Анализ стихотворения «О свободе небывалой» (О.Э. Мандельштам)

Осип Эмильевич Мандельштам был известным поэтом двадцатого века. Не секрет, что на путь поэзии Мандельштам встал, когда ему было всего четырнадцать лет. В этом возрасте Осип Эмильевич написал свои первые лирические произведения. В раннем творчестве юный поэт размышлял над поиском жизненного предназначения. Одним из самых знаменитых ранних творений Осипа Мандельштама является стихотворение «О свободе небывалой». Рассмотрим анализ произведения по плану.

История создания

Работу над созданием своего лирического произведения Осип Эмильевич завершил в 1915 году. Данное стихотворение вошло в состав дебютного сборника Мандельштама под названием «Камень».

Известно, что в 1914 году русский поэт всерьёз заинтересовался философскими идеями П.Я. Чаадаева. Осипу Эмильевичу были очень близки его взгляды, ведь Чаадаев тоже проповедовал идеи свободы. По мнению Осипа Эмильевича, личность Чаадаева была сосредоточением умственного и нравственного начала. Мандельштам был восхищён той нравственной свободой, которую исповедовал Чаадаев.  Поэтому весьма не удивительно, что его знаменитое произведение носит название «О свободе небывалой».

Также Мандельштаму нравились религиозные взгляды Чаадаева, а именно убеждение: Высший разум существует и проявляет себя через провидение. Это и есть Бог Чаадаева. Философ считал, что духовный застой, вызванный оторванностью России от разумных идей, не дает нашей стране выполнить свою миссию.

Интересно, что Мандельштам в каком-то смысле повторил трагическую судьбу Чаадаева: он тоже был репрессирован, но «век-волкодав» обошелся с ним еще жестче. Чаадаева признали сумасшедшим и заточили в родовом имении, а Мандельштама арестовали и погубили невыносимыми условиями содержания.

Жанр, направление, размер

Свое лирическое стихотворение Осип Эмильевич написал в духе акмеизма. В произведении автор использовал философские принципы Чаадаева — человека, взглядами которого он искренне восхищался. Философское идеи Чаадаева соответствовали взглядам Мандельштама.

Произведение «О свободе небывалой» представляет собой философскую лирику. Несмотря на то, что Мандельштам в создании произведения опирался на философские учения Чаадаева, читатель их осознает сквозь призму восприятия главного героя.

Стихотворение написано двустопным анапестом. Рифмовка перекрёстная. Женская рифма традиционно чередуется с мужской.

Композиция

Стихотворение Мандельштама «О свободе небывалой» включает в себя четыре строфы. Все произведение построено на основе диалога главного героя с Верностью. Герой сможет почувствовать полноценную свободу лишь в том случае, если он не забудет об истинной верности самому себе. Он «обручен свободе». Следовательно, он осознает полную ответственность.

Мандельштам принимает постоянство и верность, как незыблемые основы своей свободы, потому что все люди, обреченные на смерть и «брошенные в пространство», ищут эти опоры на своем пути.

Образы и символы

Образ короны в стихотворении «О свободе небывалой» выступает в качестве символа подчинения верности. Как известно, в истории корона олицетворяет власть, а также ответственность. Лирический герой утверждает, что бремя свободы способен познать лишь тот, кто коронован постоянством и верностью.

В своём произведении Осип Мандельштам изобразил аллегорические образы верности и свободы. По отношению в образу свободы поэт использовал два разных глагола: «обручен» и «подчинен». Этим автор хотел продемонстрировать, насколько разными являются степени взаимодействия главного героя со свободой. Да, он выбирает волю, но она сама владеет им и ограничивает его. Эти глаголы указывают на то, что свобода предполагает ответственность и верность самому себе.

Если Свобода — закон, то Верность — та сила, которая наделяет героя властью. Лирический герой предстает ответственным и волевым человеком, способным вынести бремя воли и верности себе.

Темы, проблемы и настроение

Центральное место в произведении занимает тема свободы. Это уже ясно из названия стихотворения. Автор пытается понять, какова взаимосвязь между свободой, верностью и постоянством. По мнению лирического героя, небывалую свободу ощущает лишь тот, кто находится в гармонии с собой и сохраняет верность себе.

Тема верности не менее значима. Именно она призывает героя подчиниться свободе. Почему же именно «подчиниться»? Это означает, что воля не дается просто так. Она требует системы ограничений. И мы, глядя на свою жизнь, убеждаемся, что поэт прав. Чтобы сохранить свободу, человеку приходится отказаться от многих соблазнов. Более того, ему нужно противостоять самой природе вещей. Мы рождены в мире, что постоянство — несбыточный идеал. И лишь человек способен к нему прийти. Только он может сохранить нетронутыми свои убеждения.

Корону герой называет легкой, потому что понимает: люди, рожденные в хаосе и вечном движении, не должны жалеть о постоянстве. Напротив, они должны стремиться к нему, ведь оно противостоит неистовому потоку жизни, уносящему нас к смерти.

Настроение стихотворения торжественное, возвышенное.

Основная идея

Лишь тот человек, который посвятил свой жизненный путь конкретной идее, может обрести полную свободу. Здесь можно проследить библейский мотив, который гласит следующее: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными». Такова главная мысль стихотворения «О свободе небывалой».

Человеку важно сохранить верность себе и своим идеалам. Только так он освободится от тирании окружения и навязанных истин. Эта корона легка, так как данное кредо соответствует естественной потребности человека. В этом и состоит смысл стихотворения «О свободе небывалой».

Средства художественной выразительности

Благодаря различным тропам Осип Эмильевич точно раскрыл тематику произведения и донёс до читателя его основную мысль.

  1. Особенно выразительными в стихотворении «О свободе небывалой» являются эпитеты («небывалая свобода», «прекрасное постоянство», «лёгкая корона» и так далее).
  2. Лирический герой беседовал с верностью. Здесь можно заметить олицетворение («верность плакала в ночи»).
  3. Также большую роль в произведении играют метафоры («брошенные в пространстве», «обреченные умереть»).

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *