Как определить размер стиха?

«Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить»
А.С. Пушкин, «Евгений Онегин

Создание литературных произведений, как сооружение домов или сборка механизмов, требует соблюдения многих правил и законов. Писатели, вне всяких сомнений, располагают гораздо большей свободой, чем архитекторы и инженеры, однако и им приходится прикладывать большие усилия, чтобы соответствовать требованиям законов литературы. Так, для поэтов очень важно соблюдать стихотворные размеры — не только рифмовать строки, но и ритмически выверять их. А для тех, кто изучает литературу и, в частности, поэзию, не менее важно уметь отличать их друг от друга и безошибочно определять размер любого стихотворения. В этой статье Многомудрый Литрекон подробно расскажет своим читателям обо всех тонкостях этой нелегкой темы.

Виды и схемы

Большинство российских поэтов в своём творчестве используют силлабо-тоническое стихосложение. Такой способ организации стихотворения требует, чтобы в каждой строке безударные и ударные слоги чередовались в определённом порядке. Например: «Скажи-ка, дядя, ведь, недаром…» ( М.Ю. Лермонтов «Бородино»). Во всех строках этого стихотворения за одним безударным слогом следует один ударный.

Порядок чередования ударных и безударных слогов в строке называется стихотворным размером, а повторяющаяся последовательность этих слогов — стопой.  Чаще всего строка состоит из двух и более стоп (в приведённом фрагменте стопами являются «скажи-ка», «дядя» и т.д.).

Традиционно в русском стихосложении используются два вида размеров:

  1. Двусложные: стопа состоит из двух слогов: ударного и безударного
  2. Трёхсложные: стопа состоит из трёх слогов: одного ударного и двух безударных.

К двусложным размерам относятся:

  • Хорей, с ударением на первый слог стопы («Буря мглою небо кроет…» А.С. Пушкин «Зимний вечер»);
  • Ямб, с ударением на второй слог («У хладных невских берегов…» Н.А. Некрасов «Прекрасная партия»).

А к трехсложным можно отнести:

  • Дактиль (ударение на первый слог : « Тучки небесные, вечные странники!» М.Ю. Лермонтов «Тучи»);
  • Амфибрахий (ударение на второй слог: «Однажды, в студеную зимнюю пору…» Н.А. Некрасов «Мужичок с ноготок»);
  • Анапест (ударение на третий слог: «Ты меня никогда не забудешь,// Ты меня никогда не увидишь». А.А. Вознесенский «Сага»).

Этими стихотворными размерами написаны большинство классических отечественных стихотворений.

Таблица размеров

Для наглядности Литрекон составил простую таблицу стихотворных размеров с примерами. Эти схемы помогут Вам распознать вид размера по аналогии, на слух. Просто прочитайте про себя отрывок и расставьте ударения, а потом сопоставьте полученный результат с примерами.

таблица стихотворных размеров

Способы классификации

Теперь, познакомившись со всеми понятиями, определим размер стихотворения А.С. Пушкина «Анчар».

Выберем две строки оттуда:

Анчар, как грозный часовой,
Стоит один во всей вселенной.

Порядок действий такой:

  1. Разделим их на слоги и проставим интонационные ударения: «Ан|чар, |как| гроз|ный| ча|со|вой,// Сто|ит| о|дин| во| всей| все|лен|ной».
  2. Затем определим, в какой последовательности чередуются ударные и безударные слоги. Схематично обозначим их как «У» и «б»: « б У б У б У б У// б У б У б У б У б». Из этой схемы видно, что за одним безударным слогом следует один ударный. Значит перед нами — двусложный размер, то есть стопа здесь состоит из двух слогов.
  3. Наша следующая задача — понять, какой именно двусложный размер использовал автор. Для этого выясним, на какой из слогов стопы падает ударение: на первый или второй. Рассмотрим первую стопу строки: «Анчар…». Ударение приходится на второй слог этой стопы. Следовательно, стихотворение, написано двусложным размером, где второй слог стопы ударный, то есть, ямбом. Наша цель достигнута!

Важно отметить, что, хотя перед нами ямб, одна из строк, которые мы рассмотрели, заканчивается безударным слогом. Это не должно сбить нас с толку: такое происходит, когда в строке стихотворения, написанного ямбом, количество слогов нечетное.

Советы новичкам

В финальный параграф этой статьи Литрекон хотел бы поместить лайфхаки, которые помогут запомнить стихотворные размеры:

  1. Названия «дактиль», «амфибрахий» и «анапест» можно запоминать по аббревиатуре ДАМА, которая расшифровывается как дактиль, амфибрахий, анапест. Эта аббревиатура вдвойне полезна, ведь в дактиле, который стоит здесь на первом месте, ударение приходится на первый слог, в амфибрахии- на второй, а в анапесте — на третий.
  2. Запомнить стихотворные размеры также помогают некоторые бессмысленные стишки. Например, ямбом написан стишок:

Хорей, хорей, хорей,
Хорей, хорей, хорей.

В свою очередь, хореем написано:

Ямбы, ямбы, ямбы,
Ямбы, ямбы, ямбы.

Такой же стишок есть и для амфибрахия:

Анапест, анапест, анапест,
Анапест, анапест, анапест.

Теперь со всеми подсказками и знаниями, вы (в отличие от Онегина) сможете без труда определять размеры классических стихотворений.

Автор: Степан Липатов

Читайте также:

комментариев 5

  1. cucumber:

    большое спасибо за хороший материал

  2. Дима:

    Даже лучше, чем на уроке. 😀

  3. ольга:

    спасибо большое,очень доступный материал

  4. а не кто:

    мне дох сих пор не объяснили как найти размер стиха

    • Самый Зелёный:

      «Эти схемы помогут Вам распознать вид размера по аналогии, на слух. Просто прочитайте про себя отрывок и расставьте ударения, а потом сопоставьте полученный результат с примерами»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *