Анализ стихотворения «Мы живём, под собою не чуя страны» (О.Э. Мандельштам)

Осип Эмильевич Мандельштам – поэт с нелёгкой судьбой. За прямоту и откровенность своих сочинений он не единожды подвергался гонениям и жизнь закончил в ссылке. Многомудрый Литрекон предлагает читателю анализ провокационного стихотворения «Мы живём, под собою не чуя страны» по плану. Именно за произведение, разбор которого представлен в настоящей статье, Осип Мандельштам был дважды репрессирован и сослан на Дальний Восток, откуда ему уже не суждено было вернуться. 

История создания

Стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны» было написано Мандельштамом в ноябре 1933 года под впечатлением от страшных картин крымского голода, которым поэт оказался свидетелем. Одним из первых колкую эпиграмму на вождя услышал поэт Борис Пастернак, оценивший произведение как «акт самоубийства», а не поэтический факт. Пастернак порекомендовал больше никому не читать стихотворение, однако Мандельштам не внял его совету, читая опасное сочинение как друзьям, так и малознакомым людям. Такое отчаянное, бесстрашное поведение поэта действительно наталкивает на мысль, что это был скорее акт политический, нежели литературный.

Ответной реакции от властей долго ждать не пришлось – кто-то из слушателей донёс на поэта, и в 1934 году Мандельштам был арестован и сослан в Чердынь. Благодаря ходатайству друзей-литераторов наказание смягчили на поселение в Воронеже, однако уже в 1938 году делу дали новый ход и Мандельштама отправили этапом на Дальний Восток, где поэт совсем скоро скончался.

Жанр, направление, размер

В жанровом отношении стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны» можно отнести к политическим эпиграммам, поскольку оно в сатирической форме высмеивает фигуру правителя. Некоторые литературоведы также называют его палинодией («ода наоборот»).

 Что касается литературного направления – исследователи творчества Мандельштама не пришли к единому мнению относительно того, к какому направлению можно причислить стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны». Однако сочинение безусловно содержит черты модернизма, переживающего свой расцвет в начале двадцатого столетия.

Размер стихотворения «Мы живём, под собою не чуя страны» – чередующийся четырёх- и трёхстопный анапест с парной рифмовкой. Простота рифмуемых слов призвана передать ту «банальность зла», которую поэт видит в руководителе страны.

Композиция

Композиционно стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны» членится на две строфы по восемь строк в каждой. 

  1. 1.Первое четверостишие произведения описывает бедственное состояние людей, лишённых чувства Родины и права говорить то, что на самом деле думают. Тех же, кто решится хотя бы попытаться высказаться, тут же припугнут «кремлёвским горцем» — всесильным и не знающим пощады. Во втором четверостишии Мандельштам создаёт образ вождя, подчёркивая неприглядные, отталкивающие черты его натуры. 
  2. 2.Вторая строфа начинается с представления подчинённых властителя – слабых и беспомощных, раболепных и жалких. 
  3. 3.Последнее же четверостишие повествует о репрессивной природе указов вождя, давая отсылку к его преступному прошлому.

Образы и символы

Образы и символы в стихотворении «Мы живём, под собою не чуя страны» описаны в списке:

  1. 1.Центральным образом произведения, безусловно, является фигура верховного вождя – Иосифа Сталина. «Кремлёвский горец» рисуется поэтом существом примитивным, грубым, пугающим и жестоким, что выражается как во внешности правителя, так и в его манере правления. 
  2. 2.Представлен в произведении и образ народа – онемевшего, напуганного, безвольного.
  3. 3.Возникающее в окончании стихотворения упоминание «малины» отсылает к преступному прошлому Сталина.
  4. 4.Подчинённые вождя являются в образе существ, почти утративших человеческие черты. Они, как марионетки, послушно исполняют любое желание правителя, штампующего указы, что подковы. 

Темы

Тематика стихотворения «Мы живём, под собою не чуя страны» относится к вечным вопросам, которые не решены до сих пор:

  1. Одна из главных тем стихотворения – тотальная несвобода и отсутствие права даже на разговор, лишённый страха и фикции. Высказаться честно, без увёрток и экивок, как то делает сам Мандельштам в своём стихотворении, – недоступная роскошь. Фигура всесильного правителя, который уничтожает на корню всё, что может как-то опорочить его власть, живёт в умах людей, держит их в покорном состоянии. 
  2. Звучит в произведении и тема раболепства, угодничества – окружение Сталина состоит из «тонкошеих вождей», которые не способны сказать и единого слова «против» своему повелителю. 
  3. Тема тотальной, беспрекословной власти, грубым жестом подминающей под себя всё живое, также ярко отражена в стихотворении. 
  4. Появляется в стихотворении и тема преступного прошлого вождя («Что ни казнь у него – то малина»). 

Проблемы

Основная проблема стихотворения «Мы живём, под собою не чуя страны» – тирания нового режима. Поэт ставит вопрос, возможно ли высвобождение народа из-под гнёта тиранической власти? Стихотворение, которое по прямолинейному, даже несколько грубому характеру написания, являет собой скорее акт гражданского неповиновения, нежели чисто поэтическое событие, послужило толчком к очередному проявлению той беспощадной силы, которая в произведении обличается.

Не преувеличением будет сказать, что эти шестнадцать строчек разделили жизнь Мандельштама на «до» и «после». Высмеивать и обличать существующую власть, беспощадную к своим противникам, – поступок храбрый, пускай и отчаянный. Поэт несомненно внёс свою лепту в борьбу с жестокостью сталинского режима ценой собственной свободы.

Основная идея

Главная мысль произведения «Мы живём, под собою не чуя страны» заключается в невозможности честной жизни в плену у тоталитарного лидера. 

В бесстрашных поэтических строках слышится призыв к освобождению, стремление донести до читателя понимание гнусной, преступной природы правителя и его режима. Таков смысл стихотворения «Мы живём, под собою не чуя страны». Перед глазами совершенно отчётливо вырисовывается грозный, ужасающий образ властителя, который своей грубой силой подавляет всё живое на своём пути.

Средства выразительности

Тропы в произведении «Мы живём, под собою не чуя страны» заслуживают отдельного упоминания:

  1. 1.Перефраза – Мандельштам не называет имени вождя напрямую, говоря вместо этого «кремлёвский горец», «осетин»;
  2. 2.Сравнения «пальцы, как черви», «слова, как пудовые гири», «как подкову, дарит за указом указ» позволяют понять, каким поэт представляет себе правителя;
  3. 3.Литота «полразговорца» (авторский неологизм) помогает прочувствовать то жалкое положение, в котором находится человек, живущий в тоталитарном государстве;
  4. 4.Гиперболы «усища», «голенища» в очередной раз подчёркивают грубую силу властителя;
  5. 5.Антитеза – противопоставление «тонкошеих вождей» «широкой груди» правителя указывает на исключительность его фигуры среди всей властной элиты общества;
  6. 6.Переиначенный фразеологизм «не в бровь, а в глаз» – «Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз»;
  7. 7.Олицетворение – «Тараканьи смеются усища»;
  8. 8.Жаргонизм – «малина» (воровской притон). 

Автор: Екатерина Вельмакина

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector