Что такое акмеизм: кратко и понятно

Начало 20 века ознаменовалось появлением в русской литературе новым, особым направлением, получившем название акмеизм. Оно возникло в противовес символизму, в котором преобладали недосказанность и загадочность. Последователи акмеизма воспринимали поэзию более конкретной и точной, понятной простому человеку. Это течение объединило лучших представителей поэзии Серебряного века, а также достигло в произведениях предельной сдержанности и лаконичности, стройности структуры. 

Суть понятия 

Название течения «акмеизм» имеет греческое происхождение. Слово «acme» с греческого языка переводится как цветение, расцвет. Акмеизм появился практически в недрах символизма, в тот период, когда молодые поэты, перенимая опыт старших товарищей, зачитывали свои стихи и выслушивали критику. Но постепенно молодежь объединились в поэтический кружок, отделившись от товарищей. Их объединило отрицательное отношение к символизму, с его недомолвками и недосказанностью, таинственностью и мистицизмом. Стихи о том, чего и познать не дано, и увидеть может не каждый, широкой публике были вовсе не понятны.

Так вскоре появился «Цех поэтов». В «Цех поэтов» вошли не только представители «чистого акмеизма» А. Ахматова, Н. Гумилев и О. Мандельштам, но и несколько последователей адамизма — С. Городецкий, В. Нарбут и М. Зенкевич. Также, периодически в кружке появлялись и другие начинающие поэты, но акмеистами они не были. 

Для акмеизма характерны строгая композиция, предметность образов, точность в деталях. Стихи передают истинные чувства человека, красоту реального мира. 

Борис Эйхенбаум говорил, что основой направления была «идея равновесия, прочности, зрелости».

Молодые поэты-акмеисты начали издавать журнал «Гиперборей», печатая в нем статьи о новом направлении в литературе и стихи. Журнал выпускался в течение 5 лет, а номеров с напечатанными стихами поэтов-акмеистов было 10. Некоторое время, примерно год, журнал выпускался за границей, при поддержке эмигрантов из поэтических кругов. Название издания было выбрано не случайно – люди, живущие в атмосфере праздника, вечно молодые и приближенные к богам в древнегреческой мифологии, назывались гипербореями. Таким образом, в названии журнала сформирована основная идея акмеизма. Во время одного из заседаний «Цеха» и было принято решение назвать новое направление акмеизмом. 

Так как художественные рамки направления были слишком тесны для столь талантливых поэтов, долго акмеизм не просуществовал. Незадолго до начала Первой мировой войны среди представителей акмеизма произошел раскол, объединение было закрыто, просуществовав всего два года, и все дальнейшие попытки возродить его оказались безуспешны. Причиной распада «Цеха поэтов» стала ссора между Н. Гумилевым и С. Городецким. Таким образом, акмеизм так и не стал ведущим направлением в мировой литературе. 

Основные черты акмеизма 

Для русского акмеизма характерной чертой является точность и ясность образа, реалистичный взгляд на предмет. Поэзия склоняется в сторону камерности, при этом возвышаются первозданные чувства. По мнению акмеистов, слово приобретает свое первоначальное значение. Акмеисты часто обращались к мифологическим образам и сюжетам. Основными ориентирами часто становились архитектура, скульптура и живопись. 

Стихи акмеистов интересны своей лаконичностью, строгостью поэтической структуры. В них смысловое значение слова и текста расширяется, и хоть написано немного, но за деталями, между строк, скрыто множество чувств и эмоций. 

Принципы акмеизма

Главные черты акмеизма строятся на противопоставлении символизму и другим течениям того времени.

  1. Неприятие символизма и идеализации. 
  2. Предметность и точность образа.  
  3. Обращение к человеку и его чувствам. 
  4. Возвращение к первозданным, подлинным чувствам. 
  5. Внимание к деталям. 
  6. Обращение к прошлым эпохам. 
  7. Мировая культура – основа общей памяти человечества. 
  8. Точность и четкая структура композиции. 

Примечательно, что акмеизм в литературе серебряного века получил распространение только в России, но при этом жизнь и творчество его последователей оказали огромное влияние на поэзию в целом. 

Стиль 

Среди представителей акмеизма встречались и прозаики, но по большей части это направление развивали поэты. Произведения акмеистов были написаны в жанрах элегии или сонета, как правило, небольшого объема. Огромное значение придавалось красоте звучания текста. Одной из особенностей акмеизма было то, что стихи несли в себе отпечаток пессимизма, и некоторую долю трагизма. Причем, пессимизм акмеистов передавал не отношение автора к действительности, а скорее, присутствие в ней посредством поэзии. Возможно, акмеисты стремились вернуться к идее чистого искусства, но понимание ими культуры связано с взаимоотношениями с миром и этическими ценностями. В их произведениях важнейшие духовные качества человека находят отражение в образах и мотивах. Физическое и духовное начала человека взаимосвязаны, и любое явление может стать проявлением некоего божественного замысла. У акмеистов принципы историзма и сопричастности также играют важную роль. 

История в их произведениях – это то пространство, где герой осуществляет выбор. При этом, представители акмеизма не отстраняются от действительности и того мира, в котором живут. 

Представители и примеры 

Акмеизм в литературе был распространен только в России, представителями направления стали талантливейшие молодые поэты того времени. Самыми ярким представителями акмеизма считаются Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам. У каждого из них в произведениях были свои черты, характерные для автора. Читая их стихи, даже не зная автора, по определенным признакам, можно легко догадаться, кто их написал. 

Например, Н. Гумилев в стихах реализует тягу к открытию миров, новых, непознанных человеком. В них он — первооткрыватель, воин. Гумилева вдохновляет муза странствий и приключений. Путешествуя по землям неведомых миров, он отдает дань уважения «явлению как таковому». Впечатления от реальных путешествий в Африку он передал в своих стихотворениях, искусно переплетая с вымышленными странствиями в загадочных мирах. Таким образом, открывая в своих произведениях новые континенты, он противопоставляет их символизму. В период позднего акмеизма Гумилев написал несколько сборников, ведущей темой которых все также были путешествия по Африке. Но в его стихах были не только вымышленные миры и странствия. В сборнике «Огненный столп» нашли отражение события, происходящие в революционной России. Поэт ассоциировал тот период с демонизмом и хаосом, а в его произведениях появились фольклорные и мифические герои. Вот разборы его работ:

  1. «Конквистадор«
  2. «Капитаны«
  3. «Перстень«

Творчество Анны Ахматовой в акмеизме было более одухотворенным, наполненным любовной лирикой. Ее произведения отличались трагичностью. В текстах, особенно ранних, отразились трагедии судьбы поэтессы, ее переживания в период смены двух эпох. В период позднего творчества Ахматова уже меньше соблюдала теорию акмеизма, но такие важные принципы, как созидание и бережное отношение к слову, детальность образов, просвещение и связь времен, в ее произведениях оставались всегда. Ахматова смогла воплотить в своих произведениях лирический образ героини, идеала женщины. Она была первой в России поэтессой, писавшей о любви. Причем, в лирике Ахматовой переплетались личное и национальное – приняв на себя скорбь о смерти эпохи, она отразила в произведениях трагедию женской судьбы. Вот разборы ее работ:

  1. «Сжала руки…«
  2. «Заплаканная осень, как вдова…«
  3. «Приморский сонет«

Другие ее стихотворения и их анализ Вы найдете в поиске по сайту.

Акмеизм О. Мандельштама отличался и от Н. Гумилева, и от А. Ахматовой. В его произведениях преобладали конкретность, классические мотивы и торжественные интонации. Его герои пытаются преодолеть хрупкость человека, закостенелость мироздания, пустоту небытия. В его стихах каждый предмет был вписан в культурный подтекст, и герой был окружен не безликой вещью, а окутанной библейским контекстом «утварью» В своих произведениях он отразил и отношение к революции в России – для него это настоящая катастрофа – высказывает надежду на улучшение ситуации, возможно, даже при помощи представителей старой культуры. Мандельштам отличался остро развитым чувством историзма. Вот разборы его работ:

  1. «Мы живем, под собою не чуя страны«
  2. «Ленинград«
  3. «О свободе небывалой»

Другие его работы мы тоже проанализировали, ищите в поиске)

Акмеизм объединил лучших поэтов своего времени, с разными судьбами, взглядами на мир, подходом к творчеству. Они стремились очистить поэзию от излишнего иррационализма и мистицизма, привнеся в лирику твердость и ясность, возвращая традиции мировой культуры. Акмеизм оставил значительный след в российской и мировой литературе Серебряного века, очистив поэзию от излишней недосказанности, многозначности, сделав образы яркими и красочными.

Автор: Светлана Новикова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector