Анализ стихотворения «Приморский сонет» (А.А. Ахматова)

Жизнь неразрывно связана со смертью. Это естественный процесс, который невозможно избежать. И всё же люди не сразу готовы принять тот факт, что этот мир когда-нибудь придётся покинуть. Кто-то не верит, что смертен, кто-то боится и бежит от гибели, а кто-то, наоборот, мечтает о том, чтобы исчезнуть. У каждого человека своё отношение к смерти, и со временем оно может измениться. Многомудрый Литрекон предлагает читателям анализ стихотворения Анны Ахматовой «Приморский сонет» по плану. Лирическая героиня этого текста предлагает более взвешенный взгляд на неизбежную смерть, который был выработан за долгие годы жизни.

История создания

Работа над стихотворением «Приморский сонет» шла в посёлке Комарово на берегу Финского залива. В 1955 году Литфонд выделил Анне Андреевне дачу, которая ей казалась «будкой» из-за небольших размеров. Её часто навещали гости: её ученики Иосиф Бродский и Евгений Рейн, филолог Дмитрий Лихачёв, подруга Лидия Чуковская. Кроме Финского залива, от дачи можно дойти до Щучьего озера, заглянуть в лес. Обстановка здесь явно располагала к размышлениям и созерцанию.

Стихотворение «Приморский сонет» входит в сборник «Бег времени» и написано в 1958 году. Можно предположить, что Ахматова в этом тексте подводит итог своей жизни, полной событий, обретений и утрат. Поэтесса умерла в 1966 году, спустя восемь лет после написания «Приморского сонета». Похоронена она здесь же, в Комарово. 

Жанр, направление, размер

Жанрово стихотворение «Приморский сонет» относится к сонетам, что ясно из названия. Сонет – это каноническая форма поэзии, которая имеет строгие правила построения, рифмовки и строфики. Данный жанр не так часто встречается в лирике, поэтому следует остановиться на его характеристиках.

Композиционно сонет состоит из тезиса, антитезиса, развязки и обобщающей сентенции. В «Приморском сонете» тезис – «здесь всё меня переживёт»; антитезис – о зовущей вечности, а последующих трёхстишиях раскрывается сама вечность. Другими словами, тезис – о мире «здесь», антитезис – о мире «там», а в обобщающей сентенции выстраивается связь прошлого и грядущего.

Тезис раскрывается через перечисления однородных членов: скворешни, воздух, черешня, месяц. Всё, что дорого и прекрасно в земной жизни, останется в этом мире, а лирическая героиня уйдёт по дороге, конечный пункт которой умалчивается. Но через антитезис и развязку мы представляем вечность, её потустороннюю красоту, и читателю понятно, куда ведёт лирическую героиню путь.

Канонический сонет состоит из четырнадцати строк, двух катренов (четверостиший) и двух терцетов (трёхстиший). Интонационно катрены и терцеты различаются, что заметно и в тексте Ахматовой. Для каждой строфы характерна и синтаксическая законченность, и это тоже присутствует в «Приморском сонете».

Что касается направления, то именно с акмеизмом Ахматову ассоциировали всю её жизнь и продолжают до сих пор. Можно сказать, что и это стихотворение связано с творческой программой акмеистов: предметные образы, конкретные детали, при помощи которых можно представить даже Вечность. Но данное стихотворение создаётся позднее, Серебряный век давно прошёл, в другую эпоху и человеком, который многое пережил. Поэтому стихотворение «Приморский сонет» трудно отнести к какому-то направлению. Это работа мастера, который отошёл от каких-либо рамок и творит так, как подсказывает ему опыт.

Поговорим о рифмовке данного стихотворения. У двух катренов кольцевая рифмовка (abba), у терцетов же, для интонационного отличия, рифмовка немного меняется: в первом терцете сталкиваемся с парной рифмовкой соседних строк (нетрудной — изумрудной), затем возвращаемся к кольцевой. Стихотворение «Приморский сонет» написано четырёхстопным ямбом с чередованием мужской (ударение на последний слог) и женской (на предпоследней) рифмы. Это придаёт стихотворению неспешности, замедляет его темп, только в первом терцете ритм немного сбивается. Это настраивает читателя, вслед за лирической героиней, на созерцание окружающего мира, на спокойный разговор о смерти и Вечности.

Смысл названия

Заглавие стихотворения «Приморский сонет» характеризует его с точки зрения и формата, и места, где сонет был написан. Читатель сразу схватывает, что это стихотворение посвящено какому-то размышлению, которое было вдохновлено приморскими видами. Невозможно предугадать, о чём конкретно пойдёт речь, но лирика определённо имеет философский характер.

В контексте творчества Ахматовой это название интересно и тем, что поэтесса за годы работы почти не обращалась к данной стихотворной форме. Совсем немного у неё текстов, в заглавии которых был бы указан «Сонет». Поэтесса крайне редко обращалась к сонетной форме, но при этом «Приморский сонет» часто называют один из шедевров поздней лирики.

Образы и символы

В данном стихотворении ключевую роль играют природные образы, когда как лирическая героиня никак не обрисовывается. Это даёт читателю вполне детальное представление того, что окружает героя в приморской обстановке, но сам герой остаётся загадкой, и вместо него можно легко представить себя на берегу моря.

Хотелось бы детальнее проанализировать завершающий образ стихотворения – аллея Царского села. Почему она возникает в перечне деталей приморской обстановки?

Анна Ахматова родилась в Одессе в 1889 году, а в Петербург и Царское село её семья переехала десять лет спустя, в 1899 году. Анна Андреевна поступила в Мариинскую женскую гимназию, и на этот период пришлись её первые поэтические опыты. Позднее, уже став женой Николая Гумилёва, Ахматова проживала в Царском селе в доме свекрови с 1911 по 1916 годы. Таким образом, юность и молодость поэтессы связаны с Царским селом.

Царское село становится для Ахматовой связующим звеном между прошлым и наступающим, между юностью и старостью, началом и завершением жизни. Это знакомая обстановка, и ступать на аллею не так страшно. Таким образом, круг жизни лирической героини замыкается: она видит родную с детства обстановку, и это наполняет её радостью. Не так страшна «дорога не скажу куда», если она знакома и напоминает о беззаботной юности, любви и начале творческого пути.

Темы, проблемы, настроение

Стихотворение «Приморский сонет» завязано на теме конечности жизни. Художники, музыканты и поэты разных эпох создают произведения искусств на эту тему, каждый по-своему раскрывая её. У кого-то тема смерти вызывает печальные ассоциации и мрачные образы, а кто-то принимает её просветлённо и мудро. Оттого интересно анализировать точку зрения разных авторов. Все мы умираем, но и воспринимаем мы это по-разному.

В целом стоит отметить, что тема смерти характерна для всего творчества Ахматовой, только отношение к ней меняется в зависимости от исторического периода и событий в жизни поэтессы. Например, в годы революции и террора смерть – трагическое событие, это насилие, неизбежный ужас, который связан с государством-тираном. В поздние же годы развиваются мотивы спокойного ожидания смерти и её принятия, без горечи и страха.

Проблематика стихотворения «Приморский сонет» – философская, экзистенциальная. Ключевой проблемой становится человеческая смерть, её неизбежность. Стоит ли бояться смерти? Что ждёт нас в Вечности?

Лирическая героиня не боится смерти, спокойно принимает её. Для неё уже не существует страха смерти. Окружающий мир, который переживёт её, вызывает скорее умиление и любование, нежели зависть от его долговечности. Лирическая героиня слышит зов вечности, и, кажется, готова на него ответить.

Смысл 

Основная мысль стихотворения «Приморский сонет» заключается в том, что любому человеку придётся уйти, несмотря на его статус или опыт. Человек уйдёт, а окружающий мир останется. Всё так же будет цвести из года в год черешня, Луна будет расти и убывать, лить свет на землю, а Царское село будет так же напоминать о великих поэтах – Александре Пушкине и Анне Ахматовой.

Основная идея текста «Приморский сонет» – через перечисление деталей окружающего мира, которые собираются в местоимение «всё», показать действительность и в то же время – Вечность. То есть через природу и окружающий мир встречаются два мира: реальность, в которой существует лирическая героиня, и потусторонняя Вечность, что зовёт к себе.

Чему учит?

Стихотворение «Приморский сонет» проникнуто созерцательностью, детали окружающего мира описываются с теплотой и любовью. Красота окружающего мира, природы – вот что переживёт отдельно взятого человека. Это учит внимательности к своему окружению. В мире обязательно найдётся нечто прекрасное.

Можно отметить и спокойное отношение к смерти лирической героини. Прожив долгую, полную трагедий и успехов жизнь, Ахматова, судя по этому тексту, принимала смерть как нечто естественное. Дорога в потусторонний мир напоминает «аллею у Царкосельского пруда», где она провела детство. Умерев, она окажется там, где была счастлива. Лирическая героиня безусловно принимает смерть, и такой подход требует мудрости, богатого жизненного опыта.

Средства художественной выразительности

Тропы в стихотворении «Приморский сонет» заслуживают нашего внимания:

  1. Диалектизм: скворешни (то же самое, что скворечники);
  2. анафорические повторы: местоимение «всё» и союз «и»;
  3. эпитеты: «ветхие скворешни», «воздух вешний», «с неодолимостью нездешней», «над цветущею черешней», «лёгкий месяц», «в чаще изумрудной»;
  4. метафоры: «воздух вешний, морской свершивший перелёт», «сиянье лёгкий месяц льёт», «голос вечности зовёт»;
  5. инверсия: «морской свершивший перелёт», «сиянье лёгкий месяц льёт», «кажется такой нетрудной <…> дорога».
  6. Анадиплосис: «этот воздух, воздух вешний». Данный приём не так часто встречается в стихотворных текстах, но работает он на создание эффекта непрерывности текста, делает акцент на определённых образах.

Автор: Софья Панихидникова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector