Направления итогового сочинения 2020-2021 года

В конце прошлого учебного года, в самый разгар пандемии, десятиклассников и учителей постигло еще одно разочарование: представители профильного министерства заявили о необходимости пересмотра порядка выдачи направлений итогового сочинения. Чиновники выразили опасение, что ученики не готовятся к экзамену самостоятельно, а слепо копируют материалы из свободных источников, довольствуясь общими словами и затертыми до дыр примерами из литературы. Поэтому представители ведомства задумались об отказе от заранее известны направлений. Предстоящая реформа вызвала шквал критики: школьники и педагоги даже создали петицию, защищающую право детей на подготовку к экзамену, которая невозможна без направлений. Тематическое многообразие русской литературы неимоверно богато, а потому школьники, даже зная содержание книг и умея анализировать его, не могут за 4 часа глубоко и качественно раскрыть любую тему без маломальской подготовки. Кроме того, все силы выпускников и так уходят на ЕГЭ и поступление в вузы, и времени на итоговое сочинение, которое проводится уже в декабре этого года, катастрофически… нет (даже не «мало»). Видимо, эти доводы не остались без внимания, ведь уже в августе мы получили новые направления итогового сочинения 2020-2021 года с обширными комментариями. Многомудрый Литрекон приводит их в одной подборке и снабжает своими скромными соображениями. Приятного просвещения!

Забвению не подлежит

Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. (комментарий от ФИПИ)

В этом году мы все празднуем годовщину Великой Победы. Весь 2020 год был наполнен радостными и одновременно печальными событиями, посвященными этой важной дате. Поэтому все мы вправе ожидать, что данное направление итогового сочинения будет посвящено раскрытию тем войны, подвига, милосердия, смелости и исторической памяти нашего многострадального народа. Поэтому всем выпускникам нужно взяться за прочтение отечественных книг о Второй мировой войне и ее эхе в истории России. Вот примеры книг, которые точно пригодятся при подготовке:

  1. «А зори здесь тихие», Б. Васильев;
  2. «Сотников», В. Быков;
  3. «Обелиск», В. Быков;
  4. «Повесть о настоящем человеке», Б. Полевой;
  5. «Судьба человека», М. Шолохов;
  6. «Василий Теркин», А. Твардовский;
  7. «В списках не значился», Б. Васильев.

Я и другие

При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми.

Подобное направление уже было в истории итогового сочинения, но оно раскрывалось гораздо уже, чем то, что предлагается сейчас. Однако общие тенденции останутся нетронутыми, а темы — прежними, но перефразированными. Взаимоотношения личности и общества — это бунт или смирение, ведомость или лидерство, индивидуальность или попытка слиться с толпой. Конфликт проще, чем кажется, и у каждого из нас он был, есть и будет. Что Вы выбираете: серую массу или яркую вспышку, но под гнетом осуждения? Что лучше: пойти на компромисс с окружением, или отстаивать свою позицию, рискуя ранить или обидеть? Вот такого типа темы будут на экзамене. Какие книги помогут подготовиться к итоговому сочинению по направлению «Я и другие»?

  1. «Мцыри», М. Лермонтов;
  2. «Мы», Е. Замятин;
  3. «Мастер и Маргарита», М. Булгаков;
  4. «Чучело», В. Железников;
  5. «Евгений Онегин», А. Пушкин;
  6. «Горе от ума», А. Грибоедов;
  7. «Война и мир», Л. Толстой.

Время перемен

В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений.

Какие масштабные перемены в обществе помогут аргументировать свою точку зрения? Вспоминаем революцию 1917 года, Великую Отечественную войну 1941-1945, отмену крепостного права в 1861 году. Книги, посвященные этим событиям нашей истории, станут незаменимым подспорьем в подготовке к итоговому сочинению. Направление будет направлено и на внутренний мир человека, темы могут быть менее масштабными и более личными. Например, стоит ли менять свои взгляды, подстраиваясь под новое окружение? Как происхождение влияет на мировоззрение человека? Как война отражается на человеческих судьбах? Какие изменения вносит в общество революция? Такие темы могут быть представлены на экзамене. А вот подходящие для подготовки книги:

  1. «Тихий Дон», М. Шолохов;
  2. «Капитанская дочка», А. Пушкин;
  3. «Война и мир», Л. Толстой;
  4. «Кому на Руси жить хорошо», Н. Некрасов;
  5. «Доктор Живаго», Б. Пастернак;
  6. «Анна Каренина», Л. Толстой;
  7. «Вишневый сад», А. Чехов.

Разговор с собой

Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования.

Самоанализ, диалектика души, внутренний мир человека — вот те темы, на которые стоит обратить внимание в подборе произведений. Духовные поиски и путь человека к самосовершенствованию или саморазрушению можно найти во многих произведениях Толстого и Достоевского. Новые направления итогового сочинения 2020-2021 года гораздо сложнее, чем предыдущие, но и к ним можно подготовиться заблаговременно, выявив приблизительный круг тем и книг для аргументации. Темы могут быть такими: Как меняет человека любовь?; Что такое «духовный рост личности»?; Нужно ли человеку меняться к лучшему?; Зачем человеку развиваться?; Что значит «быть самим собой»?. А вот книги для подготовки к итоговому сочинению по направлению «Разговор с собой»:

  1. «Война и мир», Л. Толстой;
  2. «Преступление и наказание», Ф. Достоевский;
  3. «Тихий Дон», М. Шолохов;
  4. «Ионыч», А. Чехов;
  5. «Гроза», А. Островский;
  6. «Герой нашего времени», М. Лермонтов;
  7. «Евгений Онегин», А. Пушкин.

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

Это, пожалуй, самое сложное направление итогового сочинения 2020-2021 года. Почему? Аргументировать свою точку зрения поможет литература современности, а в школьной программе ее нет. Конечно, опытный автор может выкрутиться, используя литературу прошлого, но сама формулировка направления и комментарий от ФИПИ противоречат таким попыткам. Совершенно не понятно, почему программа не соответствует этим запросам. Очевидно, это направление выберут только те выпускники, которые много читают и готовятся поступить на гуманитарный факультет, где требуется расширенное представление о литературе. Будьте осторожны, раскрывая эти темы. Нужно убедиться, что у Вас есть достаточно аргументов для работы с ними. Вопросы могут быть такого типа: Как молодое поколение относится к истории родной страны? Чем интересуется современная молодежь? Как развитие технологий повлияло на молодежь? Чем отличаются представители разных эпох? А вот и книги Вам в помощь:

  1. «Generation П», В. Пелевин;
  2. «Виноваты звезды», Джон Грин;
  3. «Дом, в котором…», Мариам Петросян;
  4. «Дневник Алисы», Беатрис Спаркс;
  5. «Над пропастью во ржи», Джером Сэлинджер;
  6. «Вино из одуванчиков», Рэй Брэдбери;
  7. «Милые кости», Элис Сиболд.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *