Разбор заданий на ЕГЭ по литературе: как сдать на 100 баллов?

Наиболее эффективная подготовка к ЕГЭ по литературе – это последовательная подготовка по заданиям, расположенным от простого к сложному. Чтобы ее осуществить, Многомудрый Литрекон проанализирует каждый из 17 вопросов, которые достанутся Вам уже этим летом. Наши задачи – определить, что собой представляет задание, выяснить, что от нас требуется, и выработать рекомендации по его выполнению и подготовке, исходя из критериев оценивания.

1-7

Анализ ЕГЭ по литературе начинается с первых заданий – самых простых в списке. Они очень похожи между собой, даже оцениваются одинаково (1 балл), поэтому Многомудрый Литрекон рассматривает их все вместе. Они представляют собой краткий ответ из слова, словосочетания или последовательности цифр. Темы заданий – прозаические произведения.

Создатели литературного ЕГЭ в официальном документе сформулировали те навыки, которыми нужно обладать, чтобы выполнить поставленные задачи:

  1. Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

  2. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

  3. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

  4. Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Ваша подготовка по заданиям должна начаться именно с освоения данных умений. Подразумевается, что к 11 классу выпускники уже владеют ими. Если же Вы готовитесь с нуля, то вот простые советы, как быстро подготовиться по этим направлениям:

  1. Сделайте шпаргалку с жанрами (роман, повесть, рассказ, новелла и т.д.) и родами литературы (эпос, лирика, драма). Определяйте каждую книгу из кодификатора (списка нужных для ЕГЭ произведений), применяя данную шпаргалку. В конце концов, Вы все запомните.
  2. Сделайте план анализа текста (вот пример) и разбирайте сначала маленькие тексты (так проще набить руку), а потом переходите к большим. Если возникают вопросы в ходе анализа, пишите нам в группу, отвечаем оперативно. Кроме того, на нашем сайте Вы можете найти подробные и качественные разборы нужных книг.
  3. Сделайте памятку с основными тропами и сверяйтесь с ней, когда ищете средства художественной выразительности. Постепенно доведете навык до автоматизма и поймете, что, по логике, роль тропов везде заключается в одном свойстве: передаче эмоций и скрытых смыслов от автора к читателю.
  4. Читайте книги, подмечая те моменты, которые пригодятся в анализе: герои, конфликт, проблематика, идея (полный перечень необходимостей Вы найдете в кодификаторе)

Многомудрый Литрекон неслучайно пишет не «выучить», а «сделать». Только практика дает устойчивые и полезные знания, а не зубрежку, которую Вы забудете на первой минуте экзамена.

Разобравшись с фронтом работ, обратим внимание на пример заданий 1-7 из демонстрационной версии на ФИПИ:

задания 1-3 на ЕГЭ по литературе

Как решить 1-3 задания? Уместен логических подход. Итак, большое произведение в прозе с большим количеством героев – точно роман. Базаров – нигилист, это слово Вы мусолили целую четверть, и другого такого точно не проходили. Даже не зная его значения, можно поковыряться в памяти и вспомнить его. Из критиков в школе тоже проходятся считанные единицы, и самый известный – В. Г. Белинский. Его и стоит написать в ответе. Таким образом, очевидно, что все ответы можно найти методом исключения, если Вы посетили хотя бы половину уроков литературы. Едем дальше.

задание 4 на ЕГЭ по литературе

4 задание посвящено поиску соответствий. В данном примере это очень просто, если Вы помните хотя бы примерно, что происходило в романе. Даже если не помните, ищите подсказки в представленном фрагменте. Там Вы можете узнать, что Николай – отец Аркадия, Павел – его дядя, а Евгений – друг, который приехал погостить. Конфликт назревает уже в представленном отрывке: руки Павел гостю не подал. Значит, дуэль была между ними. Павел намного старше и долго сидел без дела, значит, он и получил ранение. Остается выбор, в котором должны помочь хоть какие-то знания о сюжете. Николай все время жил дома, не отлучаясь, поэтому жениться он мог только на Фенечке – обитательнице его имения, которую зовут по имени, потому что она — простолюдинка. К дворянке Одинцовой старику пришлось бы ехать, что никак не вяжется с его возрастом и нравом. Евгений – трагический герой, и на его долю остается лишь смерть. Таким образом, даже не помня точного сюжета, можно выполнить задание, полагаясь на здравый смысл и обрывки знаний.

задания 5,6, 7,8 на ЕГЭ по литературе

5-7 – азы литературоведения, первая часть кодификатора. 5 задание тоже можно решить методом исключения, примерно зная основные термины из кодификатора. Остальные (портрет, пейзаж и пр.) просто не подходят, остается только художественная деталь. 6 задание — тоже довольно простое, ведь ответ на него можно получить, вспомнив приставку, означающую «против» — «анти». Только одно слово из литературоведения подходит к нашему случаю – это антитеза. Ну и 7 – психологизм, ведь иных подходящих по смыслу вариантов в кодификаторе просто нет. Значит, чтобы сделать эти задания, нужно всего лишь примерно представлять себе значение описанных в кодификаторе терминов.

Таким образом, даже не имея всех тех навыков, о которых нам поведали создатели ЕГЭ по литературе, можно справиться с данными заданиями, имея в распоряжении поверхностное знание содержания кодификатора и орудуя методом Шерлока Холмса.

8 и 15

8 и 15 задания – это мини-сочинения, которые представляют собой развернутый ответ на вопрос. Организаторы выписали те умения, которые необходимы для выполнения этого задания.

  1. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

  2. Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  3. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения

  4. Письменные интерпретации художественного произведения;

  5. Самостоятельный поиск ответа на вопрос, комментирование художественного текста.

Если первые три пункта Многомудрый Литрекон разобрал в предыдущем параграфе, то 4 и 5 ему только предстоит описать. Как же самостоятельно научиться интерпретировать и находить с нуля? Вот простые советы:

  1. Сделайте индивидуальный план ответа на вопросы по тексту. Формулируйте главные вопросы к тем книгам, которые читаете, и отвечайте на них письменно, используя план. Так и натренируете этот навык;
  2. Сделайте план для анализа текста и самостоятельно заполняйте те пункты, которые раскрывают Ваше мнение о содержании книги: проблематика, идея, вывод, конфликт, мораль, тематика и т.д. За помощью обращайтесь к нам в группу.

Разобравшись с подготовкой, перейдем на поле боя. Вот так выглядит пример задания № 8 из ЕГЭ по литературе.

8 задание на ЕГЭ по литературе

Задание 15 – аналогичное, но о лирическом произведении:

15 задание на ЕГЭ по литературе

Как их делать? Формируем универсальный план для мини-сочинений 8 и 15 на ЕГЭ по литературе.

  1. Вступление – перефразированный вопрос: Конфликт в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» зарождается уже на первых страницах книги.
  2. Основная часть – 2 тезиса (разные!) и аргументы к ним: Во-первых, автор передает возникшее напряжение через жесты Павла Кирсанова: он спрятал руку в карман, а не поздоровался с гостем, потому что побрезговал подать холеную руку неопрятному Евгению. Во-вторых, писатель показывает контраст между мировоззрениями своих героев через отношение к внешнему виду: Базаров после дороги не захотел почиститься, хотя был весь в пыли, а Павел Петрович, напротив, тщательно следил за собой, демонстрируя уженные руки и модный костюм даже в деревне.
  3. Заключение — ответ на поставленный вопрос: Таким образом, автор через жесты и внешний вид героев дал понять, что эти люди сильно отличались друг от друга, и конфликт между ними был неминуем.

Данная работа оценивается по трем критериям. При ответе важно сохранять грамотность и культуру речи (2 балла), привлекать приведенный текст для аргументации (2 балла), но главное — постоянно сверяться с главным вопросом, чтобы ответ был логичным и точным (2 балла). Только такое сочинение заслужит максимум баллов – 6.

Таким образом, чтобы выполнить 8 и 15 задания, нужно уметь письменно изъясняться и внимательно читать текст. Этого достаточно, чтобы получить целых 12 первичных баллов!

9 и 16

9 и 16 задания – мини-сочинения с поиском соответствий между упомянутыми в задании предметами. Чтобы их сделать, нужно владеть навыками, которые обозначили создатели профильного ЕГЭ. Нужно уметь практически все, что мы описывали в предыдущих разделах, а также сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям. Кроме того, нужно самостоятельно определять эти критерии и аргументировать позиции сопоставления. Как научиться этому самостоятельно и с нуля? Вот советы от Многомудрого Литрекона:

  1. Сделайте тематические, жанровые, событийные подборки стихотворных и прозаических произведений. Они должны быть похожи по выбранному Вами критерию.
  2. Сформулируйте это сходство письменно. Так, Вы обглодаете собаку в этом деле до последней косточки.

Подготовка ясна, поэтому разбор каждого задания из ЕГЭ по литературе продолжает анализ самих заданий и методов их выполнения. Вот примеры из демоверсии:

9 задание на ЕГЭ по литературе

16 задание на ЕГЭ по литературеКак с этим справиться? Необходим план для сочинений 9 и 16 и, конечно, нужно помнить хотя бы два схожих произведения. Вот пример:

  1. Вступление – это клише + формулировка вопроса: Многие писатели (поэты) отображали конфликт между представителями разных поколений в своих произведениях.
  2. Основная часть – два коротких примера сопоставления и анализа. Сначала описываем сходство книг, а затем отличия: Так, А. Н. Островский в пьесе «Гроза» тоже поднимает тему взаимоотношений отцов и детей. Патриархальный застой пожилых обитателей Калинова противопоставляется бунтарскому стремлению молодежи к свободе. Но в этой драме автор делает акцент на противоборстве идей и эпох, а не на столкновении разных поколений. Эту же тему затрагивает и А. С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума». Он противопоставляет молодежь в образе Чацкого пожилым людям в лице Фамусова. Однако конфликт отцов и детей занимает не самое важное место в книге, где на первый план выходит противостояние будущего и прошлого.
  3. Заключение – ответ на поставленный вопрос: Таким образом, конфликт между представителями разных поколений в своих драматических произведениях отображали такие классики, как А. С. Грибоедов и А. Н. Островский. Авторы обеих книг повествуют о столкновении двух разных поколений, однако это не основной конфликт этих произведений.

Сочинения оцениваются по 4 критериям. Нужно правильно сопоставить одно произведение (2 балла) и второе (2 балла), при этом важно соблюдать речевые нормы (2 балла). Но самый «дорогой» критерий – привлечение текста произведения для аргументации (4 балла).

Таким образом, имея четкий план сочинения и минимальные знания о схожих книгах, можно без особого труда получить свои 20 первичных баллов.

10-14

10-14 задания – это краткие ответы на вопросы (слово, словосочетание, последовательность цифр), но относящиеся к лирике. Чтобы их сделать, нужно владеть тем же арсеналом умений, который Многомудрый Литрекон уже описал в первом параграфе для заданий 1-7. Но вот специфические советы по подготовке конкретно для этой группы вопросов:

  1. Сделайте шпаргалки тропов, жанров, течений и размеров стихотворений. Анализируйте произведения русских поэтов, используя эти памятки. Со временем Вы все запомните.
  2. Время от времени полезно почитать анализы известных стихотворений, и в этом плане Вам поможет Многомудрый Литрекон, так как он еженедельно выпускает новые работы, посвященные разбору стихов.

Самое время встретить по одежке сами задания, вот примеры из демоверсии:

10-12 задание на ЕГЭ по литературе

13-14 задание на ЕГЭ по литературе

Что с ними делать? При наличии поверхностных знаний теории из кодификатора можно давать правильные ответы. Блоку (даже судя по данному стихотворению) подходит только символизм. На упомянутую стилистическую фигуру похоже только содержимое шестой строфы. Поскольку центральный образ – Россия, ответ на 12 вопрос – «разбойная». В 13 задании можно вообще ничего не знать, ведь ответ находится методом исключения: ни иронии, ни преувеличения там нет, и это очевидно. Остаются номера 2, 4 и 5. Размер – ямб, но если уж Вы совсем не имеете о них понятия, то можно было угадать, велика вероятность случайного совпадения.

Таким образом, чтобы быстро и качественно выполнять эти задания из ЕГЭ по литературе, нужно освоить термины из кодификатора и получить в ходе практических занятий навыки анализа лирических текстов.

17

17 задание – это полноформатное сочинение-рассуждение на одну из 4 тем. Чтобы подготовиться к нему, нужно овладеть всеми навыками, описанными в предыдущих параграфах. Кроме того, есть еще два, которые сформулировали все те же создатели ЕГЭ по литературе:

  • Написание развёрнутых ответов, в том числе в жанре сочинения, на основе литературных произведений;

  • Различные виды пересказа.

Как самостоятельно подготовиться к этому с нуля? Вот советы от Многомудрого Литрекона:

  1. Писать читательские дневники. Это краткие пересказы с отзывом, которые учат читателя полномасштабному освоению литературного материала. Вот инструкция по выполнению.
  2. Писать сочинения по егэшному образцу и проверять их самостоятельно. Если возникают вопросы, пишите нам в паблике.

Самое время взглянуть врагу в лицо. Вот примеры заданий из демоверсии:

17 задание из ЕГЭ по литературе

Чтобы заслужить свои 14 первичных баллов, необходимо выработать универсальный план для раскрытия подобных тем. Вот образец для сочинений на ЕГЭ по литературе 2019:

  1. Вступление – перефразированный тезис или вопрос из темы сочинения: Интересные страницы новейшей русской истории запечатлены в прозе 1980-2010 годов. На мой взгляд, весьма показательными примерами являются романы Чингиза Айтматова «Когда падают горы (Вечная невеста)» (2006 г.) и «Плаха» (1986 г.). Эти книги отражают переломные моменты в жизни нашей страны – конец советской эпохи и начало новой России.
  2. Основная часть – это описание выбранных примеров и аргументация (неразрывно связанная с темой!): Так, в романе «Плаха» автор описывает тяжелую жизнь наших предков под железной пятой режима: необходимость выполнять план вынуждает их истреблять животных из заповедника и разрушать местную экосистему. Психологизм эпохи выражается в поступках персонажей. Вечная нужда ожесточает их, и некоторые герои готовы даже своровать маленьких волчат и продать их, обрекая зверей на верную смерть. Люди, загнанные в невыносимые условия, ведут себя хуже волков, которые только от величайшего удара – потери потомства – унижаются до аналогичной мести (волчица украла ребенка). Автор показывает, как уродует человека тяжелая рабская доля в авторитарном государстве, которое движется к катастрофе.
  3. И вот катастрофа произошла: в романе «Когда падают горы (Вечная невеста)» советский союз уже развалился. Начался хищный век капитализма, который во главу угла поставил не идеологию, а рыночные интересы. Деньги стали мерилом всего на свете, поэтому главный герой оказывается жертвой нового времени, которое назвало цену человеческой жизни. Арсен, пытаясь предотвратить захват богатых заложников, становится мишенью для всех противоборствующих сторон. Эта смерть – своеобразный символ: в лице честного журналиста новый мир убивает гуманизм и другие моральные ценности. Особенно в романе важны исторические детали: челночницы с высшим образованием, оперные дивы, разменивающие талант на славу, и тысяча нищих на одного богача.
  4. Заключение (общие фразы по теме): Таким образом, отечественная история 80-х и 90-х годов предстала в своем литературном воплощении на страницах романов Чингиза Айтматова. Он мастерски передал колорит и особенности тех давних времен.

Пример сочинения на ЕГЭ по литературе поможет нам пояснить критерии оценки задания 17. Работа соответствует теме (3 балла). Привлечение текста для аргументации тоже есть (3 балла). Термины стоят на своих местах (деталь, символ, психологизм и т.д.), а это + 2 балла в нашу копилку. Цельность и логичность текста достигнуты: все части связаны между собой (3 балла). Ну и речевые нормы не нарушены (3 балла). Объем более 150 слов, значит, работа проверяется.

Таким образом, чтобы написать сочинение и получить 14 первичных баллов, не обязательно даже владеть знанием книг из школьной программы, если Ваш собственный читательский опыт достаточно богат для раскрытия разнообразных тем. Нужно только набить руку в этом деле.

Дополняйте работу Многомудрого Литрекона советами и личным опытом и заходите к нему почаще)

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector