Анализ стихотворения «Я вернулся в мой город, знакомый до слез» (О. Мандельштам)

О. Мандельштам — это известнейший поэт-акмеист XX века, его стихи наполнены прекрасной ясностью мысли, яркими художественными деталями и реализмом окружающего мира. Произведение «Я вернулся в мой город, знакомый до слез» — один из многочисленных примеров высокого поэтического мастерства Мандельштама.

История создания

Стихотворение «Я вернулся в мой город, знакомый до слез» было написано в 1930 году, когда Осип Мандельштам был на Кавказе и предвкушал возвращение в город, который отныне был не тем Петербургом, который так любил поэт, а Ленинградом, потому в произведении и фигурируют сразу два названия северной столицы. В 1931 году стихотворение было опубликовано в «Литературной газете».

История написания стихотворения «Я вернулся в мой город, знакомый до слез» совпала с одной из самых мрачных страниц в истории нашей страны. После революции 1917 года последовала реакция — ужесточение политического режима, «закручивание гаек». Аресты, облавы, закрытие СМИ, смертные приговоры по одному доносу, шпиономания и последствия Гражданской войны в виде разрухи, голода, сбоев в работе всех социальных институтов — все это очень угнетало поэта и его современников. Поэтому в стихотворении звучит мотив страха перед неволей, а весь город напоминает одну большую тюрьму, где каждый житель заведомо виновен и обречен.

Жанр, размер, направление

Жанр лирического стихотворения «Я вернулся в свой город, знакомый до слез» — элегия, оно наполнено печальными философскими размышлениями поэта о том, как изменился Петербург.

Размер стихотворения — четырехстопный анапест, в произведении так же нем используется перекрестная рифмовка.

Направление, в котором написано произведение — акмеизм, на что указывает реализм описанного в нем Ленинграда и материальность использованных образов: «рыбий жир ленинградских дорог», «вырванный с мясом звонок».

Композиция

Стихотворение «Я вернулся в свой город, знакомый до слез» делится на двустишия, однако, у него нету четкой структуры, ведь оно является потоком мыслей лирического героя об изменившемся Ленинграде. Каждая строфа пронизана грустью поэта из-за того, что он не узнает некогда любимое им место.

  1. В первом двустишие поэт дает читателю понять, что он вернулся в самый его любимый город, до слез знакомый ему еще с детства.
  2. Во втором и третьем двустишие Мандельштам с отвращением описывает современный Ленинград, наполненный неприятными образами «зловещего дегтя» и фонарей с рыбьим жиром.
  3. Дальше поэт размышляет о том, каким опасным стал Ленинград в эпоху правления Сталина. Лирический герой со страхом предчувствует свою погибель и вспоминает о пропавших людях, адреса которых всё ещё сохранились. Он живет на мрачной лестнице, боясь каждого звонка и находясь в мрачном ожидании конца.

Образы и символы

Образ Петербурга или Ленинграда — центральный в стихотворении «Я вернулся в свой город, знакомый до слез». Ленинград представлен мрачным и неприветливым городом с темными лестницами, местами, отдаленно напоминающими о погибших и пропавших здесь людях и с «рыбьим жиром» фонарей, рассеивающими всю тьму утратившего своё великолепие города. Поэт несколько раз отчаянно восклицает «Петербург! », словно пытаясь отыскать в этом устаревшем названии хоть какое-то прежнее величие некогда любимого города, который был центром светской и интеллигентной жизни в еще царской России. Теперь же этого всего нет, поэтому лирическому герою только и остается вздрагивать, слыша «вырванный с мясом звонок» и ждать у дверей вместо друзей-литераторов своего круга «гостей дорогих». В этих строках поэт намекает на сталинские репрессии, жертвами которых он рано или поздно станет.

Образ лирического героя так же важен. Это человек, разочарованный в городе своего детства и приговоренный этим городом к неминуемой расправе. Он ощущает себя враждебным элементом. Ленинград больше не вызывает в нем прежних чистых детских эмоций, их вытесняют отвращение, горечь и страх за свою жизнь.

Темы, проблемы, настроение

Многомудрый Литрекон может расширить этот раздел, если Вы этого пожелаете. Напишите о том, что нужно сюда добавить, в комментариях.

В стихотворении «Я вернулся в свой город, знакомый до слез» фигурирует тема ностальгии. Поэт скучает по светлому и красивому Петербургу из своих воспоминаний, он противопоставляет город «знакомый до слез» нынешнему мрачному Ленинграду, «где к зловещему дегтю подмешан желток».

Проблема непринятия власти между строк так же прочитывается в стихотворении. Поэт завуалированно выражает свое отвращение к репрессиям, которые буквально «стирают» людей, не оставляя о них почти никакой памяти, только отголоски, подобные шепотам мертвецов: «У меня еще есть адреса, по которым найду мертвецов голоса. ». Даже вся обстановка города и квартиры поэта говорит о неминуемой страшной судьбе всех жертв сталинской политики. Свет фонарей мрачен и подобен свету желтых ламп в тюрьме, а цепи на дверях напоминают кандалы.
В этом стихотворением О. Мандельштам словно предвидел свою судьбу, спустя несколько лет он был несколько раз арестован и заключен в исправительно-трудовых лагерях в итоге скончался в пересыльном лагере от тифа в 1938 году (27.12.1938).

Настроение в стихотворении «Я вернулся в свой город, знакомый до слез» мрачное и угнетающее, современный Ленинград видится поэту в черных, серых, грязно-желтых и коричневых тонах, вызывающих чувство тоски и безысходности — как у него, так и у читателя.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Я вернулся в свой город, знакомый до слез» заключается в непринятии поэтом нового строя и той тирании, что воцарилась в его стране. Свою боль за Россию он воплощает в образе Ленинграда — очень важного и личного для него города. Те изменения, что произошли в северной столице — это лишь отражение того мрака и безвыходности, которые царят в СССР. Поэтому автор одновременно выражает любовь к городу, но и раскрывает своё отношения к сталинской политике, выражая своё сочувствие современникам и призывая потомков исправить эти ошибки прошлого.

Смысл стихотворения «Я вернулся в свой город, знакомый до слез» заключается в том, власть может изменить жизнь людей и даже атмосферу целого города до неузнаваемости. Мотивы тюрьмы, заключения, неволи пронизывают все произведение и воссоздают настроение тысяч людей, ставших заложниками Ленинграда. В каждой строке мы видим сожаление по Петербургу.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Я вернулся в свой город, знакомый до слез» упомянуты в списке:

  1. Эпитеты «черный» и «зловещий», которые относятся к Ленинграду, создают мрачную атмосферу.
  2. Метафоры «кандалы цепочек», «вырванный с мясом звонок» напоминают о страшной участи репрессированных граждан, а такие метафоры как «рыбий жир ленинградских речных фонарей» выражают авторское отвращение к современному городу.
  3. Инверсия – кандалы цепочек дверных, в последних трех предложениях.;
  4. Олицетворения – Петербург как живое существо, звонок ударяет в висок; звонок, вырванный с мясом;
  5. Антитеза: приметы умершего Петербурга и живого Ленинграда
  6. Анафора – Я в 1-м и последнем предложениях, Петербург.
  7. Находим аллитерацию: Образ Петербурга создают звуки –Р,Л,З,Ж,Д, а образ Ленинграда – звуки – Р, Щ,Щ,Ж,Ч. Прием противопоставления.

Автор: Дарья Гевший

Читайте также:

комментариев 8

  1. Саша:

    Смысл стихотворения «Я вернулся в свой город, знакомый до слез» заключается в том, власть может жизнь людей и даже атмосферу целого города до неузнаваемости. У ВАС ТУТ ОШИБКА)

  2. Екатерина:

    Исправьте, пожалуйста, дату смерти: 27.12.1938.

  3. Катерина:

    Здравствуйте, исправьте пожалуйста название стихотворения в заголовке, «Я вернулся в МОЙ город, знакомый до слез»

  4. Анастасия:

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, можно ли считать фразу: «жду гостей дорогих» — сарказмом? Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *