Анализ романа «Евгений Онегин» (А. С. Пушкин)

Сложно найти русского человека, не слышавшего об этом произведении. Его тщательно изучают в школе, заучивают отрывки наизусть, цитируют (не всегда, однако, отдавая себе отчет об источнике цитаты). Роман был неоднократно экранизирован, по нему создавались оперы, ставились спектакли. В формате разбора Многомудрый Литрекон вместе с Вами постарается вспомнить, что представляет собой «Евгений Онегин», какую идею он несет читателям, в чем заключается секрет его популярности во второй половине 1820-х годов (когда начали печататься первые главы), и какова причина вящего интереса филологов и литературоведов современности.

История создания

«Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница. Вроде «Дон-Жуана» — о печати и думать нечего; пишу спустя рукава», — пишет Пушкин своему другу Петру Андреевичу Вяземскому в письме 4 октября 1823 (первая глава уже закончена).

В предисловии к первому изданию первой главы Пушкин писал: «Вот начало большого стихотворения, которое, вероятно, не будет окончено…». Все это указывает на то, что поэт не имел конкретного плана на написание «Евгения Онегина», не думал о сюжете, героях, конфликте, однако уже тогда считал произведение своим лучшим творением. Этим (работой на ощупь, без планирования) отчасти объясняются метаморфозы, произошедшие в ходе создания книги: исключение Пушкиным последней главы из окончательного текста романа, несоответствие медленности, практически статичности развития сюжета в первых главах стремительному повествованию в последующих, несоразмерное количество лирических отступлений в разных главах. Несмотря на это, произведение, как и каждая глава в отдельности, является удивительно цельным.

Известны основные даты написания:

  • 9 мая 1823 – начало работы над романом;
  • 26 апреля 1830 – окончена восьмая (изначально девятая), т.е. последняя глава.
  • 5 октября 1831 – написано письмо Татьяны Онегину. Поставлена точка в работе над текстом.

Примечательно также, что период написания романа почти совпадает с его внутренней хронологией (описанные события происходят с 1819 по 1825 год).

Жанр, направление и композиция

  • Жанр. Вопрос о жанре «Евгения Онегина» не имеет однозначного ответа. Сам Пушкин называл свое детище романом в стихах (редкий жанр, образующийся на стыке поэмы и романа). Такое определение вполне оправдано, поскольку, будучи написанным в стихотворной форме, произведение имеет многие признаки романа: социально-исторические и бытовые описания, множество героев, сложная структура. Некоторые критики, в числе которых был и Белинский, относили произведение к поэме, не отрицая при этом наличие признаков романа.
  • Направление. Внимательный читатель может заметить, как резко отличаются первые две главы от последующих с точки зрения характера повествования. Во время работы над первой главой Пушкин намеревался придать произведению сатирический характер. «Пишу новую поэтому “Евгений Онегин”, где захлебываюсь желчью», — сообщает поэт А.И. Тургеневу в декабре 1823 года. Впоследствии замысел изменился, Пушкин рос и развивался, учился глубоко мыслить, расширялся и его замысел. К тому же, он понимал, что подобная манера повествования может привлечь внимание цензуры. В следствие всего этого он изменил вектор повествования, начал больше внимания уделять героям, их проблемам, переживаниям, стремлениям к лучшей жизни (признаки романтизма) и поиску причинно-следственных связей в их поступках (признак реализма). Таким образом, роман являет собой удачное переплетение реалистических традиций с романтическими на фоне ярко выраженных сатирических первых глав.
  • Композиция. Яркой композиционной особенностью романа является объединение персонажей из трех миров в одной реальности, в одной вселенной. Герои романа пересекаются с реальными людьми (Онегин гуляет с самим Пушкиным, Татьяна разговаривает с Вяземским на балу), либо сравниваются с ними («читал в лирическом бреду, как Дельвиг пьяный на пиру» — про Ленского; «второй Чадаев» — про Онегина). Все это вызывает у читателя ощущение реальности происходящего. Однако далее Пушкин делает прямо противоположный ход – вводит нереальных персонажей (из литературного мира): чета Скотининых (из комедии «Недоросль» Фонвизина), Буянов – якобы двоюродный брат автора (на самом деле герой поэмы Василия Львовича Пушкина «Опасный сосед»). Кроме того, Пушкин сам напрямую обращается к читателю посредством лирических отступлений. Все вместе производит эффект втягивания последнего внутрь романа.

О чем?

Евгений Онегин, мот и «молодой повеса», тратил юность на балы, гуляния, ухаживания за светскими дамами и прочие увеселительные обряды. После смерти дяди получил в наследство поместье, в котором поселился и начал вести отшельнический образ жизни, изредка совершая вылазки на обед к своему другу — поэту Владимиру Ленскому. Однажды последний пригласил товарища в гости к семье своей возлюбленной Ольги. Онегин приковывает к себе всеобщее внимание, но особенно его образ застревает в голове у Татьяны – сестры Ольги. Она без памяти влюбляется в него и скоро решается на отчаянный шаг: пишет откровенное, даже наивное письмо, в котором разоружает себя и признается в своих чувствах. Реакция опытного, видавшего виды Онегина неоднозначна. Он искренне сочувствует Тане, объясняя свой отказ тем, что считает себя недостойным ее.

Из-за произошедшего разговора Евгению неловко бывать у Лариных. Но именно у них разворачиваются основные события дуэли: Онегин, желая отомстить другу за неприятный осадок на душе из-за его приглашения на званый вечер в честь именин Татьяны, флиртует с Ольгой. Взбешенный жених зовет приятеля на дуэль. Боязнь показаться трусом мешает Евгению отменить поединок. В результате он убивает товарища, а после бежит за границу.

Проходит время, Татьяна выходит замуж за генерала, Онегин же по-прежнему холост и по-прежнему редко выходит в свет. Однако стоило ему появиться на балу, как он тут же встречает ту самую Таню, теперь уже светскую даму, жену успешного и уважаемого человека. Его мысли и чувства, принципы, взгляды – все переворачивается вверх дном, какое-то время он пытается прийти в себя, но в конце концов лишь зеркально повторяет историю, то есть сам пишет письмо, где объясняется в любви. Татьяна поначалу избегает его, но случай сводит их вместе в ее доме. Она не может сдержать эмоций, говорит, что по-прежнему любит Онегина, однако на сей раз разум берет верх. Она уезжает с генералом, оставляя нашего героя наедине со своими ошибками.

Открытие Пушкина касаемо женской психологии укладывается в две строки:

Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей.

История Евгения Онегина (как частный случай мужской психологии) может быть выражена так: есть возможность – нет желания, нет возможности – есть желание. Такова суть отношений героев. Если Вы хотите поподробнее изучить сюжет книги, обратите внимание на краткое содержание по главам.

Главные герои и их характеристика

Система образов в романе строится на противопоставлении антиподов: Татьяна — Ольге, Евгений — Владимиру, Няня — матери Лариных, генерал — Онегину.

  1. Онегин. Ему целиком посвящена первая глава. Из нее мы узнаем, что он родился в Петербурге, все детство за ним ухаживали гувернантка и гувернер, позже — месье аббат. На проказы ребенка смотрели сквозь пальцы, не докучали ему моралью, зато подготовили его к выходу в светское общество, которому он сразу понравился благодаря знанию французского, умению кланяться и танцевать мазурку. Однако не было ни одного вопроса, в котором Онегин разбирался бы действительно глубоко; свое невежество он скрывал за молчанием с ученым выражением лица. В чем ему не было равных, так это в делах, касающихся прекрасного пола. Лицемерие, интриганство, небрежность в переписке, красноречие — все это не оставляло шансов дамам, чьим постоянным вниманием пользовался наш герой. Ему чуждо искусство, не особо интересна литература. Зато он часами может рассматривать в зеркале свой очередной наряд. Несмотря на жизнь, казалось бы, полную лишь наслаждений и отдыха, Евгений Онегин несчастлив, поскольку все, чем он жил, в скором времени ему наскучило, наступила хандра. Это классический лишний человек, который обладал большими возможностями, но не смог найти себя ни в семье, ни в призвании, ни в подвиге. Он лишь прозябал и тратил время на бессмысленные увеселения.
  2. Ленский. Сосед Евгения по деревне, Владимир Ленский, показан полной противоположностью главного героя на момент их знакомства (однако имеются сходства с «прошлым Онегиным», не успевшим разочароваться в свете и увянуть от его «хладного разврата» — подробнее об этом написано в сравнительной характеристике героев (с таблицей)). Жил и учился в Германии, богат, хорош собой, Ленский был желанным женихом. Он — поэт со всеми присущими ему характеристиками: горяч, вольнолюбив, открыт для друзей, для дам, восторжен, слишком доверчив. Дух его пылок, речь торжественна, а в душе живет надежда. Цель его жизни не определена, именно это и заставляет его верить в грядущие чудеса. Владимир из тех людей, для которых сердце является главным инструментом принятия решений. Однако его талант вызывает сомнения у самого автора. После смерти поэта он рассуждает, что тот стал бы заурядным обывателем с неверной женой, лишним весом, подагрой и кучей детишек. Его будущее было лишено тех таинственных красок, которыми наделяло его пылкое воображение Владимира. Даже в любви он ошибся: Ольга была ветреной и легкомысленной особой, недостойной его пламенного обожания.
  3. Ларины в романе «Евгений Онегин» являются типичной семьей из сословия мелкопоместного дворянства. Отец семейства, Дмитрий вел затворнический образ жизни, предпочитал тихую гавань деревни большому городскому плаванию. Он приехал в город, чтобы жениться на хорошенькой девушке, которую родители отдали замуж против воли. Она любила светскую жизнь и роскошь бальных залов. Сначала она билась в истерике, чуть было не развелась с супругом, но потом привыкла и смирилась с судьбой, став злой и деспотичной хозяйкой имения. Героиня не давала спуску крепостным, забрала все хозяйство в свои руки и правила поместьем. Муж прожил отведенный срок и умер в лоне семьи, а жена оставалась в живых и на момент действия в романе.
  4. Ольга — младшая дочь в семье. Она знакома с Ленским еще с детства, уже тогда родные и соседи «детям прочили венцы». Она мила, простодушна, скромна и послушна. Ее лицо напоминает круглую луну, оно красиво, но приторно и не имеет изюминки. Девушка ветрена, предсказуема и легкомысленна: недолго она горевала по убитому жениху и почти сразу переключилась на офицера. Ее образ, по заверению Пушкина, включает в себя черты любой из главных героинь любого романа. Не исключено, что именно поэтому он быстро надоедает, и автор переключается внимание на старшую сестру, Татьяну. Их сравнение с таблицей Вы найдете здесь.
  5. Татьяна, отличие от сестры, не обладает внешней привлекательностью, в ней нет ни красоты, ни румяной свежести. Зато характеристика этой героини раскрыта в романе с удивительной полнотой и точностью. В начале она предстает перед нами молчаливой, печальной, чуждающейся людей. Веселым играм во дворе она предпочитала уединенное сидение у окна. Ее мечтательность не сопоставима с мечтательностью Ленского, который слушает свое сердце и беспрекословно подчиняется его воле, который верит в исполнение мечты. Мечтательность Татьяны имеет природу отшельническую. Все, о чем она мечтает, не имеет для нее возможности стать реальным. Главный спутник ее мечтательности — задумчивость. С самого детства она пыталась уйти из реальности в другой мир, который находила для себя в книгах. Она крайне суеверна, восприимчива к мелочам и ранима — качества настоящего, доброго человека. Но окончательно характер Татьяны читатель понимает в финале, когда женщина отказывается от любви, чтобы оставаться верной своему супругу. Она приносит в жертву свое личное счастье, чтобы обеспечить счастье близкого человека. Нравственность, близость к народу и глубокий внутренний мир героини — то, что делает ее «милым идеалом» Пушкина. Подробнее о ее образе Вы можете прочитать в сочинении.

Темы

Как и в любом классическом произведении, в романе «Евгений Онегин» затрагиваются темы вечные, нуждающиеся в осмыслении каждым человеком, независимо от времени, в которое он живет. Нравственная и социальная тематика предоставляет много поводов для раздумий. Среди них:

  1. Основная тема произведения — русская жизнь, в особенности жизнь русского дворянства первой половины 1820-х годов, показанная Пушкиным удивительно точно. Не зря Белинский назвал книгу «Энциклопедией русской жизни». Автор показал быт, нравы и традиции этого сословия, подметив болезнь своего поколения — хандру и бессмысленность праздной жизни. Многие молодые люди того времени чувствовали себя такими же пустыми и никчемными как Евгений: они веселятся на балах, но не находят применения своим возможностям вне суеты высшего света. Те же Ларины являются типичными представителями своего круга: власть и праздность развращают их, и единственное, что спасает отдельных выходцев из этой среды — близость к народу и его исконной добродетели, что мы и наблюдаем в Татьяне;
  2. Любовь — еще одна тема романа, являющаяся двигателем фабулы, мотивирующая героев совершать поступки, которые оказывают огромное влияние на дальнейшую их жизнь. Она же является главным испытанием, показывающим истинный нрав персонажей. Так, Татьяна продемонстрировала в любви свои основные нравственные принципы, определившие ее судьбу. Евгений Онегин, напротив, струсил и не принял любовь из рук своей избранницы, а одумался лишь тогда, когда стало поздно. Ленский пал жертвой страсти и ее обманной иллюзии. Ольга показала свое легкомыслие, приняв ухаживания офицера сразу после смерти жениха;
  3. Дружба, требующая бесконечного количества усилий и компромиссов на зарождение и сохранение и распадающаяся в один миг — вот еще одна тема произведения. Онегин предал дружбу ради того, чтобы сохранить свое лицо перед обществом, которое он так презирал;
  4. Человек и общество — еще одна интересная тема для размышлений, представленная Пушкиным. Хоть Онегин и является лишним в своей среде, он все еще зависим от нее. Он — порождение пресыщенного дворянского общества, которое погрязло в праздности и наслаждениях. Эгоизм и инфантильность Евгения — это прямое влияние его безнравственного окружения. Так, даже ненавидя свою среду, герой оставался ее заложником.
  5. Верность и измена. Это две противоположности, которые сталкиваются в романе. Татьяна, сильная личность, пожертвовала любовью ради преданности и чести, а Евгений с радостью толкнул замужнюю женщину на измену, ведь для него мораль ничего не значит. Главное для Евгения — удовлетворить свои потребности.

Проблемы

Проблематика романа обширна, каждый элемент требует детального изучения.

  • Основная проблема, которую рассматривает Пушкин, — это поиск смысла жизни. На примере Евгения Онегина автор показывает, что без намеченной цели и выбранного пути для ее достижения, очень легко разочароваться в бытие. Хандра находит на героя не только и не столько из-за разочарования в дворянском обществе, сколько из-за отсутствия привязанности героя к какому-либо роду деятельности.
  • Проблема тоски или сплина — тоже значимая идейно-содержательная доминанта. Евгений — обладатель романтического мировоззрения, крах которого показал автор. В любом деле или чувстве герой находит лишь скуку и даже не пытается изменить угол зрения. Он сдается при первой же неудаче, предпочитая возвышенные идеалы реальной деятельности. Поэтому он обречен на одиночество и непонимание, ведь сам он чужд окружающей действительности.
  • Проблема лишнего человека тоже присутствует в тексте. Евгений не может найти себе применения в жизни. Он сторонится людей, ответственности, предназначения, вечно бежит от себя и обстоятельств. Поэтому общество отвечает ему тем же: никто не сокрушается о его состоянии, никто не проявляет искреннего интереса. В мире он не оставил следа за собой, как будто его и не было.
  • Проблема эгоизма тоже занимает автора. Онегин является настоящим эгоистом, который способен пойти за своим благом даже по трупам. Он убил Ленского, защищая свою репутацию, отказал Татьяне, оберегая свой покой, пытался соблазнить ее, только бы обрести блаженство. Он готов на все, лишь бы приобрести очередную выгоду для себя.
  • Другой важной проблемой становится взаимодействие человека с обществом. Светская жизнь не находит должного отклика в душе Онегина, он осознанно ограждает себя от нее. Казалось бы, первый шаг на пути к лучшей жизни сделан, но всякие попытки вывести себя на новый уровень заканчиваются крахом. Значит, отгородиться от общества — не выход. Однако ответа на вопрос, как быть дальше, Пушкин не дает…

Основная идея

Поскольку роман создавался на протяжении более 7 лет, мировоззрение Пушкина менялось, менялись и планы на произведение. Неизменно главными для поэта оставались гуманистические идеалы: внутренняя красота человека, свобода личности, непринятие эгоизма и жестокости. Кроме того, автор подчеркивает важность национальных обычаев и традиций, воплощенных в суеверности Татьяны (суеверным был и сам Пушкин: известна история про черного кота, увидев которого, он велел развернуть экипаж, тем самым отменив свою поездку в Петербург). Дворянство погрязнет в праздности и пороке, если не вернется к национальным истокам, не наладит связь со всем остальным народом, в котором кроется вековая мудрость, необходимая легкомысленному обществу. Таковы нравственные уроки Пушкина и мораль его произведения.

Главная мысль романа может быть выражена следующим предложением: «Нужно жизнь с огнем в глазах и страстью в душе, как Ленский, но не забывать о разумной стороне жизни, как Онегин». Личности нужно обрести гармонию между чувством и разумом, чтобы стать целостной и нравственной, как, например, Татьяна, которая смогла сочетать в себе ум и сердечность, эмоции и нравственный долг.

Особенности романа

«Евгений Онегин» — принципиально новое для русской литературы явление. Это первое произведение, совместившее в себе поэтичность слога и глубину анализа как душевных движений конкретных людей, погруженных в конкретную социально-историческую среду, так и самой этой среды. Именно Пушкин произвел революцию в отношении к литературе как публики, так и самих писателей. До него даже сами литераторы воспринимали свое занятие как хобби, развлечение (о чем свидетельствует история принятия дяди Пушкина, Василия Львовича, в общество молодых поэтов «Арзамас»).

Стоит ли говорить о публике, которая в большинстве своем была необразованной и далекой искусства, в частности литературы. «Евгений Онегин» — первое произведение, каждую главу которого читающие люди ждали с нетерпением, а после издания обсуждали и восхищались. Просветительский вклад Пушкина невозможно переоценить.

Чему учит?

Позже Лев Толстой напишет, что не бывает людей глупых или умных, добрых или злых. В человеке проявляются все черты, какие-то реже, какие-то чаще. Пушкин же очертил нам два типа персонажей с весьма односторонними качествами. И пришел к выводу, что ни один из них не может жить и быть счастлив. Таким образом, автор доказал, что только люди, которым свойственны качества с разных «полюсов», могут существовать в гармонии с собой и обществом. Таков вывод из произведения.

Мораль же произведения такова: не нужно ограничивать себя рамками одной лишь светской жизни или, наоборот, пределами поместья. Для счастья необходимо брать лучшее из всех миров, при этом не забывая в каждый мир вносить лучшую частицу себя.

Критика

Влияние пушкинского творение на литературу огромно. Евгения Онегина читают уже 200 лет, читают вдумчиво и внимательно, однако открытия касательно текста и его интерпретации появляются и по сей день.

  1. Первым, кто по достоинству оценил роман, был самый известный русский критик, В.Г. Белинский. Его определение «Евгения Онегина» как «энциклопедии русской жизни» цитируется во всех работах, начиная от школьных сочинений и заканчивая научными комментариями.
  2. Баратынский писал, что люди по-разному относятся к роману: кто-то хвалит, кто-то ругает, но все читают. Отсюда и его особая ценность в 1830-е годы, когда и была открыта новая страница истории величайшей русской литературы.
  3. Ю.М. Лотман — выдающийся русский культуролог, литературовед — писал, что «Евгений Онегин» кажется простым произведением, однако скрывает в себе множество смыслов, отсылок, реминисценций, неуловимых для современного читателя. Его комментарий к произведению является шедевром литературоведческого мастерства и изучается как студентами филологических факультетов, так и преподавателями литературы.

Автор: Александр Ладонцев

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *