«Ванька» читательский дневник кратко

«Ванька» – рассказ Чехова Антона Павловича о девятилетнем мальчике, Ваньке Жукове, без детства, но с сохранённой любознательностью. Был отобран для сборника «Детвора», в который входят недетские произведения для детей. Многомудрый Литрекон прочитал рассказ «Ванька», проанализировал его, теперь он готов поделиться полученной информацией в рамках читательского дневника. Перед ознакомлением обязательно обратитесь к оригиналу. Приятного просвещения!

Главное о произведении

Немного важной информации, позволяющей ближе познакомиться с рассказом:

  • Полное название: «Ванька»
  • Автор: Чехов Антон Павлович (под подписью А. Чехонте)
  • Дата создания: 1886 (25.12.1886, «Петербургская газета» №354 – первая публикация)
  • Жанр: рассказ
  • Главная мысль: всегда нужно верить и надеяться на лучшее.
  • Новые для меня слова: заутреня (утренняя церковная служба), колодки (конструкция из дерева с прорезями для конечностей человека), балагурить (забавно говорить, вставляя в речь шутки), колотушка (изделие из дерева; молоток), кредитом не пользоваться (не пользуется доверием), иезуитский (лицемерный), ехидство (язвительность), выволочка (наказание за какой-либо проступок), шпандырь (ремень сапожника), подпаски (помощник пастуха), клирос (место в церкви для певчих), намедни (недавно), Каштанка (как правило имя рыжей собаки).

Кратчайшее содержание

В ночь под Рождество, пока все ушли, девятилетний мальчик Ванька Жуков – практически круглый сирота – стал писать письмо к своему дедушке – Константину Макарычу. 

Перед его глазами мелькают воспоминания: Каштанка и Вьюн, две собаки, шагают за дедушкой, сам Константин Макарыч служит сторожем и щиплет местных женщин, даёт им понюхать табак; на улице приятная погода и видны все звёзды.

В письме Ванька описывает свою нынешнюю жизнь. Это и выволочка за сон во время присмотра за ребятёнком, и выволочка из-за неправильно почищенной рыбы, и мужики насмехающиеся, и почти что отсутствие еды – дают только хлеб и кашу. Затем просит деда забрать его в деревню, он и помогать готов во всём, лишь бы вернуться. Закончив, мальчик свернул вчетверо письмо, положил в конверт и подписал: «На деревню дедушке», после: «Константину Макарычу». Затем кинул в почтовый ящик и уснул, наслаждаясь сновидением.

Вот более подробное краткое содержание.

Главные герои

Хоть герои в рассказе «Ванька» немногочисленны, всё равно нужно подытожить всю информацию о них:

  • Ванька Жуков – девятилетний мальчик, сирота. Его детство закончилось, но сохранилась любознательность. Он мечтает вновь оказаться в деревне у дедушки. Живет в тяжелых условиях, ведь его работодатель — жестокий человек;
  • Константин Макарыч – дедушка Ваньки Жукова, юркий старикашка примерно 65-ти лет. Служит сторожем вместе с Каштанкой и Вьюном, балагурит с кухарками. Явно добрый и заботливый человек.

План книги

Вспомним все ключевые моменты рассказа «Ванька» и отразим их в виде плана:

  1. Ванька Жуков остаётся один и начинает писать письмо к дедушке;
  2. Во время написания ударяется в воспоминания и очень хочет обратно в деревню;
  3. Дописав письмо, подписывает его «На деревню дедушке» и кидает в почтовый ящик;
  4. Ложится спать на печку, надеясь, что всё будет хорошо.

Чему учит?

Рассказ «Ванька», хоть и является недетским, написан именно для детей. Он заставляет каждого ребёнка сопереживать главному герою и буквально кричит, что всегда нужно верить в светлое будущее. 

Любой ребёнок достоин счастливого, беззаботного и настоящего детства, но, к сожалению, у Ваньки Жукова его уже никогда не будет. Он этого ещё не осознаёт (в силу возраста и отсутствия мудрости, жизненного опыта), поэтому не теряет надежды и пишет письмо. Интересно, что для него существует всего два адреса: Москва, в которой он живёт сейчас, и «деревня дедушки». Мальчик не знаёт точный адрес, поэтому пишет только те данные, которыми располагает, не подозревая, что его письмо никогда не дойдёт…

Рассказ «Ванька» заставляет задуматься о том, насколько прошлое человечества было жестоким и несправедливым. Дети работали наравне со взрослыми, но не имели вообще никаких трудовых прав. С ними можно было обращаться как угодно: бить, наказывать, морить голодом. И никто не заступался за таких Ванек, которым не давали даже вырасти по-человечески. Такое обращение с ребенком вело лишь к одному результату — он озлобится, замкнется в себе и выйдет на кривую дорожку.

Отзыв

«Ваньку» абсолютно невозможно читать без слёз: мальчика постоянно наказывают, ругают, насмехаются над ним, а ведь так нельзя. Каждый раз, вспоминая грустные строки, я испытываю чувство трогательности и жалости к главному герою, который, несмотря на вышеупомянутое, не перестаёт мечтать, не теряет детскую наивность и веру, веру в Рождественское чудо. Мое мнение о рассказе «Ванька» положительное, но мое отношение к прочитанному плохое: я осуждаю жестокое обращение с детьми и эксплуатацию детского труда. Сегодня это противозаконно. И правильно! Благодаря таким сострадательным людям, как Чехов, взрослые наконец-то задумались о том, что нужно охранять детство и гарантировать каждому ребенку безопасность.

А.П. Чехов показал в рассказе бедственное и бесправное положение детей, что актуально и по сей день. Маленьких обижать и самоутверждаться за их счёт всегда проще. Абсолютно каждому нужно ознакомиться с произведением и задуматься: как же изменить нашу жизнь? И не проходить мимо детской беды. Мое впечатление о произведении позволяет рекомендовать его к прочтению.

Автор: Анастасия Александрова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *