь у них нет ни ног, ни крыльев.

Что это такое и какие у него функции?

Олицетворение – это присуждение неодушевленным предметам и явлениям «живых» качеств, характеристик и свойств. К примеру, «весёлые солнечные зайчики» — это совсем не зайчики, и они вовсе не веселые, так называют отражение солнца от зеркальной поверхности.

Запомнить этот приём очень легко, чаще всего олицетворение проявляется в глаголах, которые относят к неодушевленным предметам, но также животных и явления могут наделять человеческими качествами.

Теперь перейдем к функциям. Здесь всё просто, их не так много.

  1. Мы привыкли видеть художественную литературу яркой, разнообразной, представляя всё в голове и переживая ощущения и чувства героев произведения. Но иногда недостаточно просто красочно написать о чём-то, это нужно ещё и подчеркнуть, чтобы читатель полностью погрузился в происходящие события. Как раз в таком случае авторы и используют приём олицетворения, который пробудит читательское воображение.
  2. Если человек сталкивается с незнакомым или выдуманным зверем, растением или явлением, то на бумаге легче всего выразиться с помощью олицетворения. Читатели ассоциируют знакомое для них чувство или образ с тем, что для них было бы непонятно, если бы автор излагался сухим языком с простым описанием.
  3. И ещё одна немаловажная функция, которую чаще всего можно увидеть в детской литературе – это возможность обыгрывать сюжет, чтобы он стал интересней и понятней. Дети намного больше будут вовлечены в рассказ о неуклюжем медвежонке, который любит мёд и находит неприятности, при этом легче понимая мораль, чем в истории о помещиках и дворянах.

Где можно найти олицетворение: примеры

Если отвечать на вопрос кратко – почти везде. В одном художественном произведении олицетворение может быть в каждом абзаце или на каждой странице. В то же время в научной работе будет всего один приём, который настолько часто используется в обычной речи, что его может даже сам автор не воспринимать как средство выразительности. Примеры олицетворения есть в большинстве стихотворений.

В стихотворениях чаще всего используется метафора, когда могут также сравнивать живое и неживое, но если разделить слова, то получится уже другой смысл. Но есть и такие, где используется олицетворение, например, как писал Владимир Маяковский в своем произведении «Облако в штанах»:

«Слышу:

тихо,

как больной с кровати,

спрыгнул нерв.»

Здесь олицетворяется больной нерв, который спрыгнул с кровати. Если продолжить читать дальше, то в голове будет не образ скачущих нервов, а именно ощущение той тяжести в голове от переживаний, которую сложно объяснить, когда мысли начинают путаться, а человек сам начинает уставать от такой эмоциональной бури.

Также олицетворение найдется и у известного поэта Сергея Есенина. Например, в его стихотворении «Мелколесье. Степь и дали» есть строчка:

«Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.»

Автор показывает нам дорогу обычного крестьянина, которая очень сложная, но в то же время любимая. Насколько все знают, бубенцы звенят, но Есенин решает использовать слово «зарыдали», словно ребенок – резко, громко и звонко.

Можно ещё долго приводить примеры олицетворения в стихотворениях, но тогда будет очень долго и нудно, поэтому лучше перейти к произведениям.

Выразительные средства в литературе используются разные и часто, и это стало применяться ещё задолго до появления письменности. Олицетворение появилось из-за одушевления божеств и духов, можно сказать, язычество дало опору для этого приёма, поэтому его можно найти даже в таком произведении, как «Слово о полку Игореве»:

«Поникает трава от жалости,
А древо печалию
К земле преклонилось.»

Для того чтобы читатель проникся трагическим моментом поэмы, автор решил описать состояние природы. И для того чтобы подчеркнуть гнетущую атмосферу, нам показывают, что даже траве грустно, жалко полк Игоря, поэтому она вместе с деревом печалится и склоняется вниз, к земле. Хотя природа не может чувствовать события, и жалеть, соответственно, тоже никого не может.

Ещё одним великолепным и известным произведением является «Вишневый сад» Антона Павловича Чехова. В его пьесе собралось невообразимое множество выразительных средств, оборотов речи, жанров и идейных смыслов, что не хватит пальцев пересчитать. Хорошо видно олицетворение в словах Трофимова, которые он сказал во 2 действии:

«…Вот оно, счастье, вот оно идет, подходит все ближе и ближе, я уже слышу его шаги.»

Герой говорит о счастье, как о человеке, чьи шаги приближаются. Читатель будто сам вместе с Трофимовым начинает ждать и радоваться, перенимая его настроение.

Олицетворение в сказках играет важнейшую роль. Например, сказка А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» завязана на этом приеме: рыбка изначально обладает волшебной силой и сознанием, как и морская стихия.

Значение олицетворения в литературе

В литературе олицетворение играет огромную роль, не только для того, чтобы повысить художественность текста, и сделать его более прозаичным или меланхоличным, но ещё и в целях выразительности, чтобы подчеркнуть какое-то событие и дать ему эмоциональную окраску. Да, существует ещё много видов выразительных средств, однако олицетворение стало первым и по сей день используется не только на бумаге, но и в повседневной речи.

Согласитесь, намного удобнее сравнить шелест листьев с шепотом, чем долго описывать то, как шуршат листья из-за ветра, или часто говорят «стены лечат», имея ввиду домашнюю атмосферу, где человек ощущает себя комфортней всего и быстрее идет на поправку.

Без олицетворения не только литература станет более черствой и строгой, но и наша разговорная речь.

Автор: Елена Корецкая

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *