Анализ стихотворения «Капитаны» (Н.С. Гумилёв)

Николай Гумилев – великий поэт 20 века. Его творчество – это не только лирические произведения, но и литературоведческие материалы – именно он установил правила русского акмеизма, популярного течения в рамках русского модернизма. Он призывал авторов не говорить образно и вычурно, выступал за простой и понятный любому читателю язык, стремился показать близость автора и слушателя.

История создания

Николай Степанович Гумилев был известным русским поэтом Серебряного века. Заслуга этого писателя состоит в том, что он создал школу акмеизма. Помимо этого, Гумилев был известен как прекрасный переводчик. По мнению Гумилева, обязанность каждого автора состоит в написании текста доступным и понятным языком. Известно, что будущий писатель уже с детских лет лелеял мечты посетить дальние края. Весьма не удивительно, что в своем творчестве Гумилев отобразил мотивы путешествий.

«Капитаны» — цикл из 4 стихотворений, написанный Гумилевым летом 1909 года. Опубликовать его целиком поэту удалось спустя год. К сожалению, автор своей перепиской с другом, проживавшем в это самое время также в Коктебеле, не оставляет нам возможности хотя бы додумать красивую и интересную историю создания цикла. Все прозаически просто.

Всю жизнь Николая Гумилева манили путешествия, автор пытался найти идеальное место на земле. В попытке поиска рая он объездил полмира, но так и не смог найти уголок земли, хотя бы отдалённо напоминающий негу. В 1909 году он уже был достаточно известен своими литературными пробами, но к тому времени он еще не совершил свои знаменитые восточные путешествия, поэтому цикл – это некое любительское представление обывателя о капитанах и путешествиях, о их тяжелом ремесле, профессиональных легендах и мифах.

Не секрет, что Николай Степанович выступал против всего неестественного. Под поэзией Николай Гумилев понимал чистое искусство, где писатель один на один общается с читателем. Наиболее известными произведениями Николая Степановича является цикл стихов «Капитаны»

Жанр, направление и размер

«Капитаны» — это сочетание торжественных, патриотических и лирических стихотворений. Если говорить условно, можно отнести цикл к жанру элегии. Стоит отметить, что в 1909 году еще не были провозглашены принципы акмеизма, поэтому смело можно приписать данное творение к произведениям символизма. Символизм в тексте проявляется в том, что образ храброго капитана сравнивается с полной красок жизнью.

Говоря о стихотворном размере, стоит сразу сказать, что данная характеристика лирического произведения различна в каждом стихотворении цикла, постоянной остается только рифмовка, на протяжении всего текста сохраняется перекрестная рифма (АВАВ).

  1. Первое стихотворение написано анапестом, это служит для передачи вне сценической информации, некой предыстории.
  2. Второе стихотворение написано с использованием амфибрахия. Как отмечал известный литературовед Бахтин – именно амфибрахий наиболее подходящий размер для гимнов и торжественных речей.
  3. Третья часть цикла написана хореем, размером наиболее лиричным и подходящим для описания встречи с Родиной.
  4. Заключительное стихотворение написано с использованием ямба. Не по всех частях цикла можно легко определить размер, потому что Гумилев нередко использует пиррихии.

Композиция

В каждом стихотворении автор поднял разные темы.

  1. В первом произведении  Гумилев рассуждает на тему покорения человеком природы. Кроме того, автор здесь показал внимательного и храброго капитана. Морское дело представляет собой своеобразную идиллию.
  2. Вторая часть посвящена описанию всемирно известных покорителей морских просторов. В этом стихотворении главный персонаж сравнивает себя с каждым мореходом. Автор мастерски дополнил образ капитана образом прекрасной природы.
  3. В третьем стихотворении поэт рассматривает жизненный путь обычных матросов. Николай Гумилев утверждает, что моряки по-настоящему счастливы только в море, когда ими руководит хваткий капитан. На суше моряки становятся похожими на никчёмных и опустившихся личностей. Моряки могут обрести смысл жизни только тогда, когда они попадают в морские просторы.
  4. В четвёртом произведении Николай Степанович описывает антигероя Каина. Автор продемонстрировал благородство, присущее капитанам кораблей.

Образы и символы

Система образов и символов в «Капитанах» весьма интересна. Этому способствует относительно большой объем произведения. Все четыре стихотворения соединены центральным образом – лирическим героем – храбрым капитаном, образ которого раскрывается все больше и больше. Капитан – главная часть увлекательного путешествия, он является неким гарантом того, что корабль достигнет своей цели и откроет новые земли.

Главный соперник капитана – море, стихия и всемогущая природа. Интересно заметить, что море у Гумилева нетрадиционное, не голубое с белой пеной. Автор на протяжении всего стихотворения сравнивает море с землей, с ее изгибами зыбей и зелеными валами.

Весьма интересен образ Каина – своеобразного антигероя, портрет которого служит усилением образа «настоящего» капитана. Каин – преступник, которому суждено вечно скитаться по миру в поиске пристанища, а «настоящий капитан» точно найдет негу.

Темы и настроение

  1. Тема в каждом стихотворении цикла своя. В первом стихотворении перед нами открывается картина природы и ее покорения человеком, поиск новых земель. Здесь же нам представлен образ идеального капитана – храброго, внимательного и слегка романтичного. В данной части ремесло моряка намеренно идеализированно: опускаются некоторые трудности этого дела, даже стычки в команде описываются сродни красивым событиям.
  2. В следующей части Гумилев мастерски рисует портреты знаменитых мореплавателей, заслуги которых остаются в веках. Здесь лирический герой пытается примерить на себя образ каждого введенного автором героя, проследить общие черты характера. В данной части в добавление к идеальному капитану рисуется не менее идеальный окружающий мир.
  3. В третьей части «Капитанов» описывает не столько капитанская жизнь, сколько матросская. Стоит отметить, что авторская позиция тут видна отчетлива: он рисует нам картину ужасного мира матросов, которые ждут момента отплытия корабля. На суше они грязные и пьяные, не имеющие смысла в жизни. И только благодаря уму капитанов, только их нахождению на корабле, в мире свободной природы моряки способны быть счастливыми.
  4. В заключительной части цикла описывается легенда о Летучем Голландце, вводится антигерой, но и тут лирический герой не может не указать на благородство капитанов. Хоть Каин и обречен на вечные скитания, он не лишен чувства ответственности перед командой и кораблем.

Основная идея

Смысл стихотворения состоит в том, что приключения – необходимость. Автор рисует нам картину идеальной жизни капитанов, которая наполнена постоянной новизной и свежестью, встрясками и передрягами, доблестью и мужеством, отвагой и смелостью. Их судьба полна красок и эмоций, это и есть идеал.

Гумилев призывает всех быть открытыми порыву и желанию постоянного движения, нельзя довольствоваться долго тем, что имеешь, нужно постоянно идти дальше за новыми приключениями. Главная мысль произведения была жизненной идеологией самого автора.

По мнению Николая Гумилева, человеку необходимы приключения. Автор показал прекрасную жизнь капитанов. Поэт продемонстрировал храбрость и отвагу, присущую морякам. Гумилев считает их жизнь идеальной, ведь она наполнена незабываемыми приключениями и яркими эмоциями.

Чему учит?

Цикл стихотворений Николая Гумилева «Капитаны» призывает читателей все время стремиться вперёд, двигаться навстречу совершенству. Ведь в этом и должен заключаться смысл жизни. По мнению поэта, ни в коем случае нельзя останавливаться на достигнутом. Каждый день необходимо проводить с пользой для себя и общества. Стремление к самосовершенству – залог счастливой и успешной жизни. 

 

Средства художественной выразительности

«Капитаны» наполнены высоко образными средствами художественной выразительности, особенно эпитетами и метафорами.

  1. «Меж базальтовых скал и жемчужных» — красивый эпитет, подчеркивающий драгоценность тех мест, через которые проплывает судно капитана. В стихотворениях автор использовал такие тропы, как эпитеты и метафоры. Благодаря эпитету автор выразил значимость краев, которые видно с корабля.
  2. «Быстрокрылые» — легкое сравнение парусов корабля с крыльями птицы.
  3. «Дерзостный путь» — образный эпитет, который наиболее точно раскрывает характер капитанов – непримиримый и смелый.
  4. Также для уточнения образа капитанов Гумилев вводит эпитет «острый и уверенный взгляд». Самой образной метафорой является сравнение капитанов с «паладинами зеленого храма», где под храмом подразумевается море.

Автор: Игорь Васильев

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector