Что такое сентиментализм: кратко и понятно

В начале 18 века в европейской литературе появилось новое направление – сентиментализм. Это направление появилось в лирических произведениях и романах, постепенно проникая в театр, и в результате этого зародился жанр мещанской драмы и «слезной комедии». Сентиментализм пришел на смену классицизму и даже из названия становится ясно, что для автора основной задачей является передача чувств героя.

История создания

Слово «сентиментализм» происходит от французского sentiment. Направление возникло в Европе, в конце эпохи Просвещения. В Россию же сентиментализм в литературе пришел только в конце 18 века, и в первые десятилетия 19 века стал ведущим направлением.

Появление сентиментализма спровоцировало изменения в жизни общества, восприятии мира и нашло отражение в лирических произведениях. Литературоведы считают, что истоками сентиментализма стало философское направление «сенсуализм». Его основной идеей была теория о том, что весь окружающий мир — это отражение эмоций человека. В центре внимания в произведениях – естественный человек, со всем спектром эмоций, характер и достоинства его преподносились в превосходной степени чувствительности, в том числе и к событиям в окружающем мире.

В Европе сентиментализм 18 века появился в Великобритании, и к середине столетия завоевал популярность по всему континенту. Джеймс Томсон был одним из первых английских лириков, кто отказался от урбанизма в мотивах классицизма. Следом за ним Сэмюэл Ричардсон начал использовать приемы сентиментализма в романах. Он же и начал использовать жанр романа в письмах. Такой способ передачи чувств героя достаточно быстро позаимствовали другие писатели. Жан-Жак Руссо в своих произведениях часто использовал прием соединения природы и образа человека. В его книге «Исповедь» сентиментализм достиг абсолютного предела.

В Россию сентиментализм пришел с переводами произведений европейской литературы, преимущественно из Англии, Германии, Франции. Его появление связывают с творчеством Н. М. Карамзина и его повестью «Бедная Лиза».

Суть понятия

Появление сентиментализма некоторым образом связано с сенсуализмом и его идеей о человеке, познающем мир через чувства. Согласно теории сентиментализма, естественный человек – творение природы. Обладая с рождения добродетелью, находясь постоянно в гармонии с природой и самой собой, личность достигает абсолютного счастья. Для нее город — это враждебная среда, и излишняя социализация его опустошает, лишает гармонии. Именно поэтому в сентиментализме важную роль играет частная жизнь.

Сентименталисты отрицали идеи прогресса и общественного развития. Представители сентиментализма смогли показать всю противоречивость и неисчерпаемость характера человека и его эмоций. Даже отрицательный герой может обладать благородством, его поступки и увлечения сложно поддаются однозначной оценке. Для каждого героя автор оставлял надежду на исправление.

Во время развития сентиментализма появились жанры, в которых были большие возможности раскрыть чувства и эмоции героя, такие как роман в письмах, мемуары или дневники путешествий. В этих жанрах повествование ведется от первого лица, структура сюжета определяется автором и соблюдение литературных канонов не обязательно. Композиция при этом строится произвольно и много лирических отступлений.

Основные черты сентиментализма

Основоположник сентиментализма в Англии, Джеймс Томпсон, хоть и отказался от урбанистических мотивов в лирике, но полностью от классицизма не отошел. Он использовал в произведениях жанр элегии, но рифмованные двустишия заменил характерным для шекспировской эпохи белым стихом. Максимально полно сентиментализм раскрылся в жанре «роман». К середине 18 века это было ведущее направление в английской литературе. Вслед за Англией, распространился в Германии и Франции, а потом уже и в России.

Основное отличие сентиментализма в том, что для автора важнее показать чувства, которые испытывают герои произведения, чем все остальное. Главными достоинствами героя были сопереживание, эмпатия, доверчивость, ранимость и чувствительность. В произведениях царил культ нравственной чистоты. В качестве героев обычно выступали обычные люди, так как качества человека не зависят от его происхождения. Важнее всего в сентиментализме любовь и дружба, а природа играет такую же роль, как и человек – это живая сущность, со своими особенностями и нюансами.

Для писателя-сентименталиста было важно не только передать чувства героев, их переживания, но и дать возможность исправиться, если это отрицательный герой, или, наоборот, утешиться, если положительный. Для сентиментализма в России были характерны ярко выраженные наставление и морализаторство, просветительство. В этот период активно развивался литературный язык за счет увеличения в произведениях разговорных форм. Также для русского сентиментализма характерна проповедь консерватизма – если человек способен на высокие чувства независимо от его происхождения и положения в обществе, значит, всеобщее счастье зависит от стремления самосовершенствоваться и нравственного воспитания.

Стиль

Эпоха Просвещения, царившая в Европе в 18 веке, породила несколько литературных направлений. Сентиментализм можно считать предшественником романтизма, который появился примерно в начале 19 века. Сентиментализм стал этапом, замыкающим эпоху Просвещения, отразившим развитие Европы. Теория сентиментализма частично перекликается с принципами классицизма и романтизма и оказывает значительное влияние на появление реализма.

Для произведений последователей этого направления не имеют определяющего значения прошлое героя, его среда и положение, низменные страсти, борьба порока и добродетели. Единственное, что тут однозначно важно – частная жизнь человека и его чувства. Герои не имеют высокого, знатного происхождения, но духовные качества как бы возвышают их. Только добродетель и нравственность имеют значение, только эти качества способны привести к счастью.

Именно в период сентиментализма появилось множество новых жанров, и в большинстве из них повествование ведется от первого лица, что позволяет автору передать свои истинные чувства и отношение к происходящему.

Представители и примеры

В мире

В Англии яркими представителями английского сентиментализма считаются Дж. Томсон, Э. Юнг, Р. Блэр и Т. Грэй. Они писали в лирику, произведения наполнены описанием природы, мотивы пронизаны печалью. Для английского сентиментализма начала 18 века более характерна «кладбищенская поэзия», где основной мыслью является равенство людей перед лицом смерти.

Настоящий фурор среди английских читателей произвел роман Л. Стерна «Жизнь и мнения Тристама Шенди, джентльмена». Он отличался огромным количеством авторских отступлений, манерой повествования и достаточно свободное обращением с временными рамками в сюжете. Такой способ изложения станет популярным чуть позже, в 19 веке. Другое произведение Л. Стерна не только повлияло на развитие сентиментализма, но и дало ему название. «Сентиментальное путешествие» отличалось непринужденностью, раскрытием чувств человека и свободным выражением мысли писателя. На этом же и основываются главные принципы сентиментализма.

Во Франции родоначальником сентиментализма считается Жан-Жак Руссо. В его понимании любой человек способен развиваться и действовать на основании чувств и эмоций. Для него было важнее показать не только жизнь человека, но и моральные устои, возможность бороться за идеалы.

В Германии в середине 18 века началось противостояние классицизма и сентиментализма. Споры о праве автора на фантазию перешли в течение «Буря и натиск», названное по одноименной книге Клингера. Взгляды последователей течения были основаны на литературе Руссо и Шекспира. Традиционный сентиментализм в Германии приобретает черты реализма. Яркими представителями немецкого сентиментализма были Гете и Шиллер, которые сильно повлияли на развитие литературы в Германии.

В России

В России появление сентиментализма связывают с романом А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Произведение было написано в одном из популярных жанров сентиментализма – роман-путешествие. В нем картина меняется постоянно, а настроение героя зависит от пейзажа, общения с другими людьми. Русский сентиментализм разделился на два направления.

  1. А. Н. Радищев в своих произведениях затрагивал социальные конфликты героев, а причины всех несчастий заключались в устройстве общества.
  2. Второе направление отечественного сентиментализма было ближе к классическим основам. Автор стремился передать духовный мир человека, его чувства, герои относились к низшему сословию, а социальные конфликты обходит стороной. Ярким представителем этого направления был Н. М. Карамзин. В «Бедной Лизе» по примеру Гете показал атмосферу чувствительности и меланхолии, остро затронув тему самоубийства главного героя.

Н. М. Карамзин оказал влияние не только на развитие сентиментализма, но и на творчество В. А. Жуковского. Будучи учеником великого писателя, он постепенно перешел от достаточно свободного перевода произведений зарубежных поэтов-сентименталистов к написанию собственных поэм и баллад. Например, элегия «Море» написана удивительно певучим стилем, описание окружающей человека природы завораживает читателя. Даже при переводе поэм В. А. Жуковский смог передать свои эмоции, сохранив смысл произведений. В России период сентиментализма продлился относительно недолго, в 20-е годы 19 века пошел на спад. Несмотря на это, направление оказало сильное влияние на развитие мировой литературы. В каждой стране были свои особенности в сентиментализме, характерные для менталитета и направления развития общества.

Автор: Светлана Новикова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *