Анализ стихотворения «Весна» (Б. Л. Пастернак)

Пастернак – поэт модернистского периода, выдающийся представитель Серебряного века. Произведения Бориса Леонидовича порывисты и динамичны, очень эмоциональны. Поэт считал, что человек появляется на свет для того, чтобы открывать окружающий мир для себя, чтобы учиться понимать его по-своему. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с полным анализом одного из произведений автора, именующегося «Весна». Анализ по плану поможет поскорее вникнуть в суть творчества этого непростого автора.

История создания

Стихотворение «Весна» относится к раннему периоду творчества автора. Оно было написано в 1918 году. Но опубликовалось оно лишь спустя 5 лет, в составе сборника «Темы и вариации», числясь в цикле «Нескучный сад».

Данным сборником автор хотел донести до читателя мысль, что всё искусство рождается из природы, что искусство – это такое удивительное явление, отражающее, проясняющее другие столь же потрясающие явления.

«Нескучный сад» — самый обширный цикл в данной книге, в котором автор раскрывает достаточно полно и красочно образ весны. Стихотворение «Весна» — это объяснение своих внутренних переживаний, спроецированных на природу.

Как и многие поэты, Пастернак воспринял Февральскую революцию двояко. С одной стороны, стране требовались изменения, реформы, обозначенные революционерами, а с другой стороны – государство распадалось, что не могло не огорчать автора. Данное стихотворение передаёт настроение поэта: тревожное ожидание необходимых перемен, сплетенное со страхом неизвестного.

«Человек чрезвычайного мужества, очень скромный и очень высокой морали, одинокий защитник духовных ценностей; его образ возвышается над мелкими политическими распрями нашей планеты» (французский писатель Анри Труайя про Пастернака)

Жанр, направление, размер

Лирическое стихотворение «Весна» написано с явным элегическим уклоном. Лирический герой, созерцающий окружающий пейзаж, находится в раздумьях, его терзают тревога и сомнения, переданные автором с помощью системы образов.

Данное произведение относится к раннему периоду творчества Бориса Леонидовича, когда его стихи носили черты как футуризма, так и символизма.

На момент написания стихотворения «Весна», объединение «Центрифуга», в котором состоял Пастернак, уже распалось, но его стихи, и стихи всех участников этой группировки, сохранили отличительную черту, присущую им. Данному обществу было характерно сочетать старые традиции с новыми направлениями, что позволяло очень точно доносить смысл, основную идею до читателя, передавать самые тихие ноты настроения.

Стихотворение «Весна» написано ямбом, причем первые две строки имеют шестистопную длину, а последующие — пятистопную, что можно расценить как пример вольного стиха. Рифмовка перекрестная с чередованием мужской и женской рифмы, причем рифма в первой строфе бедная.

Композиция

Стихотворение «Весна» имеет две строфы. Его можно разделить на две смысловые части, совпадающие с четверостишиями.

  1. В 1-й строфе автор передаёт свои поверхностные впечатления, передаёт своё изменившееся, деформировавшееся мироощущение: «где тополь удивлен, где даль пугается, где дом упасть боится…».
  2. Во второй строфе автор пишет о людях, которые тоже стали другими: испуганными, боящимися выражать своё настоящее мнение, не знающие, чего ожидать.

Образы и символы

Лирическим героем стихотворения «Весна» является сам автор, что очень характерно для жанра элегия. Лирический герой стал неожиданно одиноким, потерявшимся, утратившим «почву под ногами». Он правдив, искренен, что является главной чертой лирического героя всех произведений Пастернака. Чувства и восприятия поэта спроецированы на природу, окружающую среду, которая предстаёт перед читателем в тревожном образе.

  • В первой строфе перед читателем раскрыт образ города, «живого» и пугающего, который до определённых пор был уютным прибежищем автора. Теперь в нём нагоняет тревогу буквально всё: «тополь удивлён», «даль пугается», «дом упасть боится». Сам город не поддерживает случившиеся изменения. Даже воздуху стало мало места из-за повисших над улицами страха и смятения: «Где воздух синь, как узелок с бельем».
  • Стихотворение начинается со слова «весна», которая является символом надежды на будущее, символом обновления. Пастернак ждал этих обновлений и улучшений, но он их боялся, боялся сопутствующих им смут, мятежей, непонятностей.
  • Поэт употребил «синь», характеризуя воздух, что неслучайно, так как синь – это вечность, постоянство, честность. Этим понятиям стало очень тесно в формирующемся «новом мире», поэтому автор пишет: «Как узелок с бельем у выписавшегося из больницы».
  • Также автор в первой строфе вводит дополнительный образ – образ выздоровевшего, который идёт по знакомым улицам уже совсем другим, обновленным. Выздоровевший — это образ народа, который «выздоровел», освободился, делает новые, ещё не совсем уверенные шаги к иной жизни, к новому строю.
  • Ещё один яркий образ произведения – одиночество. «Вечер пуст», «прерванные рассказ», «оставленный звездой» — не очень жизнерадостные словосочетания, особенно в контексте предыдущей строфы. От данных строк тянет тоской, вяжущей печалью, потерянностью.
  • Звезда – символ человечества, символ Божественной идеи. У автора она прерывает свой рассказ, то есть всё человечество замерло в неведении, в страхе, всё остановилось.
  • Глаза, которые, как всем известно, являются зеркалом души, у автора «шумные», «бездонные», они «лишись выраженья», в них только тревога.

Система образов «испуганный город и одиночество среди тысяч глаз» очень убедительно передаёт чувство смятения, взволнованности и опасения.

Темы, проблемы, настроение

Основная тема стихотворения «Весна» — это изменение. Это изменения в природе, связанные со сменой времени года, это изменения и в жизни, связанные с революцией.

Проблематикой данного произведения можно считать двоякость чувств, вызванных революцией. С одной стороны, позицию Бориса Леонидовича можно назвать нейтральной, а с другой стороны — нет, так как нейтральный – это практически то же самое, что и безразличный. Но очевидно, что Пастернак не был таковым, он, напротив, ярко выражал свои эмоции, пусть и противоречащие, искренне свои терзания и сомнения доверял читателям.

Настроение стихотворения «Весна» очень тревожное и смутное, неустойчивое. В начале автор упоминает о весне, то есть далее должны последовать нежные, романтические размышления поэта, ласкающие воображение читателя, но автор поступает иначе, оставаясь честным с собой и читателем. Автор сам бы с удовольствием «окунулся» в молодую весну, но обстоятельства диктуют другие действия, противоречащие «весеннему» настроению.

Основная идея

Смысл произведения «Весна» — это единение человека и природы. Природа является отражением человеческих переживаний: если человек весел, то и природа будет смеяться птичьими голосами, если душу разрывает грусть, то и природа прольёт слёзы холодным дождём, если человек в смятении, то и природа будет бушевать, и «тополь будет удивлен», и «вечер пуст».

Борис Леонидович считал, что каждый человек учиться понимать окружающий мир, пространство по-своему. Поэт раскрыл нам своё понимание, указал на увиденную им связь между человеком и природой.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении Пастернака «Весна» многогранны и красивы:

  1. Эпитеты: «прерванный рассказ, оставленный звездой».
  2. Сравнения: «воздух, как узелок с бельем», «вечер, как прерванный рассказ».
  3. Метафора: «воздух синь», «вечер пуст», «шумные глаза», «бездонные, лишенные выраженья глаза».
  4. Олицетворение: «тополь удивлен», «даль пугается», «дом упасть боится».
  5. Синекдоха: «к недоуменью тысяч шумных глаз».
  6. Гипербола «тысяч глаз».
  7. Многосоюзие: «где даль пугается, где дом упасть боится, где воздух синь…где вечер пуст».

Автор: Кристина Асаулова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *