Анализ стихотворения «О сущем» (А.Т. Твардовский)
Путь А.Т. Твардовского к творчеству был тернист. Его отец не верил в поэтическое будущее сына, пугал будущей нищетой, но всё равно хвастался перед другими успехами отпрыска. Но в 1925 было опубликовано первое стихотворение Твардовского, через год произошло знакомство с человеком, который стал его «проводником в мир литературы». Юный поэт стал делать карьеру в журналах и газетах и постепенно дорос до звания главного редактора журнала “Новый мир”. Такой человек явно может похвастаться мудростью и богатым жизненным опытом. Поэтому Многомудрый Литрекон сделал анализ стихотворения «О сущем» Твардовского Александра Трифоновича – советского писателя и журналиста – и предлагает Вам ознакомиться с ним по плану. Приятного просвещения!
Содержание:
История создания
Стихотворение «О сущем» вышло в 1957 году, когда поэту было 47 лет. В этот период был перерыв между работой в «Новом мире» – Твардовского сняли с должности за публикацию в журнале статей некоторых оппозиционных литературоведов и писателей, а также попытку опубликовать поэму «Тёркин на том свете». Редактор стал жертвой репрессивной политики государства, нацеленной на уничтожение всякого инакомыслия. Твардовский был подавлен и растерян. Бесконечные стычки с власть имущими и неоправданная критика его действий стали косвенными причинами его ранней смерти.
Автор в стихотворении «О сущем» хотел поделиться своими размышлениями – каков итог его жизни? Каковы его цели и желания? Что для него важно? Поэт выбрал не славу или власть, а честность и гармонию в душе. Этот выбор соотносится с его жизненным кредо и биографическими сведениями. Твардовский стремился “протащить” в печать ту часть литературы, которая указывала на реальные проблемы, а не выглаженные достижения советского строя.
И не таю еще признанья:
Мне нужно, дорого до слез
В итоге — твердое сознанье,
Что честно я тянул свой воз.
Жанр, направление, размер
Стихотворение «О сущем» относится к философской лирике, так как прослеживается попытка личности осмыслить вопросы, терзающие душу.
Направление творчества Твардовского Александра Трифоновича – социалистический реализм. На это указывает смысл стихотворения “О сущем”. Автор пропагандирует социалистические ценности:
И от беды и от победы —
Любой людской — нужна мне часть,
Чтоб видеть все и все изведать,
Всему не издали учась.
Стихотворение написано разностопным ямбом (ударение падает на 2-4-8 и 2-4-6-8 слоги, чередуясь с 1-3-5-6-7 и 1-3-5-7 неударными) с перекрёстной рифмовкой, мужскими и женскими клаузулами.
Композиция
Стихотворение «О сущем» состоит из пяти строф. В каждой строфе по четыре стиха.
Композиция линейна и приводит нас к главному – не зря ли прожита жизнь, если она была честна.
Смысл названия
Твардовский, как и многие поэты, пишет о сущности бытия, то есть подводит какой-то итог прожитой жизни. Он надеется, что всё было не зря, и что хоть какая-то часть останется после него.
Сущее – то есть существующее и имеющее место быть. А имеет ли место быть прожитая жизнь? Это и дало автору идею для названия.
Образы и символы
Лирический герой – центральный образ стихотворения “О сущем”. Он говорит, что слава и власть – не то, к чему нужно стремиться. Перед нами герой-философ, для которого ценны маленькие радости, например, мгновения природы. Не менее важна для него честность — то, что делает человека значимым и уверенным в себе.
Так появляется следующий образ – образ природы: утро, май, лес, берёзовые серёжки, дождик… Она играет большую роль в нашей жизни, вдохновляет, успокаивает. Автор буквально пишет, что мы — часть природы. Поэтому так важно сохранять гармонию с ней, а не бегать за ложными идеалами.
Темы, проблемы, настроение
Итог прожитой жизни – основная тема стихотворения «О сущем». Для Александра Трифоновича Твардовского важно оставить часть себя в этом мире; осознание того, что всё им сделанное – правильно. Это можно увидеть в последнем катрене. Также человеку важно ощущать свою сопричастность с миром, свой вклад в общее дело.
И от беды и от победы —
Любой людской — нужна мне часть,
Чтоб видеть все и все изведать,
Всему не издали учась.
Вечные философские вопросы – не зря ли всё это было? Что останется после меня? – вот проблематика стихотворения Твардовского. Автор развенчивает ложные ценности вроде власти и славы. Человек, по его мнению, живет вовсе не ради этих скоротечных и иллюзорных благ.
Настроение стихотворения «О сущем» спокойное, умиротворённое. Мы наблюдаем монолог героя, причём достаточно плавный монолог – строки имеют незавершенный характер.
Основная идея
А.Т. Твардовский говорит с читателем об истинных и ложных ценностях. Главная мысль стихотворения “О сущем” — это превосходство таких приоритетов, как честность, вклад в общее дело и гармония с природой, над такими миражами, как власть и слава. Для человека важнее чувствовать себя нужным, правым и естественным, чем упиваться почестями и доминированием.
Автор описывает важнейшие воспоминания (о детстве и юности), которые также важны для него. Все это принадлежит ему, составляет часть его и никогда не сможет быть отнято. Ни нашу честность, ни призвание, ни единение с природой нельзя стереть или отобрать. Эти ценности всегда будут с нами.
Средства художественной выразительности
Список средств художественной выразительности завершает анализ стихотворения Александра Трифоновича Твардовского «О сущем» по плану.
Тропы:
- Эпитеты: «майский дождь», «мимолётное желание», «мелочная страсть», «утренний лес»;
- Метафора: «уходящая в детство стрежка», «от песни той, что юность пела», «славы тлен»;
Фигуры:
- Инверсии: «мне славы тлен», «власти мелочная страсть», «от уходящей в детство стрежки»