Анализ стихотворения «Перстень» (Н. С. Гумилев)

Николай Гумилев – центральная фигура в литературе 20 века. Его жизнь нельзя назвать долгой, ведь прожил он всего 35 лет, но при этом наследие поэта огромно. Он стал отцом акмеизма, популярного направления в русской литературе в 20 веке, отказался от принципов символизма и провозгласил собственные: величие красоты обычной жизни, красивый и свободный язык, отказ от символики и высокой образности. Несмотря на то, что Гумилева принято считать «интеллигентным» и «городским» поэтом, в его творчестве нередко встречаются мотивы исконных традиций деревенской России.

История создания

Стихотворение было написано Гумилёвым в 1920 году и опубликовано в этом же году в литературном журнале. «Перстень» — художественная интерпретация, то есть мы можем говорить о том, что он за основу сюжета взял автобиографичную историю, которую преподнёс в литературной форме, красивой и поэтичной.

В период своей юношеской влюбленности Гумилев очень красиво ухаживал за Анной Горенко, которая стала всем широко известна под псевдонимом «Ахматова». Чтобы добиться бóльшего расположения, Николай решил подарить Анне золотое кольцо с рубином. Девушка приняла его тайно, скрыла дорогой подарок от всех родных, а потом и вовсе потеряла его, когда то закатилось в щель пола. Именно этот эпизод и послужил поводом к написанию стихотворения, напрямую связанного со старорусской дурной приметой о потере кольца.

Жанр, направление и размер

Стихотворение Гумилева «Перстень» с первых строк указывает на то, что речь пойдет о любви, поэтому можно смело утверждать, что жанр лирического произведения – любовное стихотворение, в котором светлое чувство между мужчиной и женщиной поначалу выступает мерилом человеческого счастья.

Течение, в котором реализовывал себя Николай Гумилев – акмеизм. Оно предполагает отказ от принципов символизма и акцент на ясности и реальности красоты окружающего нас мира. Стоит отметить, что в стихотворении явно прослеживается фольклорная традиция, это вынужденная мера, которая работает на раскрытие образа лирического героя, девушки из деревни.

Говоря о стихотворном размере и рифмовке в данном лирическом произведении, стоит сказать, что в силлабо-тонической системе русского стихотворства невозможно найти размер, соответствующий стихотворению, потому что Гумилев был широко известен своей привычкой писать лирические произведения, основываясь лишь на звучании, то есть на тонической системе. Точно можно говорить только о типе рифмовки, тут она перекрёстная (АВАВ).

Образы и символы

Система образов в данном стихотворении представлена достаточно широко. Мы может с уверенностью утверждать, что лирический герой – молодая деревенская девушка, которая вынуждена просить помощи у различных живых существ в поиске подарка от любимого – золотого кольца с цейлонским рубином. Также стоит отметить «собеседников» лирической героини – тритонов, под которыми подразумеваются все подводные жители, и ундины – собирательный образ волшебниц подводного мира, которые и смогут помочь ей найти кольцо, упавшее в колодец.

Автор мастерски создает диалог, из которого становится понятно, что в стихотворении есть внесценические персонажи, например, жених лирической героини, кровью которого она так легко готова пожертвовать ради кольца.

Темы и настроение

Основная тема стихотворения – любовь. Первая сцена лирического стихотворения разворачивается у колодца, где стоит главная героиня. В итоге читатель приходит к весьма неожиданному выводу: мерилом счастья для девушки оказывается не любовь, символом которой является перстень, а именно это кольцо. Этому удивляются и собеседники девушки, ведь совершенно непонятно, как может юная дева жертвовать жизнью жениха ради обычного подарка.

Мотив неблагородного поступка лежит на поверхности, автор усиливает и без того неприятное чувство разговором подземных существ. Они будто бы пытаются оправдать девушку, полагая, что за кольцо она держится не из-за банальной красоты золота и камней, а из-за его волшебной силы. Но лирическая героиня сразу же опровергает этот домысел, прямо говорит о том, что она и представить не могла, что может так полюбить эту изящную драгоценность.

Столь же очевиден фольклорный мотив. Николай Гумилев был уверен, что для того, чтобы писать о народе, нужно увидеть много характеров простых людей. Поэтому для него и было столь важно понимать культуру не только большого города, но и маленькой деревни с ее уникальными традициями. Ее он и отразил, ведь основа сюжета представляет собой народное предание о перстне и последствиях его утраты. Так же характерны герои стихотворения: говорящие тритоны и ундины тоже являются частью фольклора.

Основная идея

Главная мысль стихотворения заключается в том, что любовь – это не всегда то светлое и волшебное чувство, о котором нам говорят с детства. Автор опять же проводит параллель с собственной жизнью: его брак с Ахматовой существовал недолго, они не явились друг для друга гарантом вечной любви и счастья. Так и главная героиня: она ставит любовь ниже собственного увлечения драгоценностью.

Подобная идея весьма популярна в творчестве Гумилева, ведь, действительно, поэт черпает сюжеты из собственных переживаний и чувств, а потому смысл его творений нужно искать в биографии.

Средства художественной выразительности

Стихотворение «Перстень» пропитано высокой образностью. С одной стороны, художественность текста связана с тем, что автор намеренно использует просторечье – «вода ключевая». С другой стороны, Гумилев усиливает образность произведения использованием традиционных изобразительно-выразительных средств – эпитеты и метафоры.

  • «Легкие персты» — очень образный эпитет, позволяющий читателям наиболее точно понять образ главной героини – хрупкой и нежной девушки, руки которой подобны легких крыльям.
  • «Народ тритонов и мокрым ундин» — метафора, полностью раскрывающая особенности собеседников девушки. Мы может предполагать, что говорит лирическая героиня не только с ними, ведь эти существа – собирательный образ всего подводного и подземного мира.

Автор: Игорь Васильев

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *