Анализ стихотворения «Конквистадор» (Н. С. Гумилёв)

Первый сборник стихов «Путь Конквистадоров» Николай Степанович выпустил в последний год обучения в гимназии. Одним из произведений сборника является «Я конквистадор в панцире железном…», анализ которого (по плану) представляет Многомудрый Литрекон в данной статье.

История создания

У этого стихотворения весьма интересная история написания. Оно имеет две вариации. В 1905 году вышел сборник стихов юного поэта «Путь Конквистадоров», в который автор включил стихотворение «Я конквистадор в панцире железном…». Отзывы об этом сборнике были весьма неоднозначные и, в большей мере, нелестные. Лишь Валерий Брюсов положительно отозвался о поэте, сказав, что в книге есть несколько прекрасных стихов, и что этот сборник – это лишь начало пути юного автора, что в будущем его ждут победы. Этот сборник Николай Гумилёв ни разу не переиздавал. А отсчёт своих книг автор начал со второго сборника – «Романтические цветы», который вышел в 1908 году, и посвящался Анне Ахматовой.

В третье издание сборника «Романтические цветы», вышедшего в 1918 году, вошло стихотворение «Сонет» — это второй вариант стихотворения «Я конквистадор в панцире железном…». Николай Степанович усовершенствовал его, исправил, если можно так сказать, все погрешности и неточности, которые можно заметить в первом «Конквистадоре».

«Если бы поверить в перевоплощение душ, то можно было бы признать в нем такого отважного искателя новых островов и континентов в неведомых просторах великого океана времен, как Америго Веспуччи, Васко де Гаму, завоевателя вроде Кортеса и Визарро… Он был бы на своем месте в средние века. Он опоздал родиться лет на четыреста! Настоящий паладин, живший миражами великих подвигов. Он пытал бы свои силы в схватках со сказочными гигантами, на утлых каравеллах в грозах и бурях одолевал неведомые моря» — так охарактеризовал Гумилёва В. И. Немирович – Данченко.

Жанр, направление, размер

Второе название стихотворения «Конквистадор» отражает и жанр, в котором написано оно – сонет. Произведение состоит из двух четверостиший и двух трёхстиший, то есть всего 14 строк, что является обязательным признаком данного жанра лирики.

Николай Степанович является основоположником такого течения в литературе начала 20 века, как акмеизм. У приверженцев данного течения не было определённой и точной философии, но было ясно, что ценности данного направления противопоставлены ценностям символизма. Акмеисты считали, что слово должно иметь свой изначальный, определённый смысл, а образ – чёткость, предметность.

Но первые стихи поэта, как ни странно, больше похожи на стихи «старших символистов», к которым относятся В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт. Хотя отличаются они энергичностью и жизнелюбием, что противоречит трагизму символистов.

Размер стихотворения «Конквистадор» — пятистопный ямб, который, по мнению В. Я. Брюсова, является одним из богатейших размеров.

Рифмовка первого «Конквистадора» английская, то есть схематически её можно представить АБАБ АББА ВВГ ДДГ. А второй «Конквистадор» имеет французскую рифмовку, схема которой АББА АББА ВВГ ДДГ.

Композиция

Композиционное построение сонета «Конквистадор» имеет строгую последовательность.

  • 1-й катрен – это тезис. Лирический герой произведения оповещает читателя о своём предназначении, о своей роли в жизни.
  • 2-й катрен – антитеза. Герой рассуждает о том, что в жизни не всегда всё гладко и безоблачно, но он не отчаивается, он «конквистадор в панцире железном»
  • 1-й терцет – синтез. Обычно в этой части сонета представлено решение конфликта, сформулированного во второй строфе.

«И если нет полдневных слов звездам,
Тогда я сам мечту свою создам
И песней битв любовно зачарую.»

В строках из первой вариации стихотворения видно, что лирический герой очень оптимистичен, жизнерадостен, уверен в своей победе, несмотря на препятствия.

«И если в этом мире не дано
Нам расковать последнее звено,
Пусть смерть приходит, я зову любую!»

Во втором варианте произведения герой также мужественен, но у автора появляется уже мотив смерти, то есть лирический герой не в «розовых очках», как в первом «Конквистадоре», он предполагает свой, грубо говоря, провал, но готов с достоинством встретить своё поражение.

  • 2-й терцет – развязка. Строфы в двух вариантах стихотворения также отличаются.

«Я пропастям и бурям вечный брат,
Но я вплету в воинственный наряд
Звезду долин, лилею голубую.»

Лирический герой относится к поражениям как к обычному делу, которое сопутствует каждому герою. Но он уверен в своей силе, в своей победе! Он так же жизнерадостен и позитивен, как в начале стихотворения.

«Я с нею буду биться до конца
И, может быть, рукою мертвеца
Я лилию добуду голубую.»

  • В продолжение предыдущей строфы второго варианта, лирический герой готов бороться до конца, и даже более, «конквистадор» готов добыть победу на последнем издыхании, «рукою мертвеца».

Образы и символы

Лирическим героем сонета «Конквистадор» является сам автор, представленный в образе завоевателя, конквистадора.

  1. В первом варианте стихотворения герой – это молодой человек, очевидно, с романтическим складом характера, достаточно жизнерадостный и оптимистичный.
  2. Во втором варианте стихотворения герой представляется более приземлённым, познавшим жизнь человеком, который не исключает своего поражения, но который, с таким же рвением, как и «первый герой», готов бороться до конца.
  3. «Железный панцирь» — это символ неуязвимости героя, его защита.
  4. В первом варианте стихотворения упомянута «звезда», которую весело преследует герой, и которая символизирует определённую цель. Лирический герой из второго «Конквистадора» не имеет такой же указанной цели, но по своему пути он идёт также весело, как и «первый конквистадор».
  5. Пропасти и бездны – это образное определение преград, проблем, жизненных трудностей, которые преодолевает герой, получая в итоге радость и удовлетворение от достигнутых целей, что обозначено автором как «отдых в радостном саду».
  6. Смутное и беззвездное небо – это жизнь, которая, по определению автора, загадочная, непредсказуемая.

«И верю, я любовь свою найду»
«И верю, как всегда, в мою звезду»

По этим строкам ясно, что лирический герой верит в свою цель, в её достижение. Во втором «Конквистадоре» появляется образ звезды, который в первом варианте был обозначен ранее. Выражение «Расковать последнее звено» во втором варианте стихотворения, возможно, обозначает снятие неких оков.

«И если нет полдневных слов звездам,
Тогда я сам мечту свою создам»

  • Данные строки первого «Конквистадора» можно воспринять как готовность защитить и оправдать свою цель, если не найдётся слов из уже существующих оправданий.
  • «Песня битв» — это творческий путь, которым автор обещает «любовно зачаровать» читателя, то есть вдохновить, увлечь.
  • Во втором же «Конквистадоре» автор, после слов о снятии оков («И если в этом мире не дано нам расковать последнее звено»), упоминает о готовности умереть любою смертью, что невольно наталкивает читателя на мысль об уверенности автора в своей силе и победе.
  • Образ лилии довольно неоднозначный. Он может символизировать чистоту и невинность, может обозначать успех, свободу и надежду, также звезда является и символом смерти. В данном случае, лилия – это победа, успех, о которых мечтает лирический герой произведения. Эпитет «голубая» характеризует «лилию» как желанную, то есть «Я лилию добуду голубую» обозначает достижение автором заветной цели.

Темы, проблемы, настроение

«Он любил три вещи на свете: «За вечерней пение, белых павлинов… И стёртые карты Америки…» — Так охарактеризовала Николая Гумилёва его жена — Анна Ахматова.

Из выше написанного можно выделить три выдающиеся особенности творчества поэта: любовь к совершенному, возвышенному, интерес к иноземному, экзотическому и страсть к путешествиям. Эти характеристики также можно считать основными мотивами всего творчества Николая Степановича. Тем, на которые писал поэт, тоже не очень много: любовь, жизнь и смерть, искусство, военная тематика, географическая тематика.

Основная тема стихотворения «Конквистадор» — это искусство, точнее — роль поэта в жизни и обществе. Поэт – это завоеватель, конквистадор, который сражается и побеждает. По сути, представленное стихотворение – это путь творца, художника.

Гумилёва всегда волновали проблемы человеческого бытия. Концепция Ф. Ницше о сверхчеловеке нашла своё отражение в ранней лирике поэта. Современного человека автор рассматривал как ступень на пути к сверхчеловеку, а поэзию – как что-то волшебное, связывающее прошлое и будущее, как некую форму познания настоящего. Поэтому все лирические герои раннего творчества Гумилёва имеют невероятные, фантастические характеристики: огромную силу, страсть, невиданную отвагу, волю.

Настроение стихотворения «Конквистадор» приподнятое, жизнеутверждающее, уверенное. Первый вариант можно также охарактеризовать как восторженное, мечтательное, тогда как вторую редакцию больше характеризуют такие эпитеты, как решительная и достойная.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Конквистадор» – это тернистый и таинственный путь поэта. Автор хотел познакомить читателя с дорогой, которую проходит каждый поэт, с дорогой не гладкой, и даже опасной. О ней же он говорил в других своих работах, например, в «Волшебной скрипке».

Смысл произведения «Конквистадор» — это самопознание, размышления о многогранности, разносторонности жизни, размышления о, иногда, необходимом проявлении твёрдости, настойчивости, размышления о целеустремлённости и силе воли.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Конквистадор» обозначены в нижеследующем списке:

  1. Стихотворение «Конквистадор» переполнено красочными эпитетами, что является характерным для всех произведений Николая Степановича. «Панцирь железный», «радостный сад», «весело преследует» («весело иду»), «небо дикое и беззвездное», «полдневные слова», «последнее звено», «любовно зачарую», «вечный брат», «воинственный наряд», «голубая лилия» — эпитеты из двух вариантов стихотворения.
  2. Во втором варианте стихотворения присутствует сравнение, которое стоит в начале первой строфы: «Как конквистадор в панцире железном». Автор сразу даёт красочное, точное определение лирическому герою, сравнивая его с завоевателем.
  3. Метафоры: «панцирь железный», «песня битв», «рукою мертвеца».
  4. Присутствует олицетворение: «растёт туман», «смерть приходит».
  5. В первой и во второй редакциях стихотворения «Конквистадор» в первой строфе присутствует анафора. В первом варианте повторяется трижды местоимение «я» вначале строк, а во втором варианте — дважды союз «то».
  6. Присутствует инверсия в обоих вариантах: «как конквистадор в панцире железном, я вышел в путь и весело иду», «как смутно в небе диком и беззвездном», «растёт туман», «и если в этом мире не дано нам расковать последнее звено», «я пропастям и бурям вечный брат», «я лилию добуду голубую».
  7. В первом «Конквистадоре» присутствует риторическое восклицание: «Как смутно в небе диком и беззвездном!»

Автор: Кристина Асаулова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *