Анализ романа «Анна Каренина» (Л.Н. Толстой)

Фигура Л.Н. Толстого является фундаментальной для всей русской литературы. Его социально-философские романы, раскрывающие самые сложные мировоззренческие вопросы на фоне жизни в Российской империи девятнадцатого века, вошли в сокровищницу мировой литературы. Одним из самых великих творений писателя является роман «Анна Каренина». Сложно найти человека, который не знает хотя бы названия этого произведения. И сейчас Многомудрый Литрекон вместе с Вами постарается понять, почему так сложилось. В этом нам поможет подробный, но лаконичный разбор книги.

История создания

За некоторое время до начала работы над романом Толстой узнал, что его знакомая Мария Сухотина, недавно бросившая мужа и вышедшая замуж повторно, бросилась под поезд. Однако несмотря на явную параллель, катализатором работы над полноценным произведением выступило иное событие.

Как рассказывал сам Толстой, идея романа родилась у него после того, как, читая произведения Пушкина, он наткнулся на фразу: «Гости собирались на дачу…». Дав волю воображению, писатель начал составлять список гостей, продумывать персонажей и место действия, а уже чуть погодя, вложив в сюжет произведения случай из реальной жизни, Толстой окончательно наметил очертания будущего шедевра мировой литературы.

Жанр и направление

Прежде всего, стоит сказать, что роман явно относится к литературному направлению реализма. Толстой стремится описать жизнь обычных людей, являющихся порождением среды, в которой они живут. Характеры персонажей максимально приближены к характерам людей, которых мы могли бы встретить в те времена. Писатель стремится создать достоверную атмосферу, которая не вызовет у читателя чувство фальши и неестественности.

Жанр романа можно определить, как социально-философский роман. Он сочетает в себе и мировоззренческие рассуждения Толстого о человеческой жизни, и его взгляды на важные проблемы российского общества девятнадцатого века.

Суть

Основная сюжетная линия романа рассказывает нам о том, как Анна Каренина-жена высокопоставленного чиновника из привилегированного дворянского общества — навещает свою невестку Дарью, чтобы помочь ей уладить конфликт с её непутёвым мужем Степаном Облонским.

Однако, спасая брак своего брата, Анна ставит под угрозу свой. Между ней и молодым офицером Алексеем Вронским начинается роман. В конце концов, Каренина понимает, что она беременна. Муж Анны, Алексей Каренин, узнав об измене жены, намеревается развестись с ней, однако, видя страдания супруги во время родов, прощает её и признаёт новорождённого ребёнка, он даже готов смириться с её изменами и не мешать её счастью.

После родов Анна продолжает мучится от жизни с нелюбимым мужем, стыдясь его внезапного благородства. Вместе с Алексеем она сбегает за границу, оставив любимого сына и супруга.

Со временем между влюблёнными намечается разрыв. Анна начинает тяготиться своим отчуждённым от остального общества положением, а её законный муж, ставший посмешищем в обществе, не позволяет её видеться с сыном.

Узнав о том, что мать Вронского планирует женить Алексея, озлобленная на весь мир Каренина бросается под поезд и погибает.

Параллельно основной сюжетной линии Толстой рассказывает о жизненном пути провинциального помещика Левина: его женитьбе, семейной жизни, хозяйственной деятельности и философских рассуждениях. В этой части романа и заключается ответ на поставленные в романе вопросы. В образе Левина предстает сам автор и учит нас правильной жизни, далекой от света и его одурманивающего действия.

Главные герои и их характеристика

  1. Анна Каренина — уважаемая, красивая и хорошо образованная светская дама, павшая жертвой любви. Она — любящая мать и страстная любовница, умная собеседница и блестящая хозяйка дома. Изысканностью манер и оригинальностью рассуждений образ Анны Карениной пленяет многих читателей. Но пойдя против законов общества, она оказалась не готова к последствиям, что и стало причиной её трагического конца.
  2. Алексей Вронский — красивый, молодой офицер, искренне любящий Анну. Это упорный, здравомыслящий и сильный человек, способный на самопожертвование и благородство. К сожалению, именно его искренне чувство и погубило его возлюбленную. Как и Каренина, он не был готов к последствиям её измены. В конце романа, потеряв любовь всей своей жизни, он впадает в апатию и начинает искать смерть на полях сражений.
  3. Алексей Каренин — холодный, ответственный и умный, но ведомый и не приспособленный к реальной жизни человек. Простив измену Анны, он стал посмешищем в глазах общества. Бегство жены окончательно сломило его, превратив в озлобленного и замкнутого мистика. Каренин был слабым мужчиной, зависимым от мнения общества и своего положения при дворе, поэтому его семейная жизнь рухнула, и он ничего не смог с этим сделать.
  4. Степан Облонский (Стива) — брат Анны. Непутёвый, легкомысленный, общительный и ветреный человек. Своими денежными тратами и изменами мучает жену и подвергает свою семью тяжёлым испытаниям. Стива сам по себе добр и способен на бескорыстные хорошие поступки, и все же из-за своей ведомости он становится заложником той среды, в которой оказался благодаря браку сестры. Именно общество является источником пороков Степана.
  5. Дарья Облонская (Долли) — заботливая, самоотверженная и любящая мать, страдающая от непутёвого мужа. Завидует Анне из-за её вольного образа жизни после побега от Каренина. Однако ближе к концу романа понимает трагичность жизни Анны и понимает необходимость пусть и несовершенной, но законной семьи. Героиня отчаянно экономит и лавирует между банкротством и тем высоким уровнем, на котором она должна находиться из-за происхождения. Она измотана многочисленными родами и тревогами за судьбу детей, но по-прежнему добра и сильна духом.
  6. Кити Щербацкая — младшая сестра Дарьи Облонской, жена Левина. На протяжении всего романа проходит путь от ветреной светской девушки до порядочной жены и любящей матери. Девушке свойственны пороки ее среды (зависимость от мнения света, лицемерие, легкомыслие), но она избавляется от них и находит себя в семейной жизни, где проявляет совершенно иные черты характера: терпение, милосердие, понимание и смирение.
  7. Константин Левин — отображение самого Толстого в романе. Скромный провинциальный помещик, который стремится поднять доходность своих имений и изучить сельское хозяйство, внеся и свой вклад в науку и практику. В конце романа через семейную жизнь и физический труд приходит к просветлению и душевному спокойствию, которых ему так не хватало. Он — однолюб и ревнивец, упрямый спорщик и бережливый хозяин, но во всех проявлениях его характера мы видим целостность и естественность образа.

Темы

  • Любовь. В романе показывается, как даже самая нежная и искренняя, но иррациональная любовь приносит людям лишь страдания. Автор рассматривает все грани этого чувства, показывая разные случаи. Но лишь один из них приводит героев к счастью — отношения Кити и Левина, которые становятся эталоном любви духовной и физической. Анна и Алексей тоже любили друг друга, но их пример показывает лишь то, как разборчиво стоит подходить к выбору спутника жизни. Каренина вышла замуж по расчету, не любя, поэтому ее судьба сложилась трагически. Вне брака любовь обречена на непонимание и отторжение со стороны общества, поэтому отношения главных героев изначально были обречены.
  • Семья — основная тема романа. Автор заявляет о необходимости семьи, о неспособности человека существовать без неё. На примере семьи Левиных он нам показывает нам, как, по его мнению, можно создать идеальный союз. Он основан на взаимной откровенности и разумности выбора. Константин и Екатерина прошли долгий путь осознанию необходимости совместной жизни, это решение было взвешено и определено точно. Но начали они не с приторных комплиментов, а с шокирующих признаний, которые позволили супругам откровенно и без прикрас увидеть друг друга еще до свадьбы. Таким образом, автор против союза вслепую, который широко практиковали в его время.
  • Судьба. В начале романа под колёсами поезда, на котором ехала Каренина, погибает сторож. Героиня видит в этом плохое предзнаменование. Именно после этого случая жизнь Анны рушится, а в конце она так же заканчивает свою жизнь под колёсами поезда.

Проблемы

В романе невероятно богатая проблематика, которую сложно описать полностью, не выйдя за рамки одной статьи. Если Вас особенно волнует какой-либо проблемный вопрос, задайте его в комментариях, и Многомудрый Литрекон ответит.

  1. Общество и его губительное влияние — основная проблема романа. Автор показывает лицемерие и двойные стандарты дворянского общества, которое, снисходительно относясь к Облонскому и Вронскому, остервенело нападает на Карениных, разрушая их жизни. Л. Н. Толстой назвал это «грубой силой», которая вторглась в жизнь семьи и властно начала распоряжаться судьбами людей. Олицетворением этого давления стала княгиня Бетси, которая сначала вовлекла Анну в преступную связь с Вронским, а потом сама же и отвернулась от нее. Она же не позволила Каренину простить Анну, полагая, что это положение мучительно для них обоих, и его можно уладить только разрывом.
  2. Трагедия Анны Карениной. Пытаясь найти любовь, которую она не знала ранее, по-настоящему добродетельная Каренина лишается всего, к концу романа превращаясь в одинокую и презираемую всеми истеричку, зависимую от успокоительных препаратов. Эту женщину никто не смог понять, а ведь ее связь вышла за рамки порока и стала любовью. Но общество видит все иначе: когда человек скрывает свое волокитство, его уважают и любят, но когда он идет на Голгофу ради своей любви и не скрывает чувства, от него все отворачиваются.
  3. Поиск смысла жизни. Левин на протяжении всего повествования ищет свое место в мире и мучается от неведения. Даже женившись на любимой женщине, он был близок к самоубийству из-за того, что не видел в жизни смысла. Но случайное озарение возвратило ему душевную гармонию. Автор показал на его примере, как тяжело человеку найти себя и осознать свое предназначение.

Основная идея

Смысл романа в том, что Толстой ставит «мысль семейную» выше «мысли любовной». По его мнению, невозможно построить своё счастье на руинах семьи. Это неизбежно приведёт к страданиям огромного количества людей.

В семье и семейных трудностях писатель видит прежде всего лестницу, преодолев которую человек сможет понять истину жизни и своё место в это мире, как это получилось и Левина. Главная мысль автора заключена в прозрении Константина. Он ясно увидел свое предназначение после разговора с крестьянином в конце 8 части романа:

Новое радостное чувство охватило Левина. При словах мужика о том, что Фоканыч живет для души, по правде, по-Божью, неясные, но значительные мысли толпою как будто вырвались откуда-то иззаперти и, все стремясь к одной цели, закружились в его голове, ослепляя его своим светом.

Критика

Среди тех, кто не принял творение Толстого, были такие русские писатели, как Михаил Салтыков-Щедрин и Николай Некрасов, которые обвиняли роман в излишней сентиментальности и пошлости.

Их мнение разделил и И.С. Тургенев:

Прочел я «Анну Каренину» Толстого — и нашел в ней гораздо меньше, чем ожидал. Что будет дальше — не знаю; а пока — это и манерно и мелко — и даже (страшно сказать!) скучно.» (А.Ф. Онегину, письмо от 13(25) февраля 1875 г., Париж)

Но были и те, кто восторженно отозвался о произведении:

«Граф Лев Толстой поднялся до такой высокой ноты, какой ещё никогда не брала русская литература. Даже у самих Пушкина и Гоголя любовь и страсть не были выражены с такой глубиною и поразительною правдой, как теперь у Толстого… «Анна Каренина» останется светлой, громадной звездой талантливости на веки веков!» (В.В.Стасов, газета «Новое время», 1877 г., №433)

«Но какое спасибо могу сказать про Каренину… Что сказать про художественное мастерство целого? Про простую столярную работу. Какое мастерство вводить новые лица! Какое прелестное описание бала! Какой великолепный замысел сюжета! Герой Левин — это Лев Николаевич (не поэт), тут и Перфильев, и рассудитель — Сухотин, и все, и вся, но возведённое в перл создания.» (А. А. Фет — Л. Толстому, письмо от 20 февраля 1875 г.)

О парадоксальности и разноречивости критики «Анны Карениной» написал Н.Н. Страхов в письме самому автору:

«Анна Каренина» есть произведение не чуждое художественных недостатков, но представляющее и высокие художественные достоинства. Во-первых, предмет такой простой и общий, что многие, и долго, не могли найти его интересным, не воображали, чтобы в романе могла оказаться современность и поучительность.

Не остался в стороне даже вождь революции В.И. Ленин:

«Рисуя эту полосу в исторической жизни России, Л. Толстой сумел поставить в своих работах столько великих вопросов, сумел подняться до такой художественной силы, что его произведения заняли одно из первых мест в мировой художественной литературе» (В. И, Ленин, Сочинения, т. 16, стр. 293)

На данный момент роман является общепризнанным шедевром русского реализма.

Автор: Михаил Щепин

Читайте также:

комментариев 5

  1. не робот:

    Отделите критику от основной идеи!)

    • Самый Зелёный:

      Спасибо, Не робот, Человечество Вас не забудет!) Мы все исправили

  2. Мария:

    Спасибо, было полезно и интересно!)

  3. Arija:

    Добрый день, Мария Сухотина не бросалась под поезд, в отличии от Анны Степановны Пироговой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *