Что такое повесть: кратко и понятно

Повесть — какой это жанр литературы? А род? Такие вопросы часто встречаются в тестах и требуют максимально лаконичного ответа. Но чтобы не залипать над таким простым заданием каждый раз, нужно разобраться в теории раз и навсегда. Что же такое повесть? Об этом кратко расскажет Многомудрый Литрекон.

Определение

Повесть — это эпический жанр, обладающий средним объемом, нечто среднее между романом и рассказом, где отражается жизнь героев в ряде эпизодов и явлений. 

Объём достаточно неустойчив (повести бывают и маленькими, и большими, поэтому их часто путают с романами и рассказами), сюжет преимущественно хроникальный, то есть иллюстрирующий естественное течение жизни. Отступление от главной сюжетной линии минимально. Интриги сосредоточены вокруг главного героя. События, которые немногочисленны в силу объема, раскрывают внутренний мир героя. Повесть заключает в себя историю про одну человеческую жизнь. Автор рассматривает ее под самыми значимыми ракурсами, также параллельно касаясь судеб других людей, окружающих главного героя.

О сути повести высказался русский великий критик и журналист В.Г. Белинский: 

«Есть события, есть случаи, которых… не хватило бы на драму, не стало бы на роман, но которые глубоки, которые в одном мгновении сосредотачивают столько жизни, сколько не изжить ее и в века: повесть ловит их и заключает в свои тесные рамки. Ее форма может вместить в себя все, что хотите, – и легкий очерк нравов, и колкую саркастическую насмешку над человеком и обществом, и глубокое таинство души, и жестокую игру страстей. Краткая и быстрая, легкая и глубокая вместе, она перелетает с предмета на предмет, дробит жизнь по мелочи и вырывает листки из великой книги этой жизни».

Основные черты

Чем повесть отличается от романа? 

  • Малый объем.
  • Одна главная сюжетная линия.
  • Раскрытие проблем и тем не такое масштабное.
  • Количество героев меньше.

От рассказа повесть отличается тем, что она больше по объему и содержательнее. В понятие «содержательность» входит множество характеристик: это и смысловая нагрузка, и структура, и количество персонажей.

К другим же чертам жанра можно отнести особенную форму житийного повествования, изложения — автор использует приём рассказа, чтобы убедить читателей, что всё написанное является не вымыслом, а правдой. Увлечь и убедить публику — одна из главных задач автора в повести. Чтобы преуспеть, писатель может использовать привязку к местам в произведении (название города или села), описание реальных исторических событий или культурных феноменов. 

Повесть происходит глагола «поведать», что в старину означало «принести весть о каком-либо событии». Поэтому в основе жанра «повесть» лежит стремление передать то, что видел или пережил рассказчик. 

Первыми повестями являются некоторые летописи, например, «Повесть временных лет». Летописями занимались в основном, монахи-летописцы, которые писали о походах, битвах, о правлении царей и о любых необычных событиях, о которых бы стоило упомянуть.

Во времена древнерусской литературы повестью также именовались значительные исторические события. 

Хотя в большинстве европейских литератур повесть не выделялась в отдельный жанр, в русской литературе такие произведения имели успех и всегда были на слуху. Они даже стали ведущими формами литературного творчества с 1820 годов. Именно с повести «Станционный смотритель» Пушкина зародился образ «маленького человека».

Виды

В древнерусской литературе выделялась воинская повесть (также именовалась исторической или героической), которая была достаточно распространена в 11-17 веке. Такие книги посвящены военным походам князей или славным подвигам борцов за Родину. Они отражали стойкость и борьбу народа с внешними захватчиками. В произведениях доминировали такие темы, как патриотизм и тревога за будущее Родины. 

Бытовая повесть, которая появилась в 17 веке под влиянием стремительных изменений в жизни общества, была посвящена традициям и жизненным установкам народа. В ней затрагиваются проблемы и темы частной жизни людей. Персонаж повести по мере развития сюжета трансформируется, в отличие от исторического (он является героем с самого начала). Если центральный персонаж героической повести явно чем-то знаменит и опирается на исторический прототип, то в бытовой выводится на передний план вымышленный литературный персонаж.

Сентиментальная повесть ориентируется индивидуальность героев и остроту их переживаний. Возвышенные чувства, природа, социальные конфликты знати и простонародья — вот что интересовало авторов. Ярким примером этого вида является произведение Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

Сатирическая повесть стала неотъемлемой частью эпохи реализма. В таком произведении задача автора — высмеять пороки общества или социальной группы. 

Фантастическая повесть — явление, свойственное эпохе романтизма и последующим культурным вехам в развитии литературы. Авторы вводят яркий художественный вымысел, чтобы подчеркнуть контрасты и противоречия реального мира.

В стилистике сатирической и фантастической повести часто творил Н.В. Гоголь, используя художественное допущение для создания наиболее выразительных образов.

В 19 веке становится популярным жанром историческая повесть на новый лад. Авторы таких книг берут за основу определенный период в жизни страны и создают сюжет, приближенный к реальным событиям той эпохи. Например, именно так А.С. Пушкин создал «Капитанскую дочку«.

Примеры

Среди известных воинских древнерусских повестей можно выделить: 

Примеры бытовой повести: «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Петре и Февронье Муромских».

К сентиментальной повести можно отнести такие произведения, как «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина и «Марьина роща» В.А. Жуковского.

Фантастические повести можно найти в цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя. Они изобилуют народным фольклором. 

«Тарас Бульба» Н.В. Гоголя — отличный пример исторической повести.

Жанр «повесть» мы можем встретить и в творчестве Александра Сергеевича Пушкина: «Пиковая дама» (фантастическая), «Повести Белкина» (бытовые), «Капитанская дочка» (историческая).

В жанровом разграничении романа и повести часто возникают проблемы. Например, произведения Тургенева «Дворянское гнездо» и «Накануне» имеют объём, который уступает некоторым его повестям, но все же считаются именно романами, по мнению автора. Вокруг жанра среди литературоведом часто возникают споры, которые сложно разрешить однозначно.

Ф.М. Достоевский тоже творил в жанре «повесть»: «Белые ночи«, «Неточка Незванова», «Бедные люди«. Эти работы относятся к сентиментальным повестям.

С тридцатых же годов двадцатого века наблюдается некий упадок «среднего» жанра в России. Однако война 1941-1945 годов породила такое явление, как «военная повесть». Многие авторы писали именно в этой литературной форме, так как она отвечала потребностям времени: достаточно емкая для прочтения и написания, достаточно содержательная для раскрытия серьезных жизненных драм. Например, все мы знаем такие книги, как «А зори здесь тихие«, «Сын полка«, «Сашка«.

В период Оттепели литература в России обращается к судьбам конкретных людей, появляется потребность в раскрытии такого рода персонажей. Повесть снова набирает популярность. Главными направлениями стали «деревенская», «городская» и «военная» проза — очень важные тематики, которые скрепляли общество (а главное — пропускала цензура).

Автор: Артем Иволга

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *