Подтекст в литературе: что это такое?
Высказывание является основной причиной искусства. Автор творит, потому что ему есть что сказать. Для подобной цели в разных сферах искусства есть свои инструменты и в этой статье мы поговорим о самом тонком и распространенным из них – о подтексте. Приятного просвещения!
Определение
Подтекст — это не озвученный смысл. Его нет в самом тексте, он находится «между строк». Уместным здесь будет пример, подсмотренный у Эрнеста Хемингуэя, который утверждал, что литературный текст подобен айсбергу, где всё написанное — это лишь его верхушка, а в глубине остаётся подтекст, который и является основной частью истории. Условно говоря, подтекстом можно считать всё, на что намекает автор. А для того чтобы понять эти намёки в произведении, достаточно сложить слова говорящего и его намерения.
Подтекст бывает внутренним и внешним. Внутренний подтекст ссылается на сам текст произведения и остаётся внутри него, внешний же подтекст ссылается на информацию вне произведения. То есть, в первом случае нам, как читателям, хватает информации из самого произведения, а во втором случае нам необходим наш жизненный опыт для понимания подтекста.
Основные функции
Многомудрый Литрекон призывает читателей рассмотреть функции подтекста в литературе.
- Художественное разнообразие. В первую очередь, подтекст необходим автору, дабы сделать книгу интересней. Без подтекста нет художественности. Читателям было бы скучно читать книги, если бы их главные темы напрямую в них высказывались. Хорошо написанные книги формируют идеи не на бумаге, а в голове читателей.
- Сокращение объёма. Порой у авторов бывает вполне канцелярская причина использовать подтекст. Он позволяет не прописывать все истины, а лишь намекать на них. Таким образом, огромные абзацы текста превращаются в утончённые строки, что позволяет уложиться в необходимый объём.
- Эмоциональный окрас. Одни и те же события могут выглядеть по разному, в зависимости от их контекста. В рассказе «После бала» Льва Николаевича Толстого мы очень наглядно видим, как у главного героя меняется отношение к обстановке с появлением новой информации. И мы перенимаем это отношение, улавливая подтекст.
- Раскрытие героев. Зачастую описание персонажа объясняет нам его поведение, но именно подтекст помогает нам его понять. К примеру, в «Хамелеоне» Антона Павловича Чехова напрямую нам никто не говорит о чинопочитательстве одного из персонажей, нам просто пересказывают его действия, и из них мы делаем выводы. В данном случае подтекст делает персонажа глубже и интересней, ведь его характер появляется не на бумаге, он появляется в голове у читателя.
Примеры
Для большего понимания приведём примеры подтекста в литературе. У Гоголя в «Мёртвых душах» мы вычитываем, что у Манилова есть книга, с закладкой на 14 странице, которую он читает уже два года.
«В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года» — «Мёртвые души» Н. В. Гоголь
Эта деталь напрямую нам ничего не говорит, но она намекает на то, каков персонаж Гоголя. Ведь Манилов читает не ради удовольствия или образования, он создает соответствующую иллюзию, чтобы его считали читающим. Таким образом, одно намекающее предложение заменило нам объёмный описательный абзац и сделало текст более художественным.
Если же у Гоголя подтекст есть в отдельном предложении, и без него мы можем понять всё остальное произведение, то у Набокова всё сложнее. В «Лолите» автор не говорит нам, что Гумберт Гумберт — плохой человек. Более того, на первый взгляд может показаться, что он его оправдывает, однако стоит взглянуть глубже.
Гумберт Гумберт — ненадёжный рассказчик, который пребывает в иллюзиях и всячески старается ими объяснить свое поведение. На это есть много намёков, например: Гумберт оправдывает себя тем, что Данте Альиггери тоже любил Беатриче, когда та была совсем ребёнком:
«В конце концов, Данте безумно влюбился в свою Беатриче, когда минуло только девять лет ей, такой искрящейся, крашеной, прелестной, в пунцовом платье с дорогими каменьями, а было это в 1274-ом году, во Флоренции, на частном пиру, в веселом мае месяце» «Лолита» В. В. Набоков
Только вот он умалчивает, что и самому Данте на тот момент было 10 лет.
При первом прочтении на это тяжело обратить внимание, особенно учитывая сам сюжет, но при последующем возвращении к тексту читатель замечает подобные мелочи и в них прочитывает подтекст. А без него это произведение просто перестаёт работать, перестаёт быть особенным.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что подтекст — очень сильный инструмент. Он позволяет автору сделать своё произведение более утончённым, интересным и необычным. Помимо этого, подтекст порождает одну очень интересную дилемму: несмотря на то что автор высказывается, самое важное должно остаться несказанным.
Автор: Саид-Магомед Берсанов