Анализ стихотворения «Бежит тропинка с бугорка…» (М.И. Цветаева)

Марина Ивановна Цветаева навсегда вошла в историю русской литературы как выдающаяся поэтесса Серебряного века. Марина Ивановна всегда с особой нежностью относилась к воспоминаниям из своего детства. Для Цветаевой оно было безработным раем, лишённым горечи и печали. О безмятежной детской поре размышляет поэтесса в своём знаменитом произведении «Бежит тропинка с бугорка…». Рассмотрим анализ стихотворения по плану от Многомудрого Литрекона.

История создания

Работу над созданием своего стихотворения Марина Ивановна завершила в 1910 году. На тот момент семья Цветаевой жила в Калужской области, в небольшом городке Тарусе. Именно здесь юная Марина Ивановна пережила огромное горе — умерла её мать. Читатель замечает отголоски этой большой потери, читая строки произведения.

В 1912 году стихотворение «Бежит тропинка с бугорка…» было впервые опубликовано. Произведение относится к периоду раннего творчества Марины Ивановны. Когда оно было напечатано, Цветаевой было всего двадцать лет. Несмотря на то, что поэтесса на момент написания произведения была в таком юном возрасте, она уже сожалела об ушедших детских годах.

Стихотворение «Бежит тропинка с бугорка…» вошло в поэтический цикл под названием «Ока». Интересно, что на момент создания стихотворения Цветаева была уже замужем и у неё была дочь, которую звали Ариадна. Это безмятежное время впоследствии окажется еще одним поводом для ностальгии, ведь после революции 1917 года жизнь Цветаевой изменится к худшему. Таруса станет местом ссылки многих бывших заключенных, осужденных по политическим статьям.

Жанр, направление, размер

Произведение «Бежит тропинка с бугорка…» представляет собой лирическое стихотворение. По мнению некоторых литературоведов и критиков, произведение является прекрасным образцом пейзажной лирики. Это связано с тем, что в стихотворении можно заметить описания красивой природы.

Литературный размер — ямб. Использование кольцевой рифмовки придает произведению особую мелодичность.

Цветаева была поэтессой Серебряного века. Ее творчество можно считать модернистским. Однако лирику Цветаевой традиционно не причисляют к какому-либо течению этого периода, так как оно слишком самобытно и индивидуально, а сама Цветаева держалась на расстоянии от популярных поэтических кружков.

Композиция

Композиционный строй произведения «Бежит тропинка с бугорка…» включает в себя четыре строфы, состоящие из четырёх строк. Стихотворение состоит из двух смысловых частей, каждая из которых имеет определённую эмоциональную палитру. Так, читатель в начале стихотворения замечает присутствие в нем ощущения лёгкости бытия, чувство стремительности жизни, ярко выраженной эмоциональности детского восприятия.

Эмоциональный настрой значительно меняется в конце произведения. Теперь читатель вместе с лирическим героем испытывает легкую грусть от осознания неизбежности взросления, зрелость восприятия окружающей действительности, замечает сонность природного мира.

Образы и символы

Образ лирической героини — главный в стихотворении. Она вспоминает родную дачу, расположенную в Тарусе. Именно в этот маленький городок будущую поэтессу привезли однажды вместе с её сестрой, которую звали Анастасия. Поэтесса с особой теплотой и нежностью вспоминает знакомую картину своей молодости. Так, в сознании лирической героини вырисовываются уютный дом, речка Ока, тропка, сбегающая с бугорка, храм.

Автор описывает детское мировоззрение героини. Ее воображение было богато и окрашивала обыденность в яркие цвета. Сарай был замком, а лопата — шпагой. По этому магическому миру, где каждое утро было раем, скучает героиня в настоящем, ведь теперь видит мир без мистической пелены детства.

Образ реки также очень важен в стихотворении «Бежит тропинка с бугорка». В произведении поэтесса описывает реку Оку, которая очень напоминает тропинку, однако у неё совсем другое движение. Читатель представляет плавное медленное движение речки, которое символизирует размеренное течение взрослой жизни. Автор описывает аккуратные пейзажи, окружающие речку.

Образ тропинки противопоставлен образу реки. В начале произведения читатель наблюдает за тропинкой, которая наделяется живыми чертами благодаря глаголу «бежать». Применительно к образу тропинки использовано сравнение «как бы под детскими ногами». Данный приём указывает на непредсказуемость поведения тропинки. Она то вьется, подобно ленте, то скрывается за густой травой.

Важное значение в произведении имеет также образ колокольного звона. Так, звон колоколов олицетворяет потерю близкого человека. Не секрет, что мать Марины Цветаевой умерла, когда будущая поэтесса была ещё совсем юной.

Темы, проблемы, настроение

Детство — основная тема в стихотворении «Бежит тропинка с бугорка». Можно заметить, что каждая строка произведения пронизана ощущением лёгкой ностальгии. Приятные воспоминания возвращают главную героиню в её беззаботное детство. Поэтесса любуется красотой родных мест. Однако лирическая героиня грустит от того, что уже никак нельзя вернуть былую способность к детскому восприятию окружающей действительности.

Тематика и проблематика стихотворения «Бежит тропинка с бугорка»представлены в списке:

  • Природа. В описании пейзажа автор показывает две парадигмы мышления: детскую и взрослую. Ребенок во всем видит магические образы, поэтому ему так весело и хорошо. А взрослый замечает лишь обыденность: лопату, а не шпагу. Поэтому он несчастен.
  • Тоска по детским годам. Героиня не понимает, в какую даль ушли ее детские впечатления? «Что между нами пролегло?» — вопрошает она. И в этих строках мы видим оттенок горечи, ведь взрослому порой очень не хватает свежести детских впечатлений.

Настроение стихотворения «Бежит тропинка с бугорка» ностальгическое, слегка печальное.

Основная идея

Детская пора пролетает очень незаметно. Однако светлые воспоминания о детстве способны наполнить душу взрослого человека особой теплотой и нежностью. Главная мысль стихотворения «Бежит тропинка с бугорка» выражается в ностальгии по прошедшим временам.

Произведение «Бежит тропинка с бугорка…» заставляет нас задуматься о необходимости замечать красоту в простых вещах. Оно учит нас ценить каждое мгновение детства и чувствовать настоящее счастье от воспоминаний о нём. Смысл стихотворения «Бежит тропинка с бугорка» заключается в любви к своим детским впечатлениям, в умении ценить их.

Средства художественной выразительности

Для того чтобы создать яркий образ безмятежного детства, Марина Ивановна использует в стихотворении различные тропы.

  1. Оживить природу помогают метафоры («сонными лугами», «лениво движется»), а также олицетворения («спешат удары», «бежит тропинка»).
  2. Большую смысловую нагрузку имеют сравнения (например, «как детскими ногами», «утро было рай»).
  3. Особую выразительность созданным образам в произведении придают также эпитеты («сонными лугами», «замком царственным»).

Марина Цветаева, используя различные средства выразительности, смогла передать читателю все свои эмоции и переживания, которые она испытывала от воспоминаний своего детства, наполненного, как радостными моментами, так и печальными. Всю свою жизнь поэтесса хранила пережитые мгновения детской поры в своей памяти.

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *