Анализ стихотворения «Невыразимое» (В.А. Жуковский)

Василий Андреевич Жуковский был известным русским поэтом. В историю отечественной литературы Жуковский вошёл как основоположник романтизма. За свой творческий путь Василий Андреевич создал множество лирических произведений. Одним из наиболее известных является стихотворение под названием «Невыразимое». Анализ по плану предлагает Вам Многомудрый Литрекон.

История создания

Работу над созданием своего произведения Василий Андреевич завершил в 1819 году. Не секрет, что, когда поэт создавал свое творение, он был наставником Александра II,  а также при дворе был просветителем.
В творчестве Жуковского можно заметить философские мотивы, и это весьма не удивительно. Ведь Василий Андреевич занимал такую должность, что было просто необходимо размышлять над серьезными темами, чтобы будущий царь был готов принимать судьбоносные решения для страны. В то время в своём творчестве поэт размышлял над сущностью поэзии, природой и искусством.

По мнению многих литературоведов, история создания произведения «Невыразимое» тесно связана с посланием, адресованным Жуковским русской императрице. Известно, что во время написания «Подробного отчёта  о луне» у Жуковского абсолютно не было вдохновения. Это подтолкнуло поэта к большим размышлениям, которые нашли отражение в стихотворении «Невыразимое»

Жанр, направление, размер

Свое произведение Василий Андреевич написал в жанре элегии. Об этом свидетельствует то, что Жуковский предается размышлениям об экзистенциальной проблеме. Читатель замечает, что в произведении можно даже заметить мотив лёгкой грусти.

Не секрет, что Василий Андреевич творил в двух литературных направлениях. Так, его раннее творчество носит черты сентиментализма. Затем Жуковский начал создавать произведения в духе романтизма. Весьма не удивительно, что элегия «Невыразимое» совмещает в себе признаки этих двух направлений. Очень заметными в произведении являются черты сентиментализма. Так, писатель акцентирует свое внимание на чувственном впечатлении, которое он старается выразить словами. Также о сентиментализме свидетельствует то, что поэт выражает свое преклонение перед природным миром. Автор утверждает, что человек не может быть соперником природе. А на романтизм указывает четкое разделение мира на материальный, обыденный и на невыразимо прекрасный. В душе человека, в магии природы находится идеал, по которому поэт может лишь томиться.

Создавая свое стихотворение «Невыразимое», поэт использовал размер – ямб. В начале это шестистопный ямб, однако во второй части стихотворения он сменяется четырехстопным. Этот приём придаёт произведению особую динамику.

Композиция

Свое стихотворение «Невыразимое» Василий Андреевич создал в форме монолога главного героя. Произведение включает в себя две смысловые части. В первой части поэт рассказывает читателю о «святых таинствах» природного мира. Во второй части автор рассуждает об искусстве. Формальная структура анализируемого произведения заметно отличается от смысловой, ведь стихотворение представляет собой единый текст, который не разделен на строфы.

Создавая свое стихотворение «Невыразимое», Василий Андреевич использовал три типа рифмовки: перекрестную, парную и кольцевую.

Образы и символы

Центральное место в произведении занимают два образа. Это образ искусства и образ природы. Автор задаётся вопросом: «Может ли искусство слова максимально точно передать невероятную красоту природы?». Поэт не даёт чёткого ответа на данный вопрос. Жуковский хочет, чтобы читатель вместе с ним поразмышлял над этим вопросом. Автор склоняется в тому, что Невыразимое неподвластно выражению.

Природа в изображении Жуковского несет в себе божественный смысл и невыразимую красоту. Ощущение от яркого заката или созерцания быстрой реки едва ли можно передать на бумаге. Человек бессилен повторить подвиг Бога и описать то, что создали высшие силы.

В его представлении цветущий луг Родины — это символ святой молодости, которую тоже не в силах выразить искусство.

Искусство в изображении поэта — это жалкие потуги человека приблизиться к Господу и его совершенному творению. Автор уверен, что творчество не может передать «Сей внемлемый одной душою Обворожающего глас» — ощущения человека, которые он испытывает в моменты восторга, счастья, умиления. Не может оно отразить «Сие к далекому стремленье» (мечты) и «Сей миновавшего привет» (воспоминания). Завершает свои сетования поэт таким умозаключением: «И лишь молчание понятно говорит». Действительно, сохраняя свои мысли и чувства в сознании, человек не умаляет их убогим выражением, которое все равно не передает сути.

Лирический герой стихотворения «Невыразимое» — рефлексирующий человек, который задается вопросом, может ли искусство воплотить тончайшие материи сознания, ощущения, впечатления? Он склоняется к отрицательному ответу.

Темы, проблемы, настроение

В своём произведении «Невыразимое» Василий Андреевич поднял тему бессилия искусства. Именно монолог лирического героя воплощает рассуждения Жуковского. Так, по мнению главного героя, человеческий язык не сравним с огромным миром природы. Природа обладает могуществом и свободой. Именно благодаря прекрасной природе в мир вносится гармония и согласие. По мнению лирического героя, вдохновение может фиксировать лишь некоторые моменты окружающего мира. Безусловно, с помощью слова поэт способен изобразить красоту неба, вод, заката. Однако искусство не может передать всю полноту чувств, которые испытывает человек во время созерцания природы.

Тема природы в стихотворении «Невыразимое» не менее значима. Автор описывает красоты родной страны, убеждаясь в том, что все их грани и детали люди не могут повторить и отразить в творчестве. Например, его потрясает «величественный час Вечернего земли преображенья» (закат). Всю его уникальность едва ли можно изобразить. Прекрасное в полете не удержать. Природа же с легкостью населяет мир совершенными образами. Она выше искусства.

Настроение стихотворения «Невыразимое» грустное, но в то же время спокойное. Лирический герой понимает, что человеку далеко до Бога, а его искусству — до божественной природы.

Основная идея

Смысл стихотворения «Невыразимое» состоит в том, что природа с лёгкостью создает такое совершенство, которое искусство не может даже выразить. Творчество на фоне природы вторично и бессильно передать всю красоту окружающего мира. Поэт утверждает, что природу не смогут повторить искусственно слаженные звуки. Именно в этом Жуковский хотел убедить читателя. Для этого он изобразил изумительные картины родной природы с ее лугами, берегами, водами, облаками.

По мнению поэта, невыразимое можно найти в каждой частичке мироздания. При этом, Жуковский утверждает, что эту естественную красоту порой очень сложно понять. Главная мысль стихотворения «Невыразимое» — это неспособность творца воспроизвести прелесть природы во всех деталях. Не может он выразить и впечатления, мечты, воспоминания, ощущения человека.

Средства художественной выразительности

Тропы в стихотворении «Невыразимое» позволили поэту максимально точно раскрыть тематику произведения, а также создать образ природы.

  1. В произведении можно встретить эпитеты («душа смятенная», «небо тихое», «дивная природа», «воды блестящие» и так далее)
  2. Очень выразительными являются метафоры (например, «святые таинства, лишь сердце знает вас»)
  3. Большую роль в стихотворении также играет сравнение ( «сей миновавшего привет (как прилетевшее внезапно дуновенье от луга родины«)

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

комментария 2

  1. Евгений Игоревич:

    Здравствуйте. В каких источниках вы нашли, что «Невыразимое» — элегия? Какой ученый написал такое, расскажите, пожалуйста. Есть же авторское определение жанра — отрывок, не так ли?

    • Самый Зелёный:

      Здравствуйте) Какие источники нужны, чтобы утверждать очевидное? Все известные нам черты элегии находят свое отражение в данном стихотворении. Вспоминаются строки из «Горя от ума»:

      Помилуйте, мы с вами не ребята,
      Зачем же мнения чужие только святы?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *