Анализ стихотворения «Край ты мой заброшенный…» (С.А. Есенин)

Сергей Александрович Есенин — известный русский поэт, стихотворения которого пронизаны любовью к Родине, природе, деревенской жизни. Также в произведениях Есенина отражались идеи социал-демократии, образ революции. Творения Есенина всегда живо и метко передают настроение, а описания создают объёмные и запоминающиеся картины природы. Многомудрый Литрекон представляет Вам разбор стихотворения Есенина «Край ты мой заброшенный…». Анализ осуществлён по плану. Приятного просвещения!

История создания 

Стихотворение «Край ты мой заброшенный…» было написано Есениным в 1914 году, а вышло в свет в 1916 году. Есенин был нацелен сделать известными русские деревни, описывал и восторгался в своих произведениях красотой русской природы в глубинке. Ранее автор писал светлые стихотворения о деревенской жизни, изображая великолепие пейзажей, подчёркивая своеобразие народного языка и быта. Но в стихотворении, о котором пойдёт речь, всё совсем иначе.

Произведение «Край ты мой заброшенный…» посвящено упадку деревни, угасанию жизни в ней. В строках прослеживаются грустные мотивы. После войны в сельской местности было много разрушенных домов, но восстановить их было сложно, так как мужчин было мало, деревни практически опустели. Есенин надеялся, что новая власть изменит существование поселений в лучшую сторону, но этого не случилось. Автор получал письма от близких, которые сообщали ему о трудной жизни в глубинке. Поэт жил в Москве и, приезжая в родные края, видел вымирание деревни. Есенин был опечален судьбой русской провинции, безвозвратно погибающей у него на глазах.

Жанр, направление, размер

«Край ты мой заброшенный…» — это лирическое стихотворение. Автор выражает в нём свои размышления и чувства. Произведение Есенина являет собой пример пейзажной лирики и относится к новокрестьянской поэзии — направлению, к которому примыкали поэты, вышедшие «из народа».

Размер стихотворения «Край ты мой заброшенный…» — хорей, за счёт него этому произведению свойственен песенный характер, помогающий понять скорбное настроение поэта. Есенин в своём произведении использовал перекрёстную рифмовку с чередованием дактилической и мужской рифмы. 

Композиция

В стихотворении «Край ты мой заброшенный…» пять рифмованных строф. Каждое из четверостиший несёт в себе законченную мысль. Условно произведение можно разделить на две части: 

  1. В первых четырёх строфах описана угнетающая обстановка заброшенной русской деревни, наводящая отчаяние на поэта.
  2. В последней строфе Есенин задаёт вопрос, на который нет ответа. Автор размышляет о грядущем. Он видит, что деревню ждёт трагическое будущее, но не перестаёт надеяться на лучшее.

Образы и символы 

Образы и символы в стихотворении «Край ты мой заброшенный…» представлены в списке:

  1. Образ монастыря. В своём стихотворении Есенин явил этот образ не просто так: в эти годы поэт со всей серьёзностью интересовался идеями христианства, что повлияло на его поэзию.
  2. Образ избы символизирует образ русской женщины. Изба для поэта — это своего рода особая жизнь, символ деревенского уклада. Изба — это и женщина, благоверная труженица. Автор выражается фигурально, говоря, что изб осталось только пять. Этим он даёт понять, что их очень мало. Это значит, что в деревне иссякает дух настоящей жизни, тепло, которое исходило от заботливых хозяек домов. 
  3. Образ чёрного ворона, бьющего в окно крыльями, символизируют умирание деревни, показывает мрак происходящего. 
  4. Образ черёмухи символизирует деву, невесту в прекрасном одеянии, которая «машет рукавом», будто бы прощаясь с той жизнью в деревне, что была раньше. Есенин сравнивает черёмуху с метелью. Это значит, что цветы её тихо облетают, унося с собой былую радость. В этом сравнении можно увидеть тоску по прошлому, которую испытывает поэт, и ещё более возрастает чувство отчаяния.
  5. Образ Родины. В своём стихотворении Есенин описывает родные места, которые дороги ему с юных лет. Автор не просто рассказывает о гибели деревни, он обращается к Родине, говорит с ней, как с живым существом, которому тоже больно от нанесённых войной ран — разрушений, которые привели к вымиранию родного края. 

Темы, проблемы, настроение

Тематика стихотворения Есенина «Край ты мой заброшенный…» необходима для понимания произведения:

  1. Деревенская жизнь, её угасание — ключевая тема произведения. Автор описывает печальную картину заброшенности, серости и безысходности, подмечая детали, которые убеждают читателя в том, что положение деревни крайне тяжёлое.
  2. Любовь к Родине. Поэт сокрушается, видя в деревенском пейзаже отголоски былой радостной жизни. Перед его глазами теперь предстаёт совершенно иная картина. Есенин жалеет о том, что ничего нельзя изменить. Он с болью в сердце описывает в своём стихотворении мрачный пейзаж русской деревни.
  3. Надежда. Как бы скорбно не отзывался Есенин о бедственном положении русского поселения, в поэте живёт вера в то, что когда-нибудь жизнь в деревне возродится.

Проблематика стихотворения Есенина «Край ты мой заброшенный» не менее важна:

  1. Невозможность возродить деревню. Есенин доносит до читателя мысль о том, что всё, что было до войны, утрачено. И осталось только наблюдать за тем, как уходит в прошлое то, что было так дорого и мило сердцу.
  2. Проблема необратимости. Как говорил Уильям Шекспир, «ничто не вечно под луной». В жизни многое происходит по какой-то высшей воле, и человек уже не в силах вмешаться в силу различных обстоятельств. То, что разрушено, всегда тяжело восстанавливать. Создавать заново тот мир, который потеряли, очень непросто, порой даже невыносимо тяжело. Остаётся лишь вспоминать о том, что было, видя перед собой запустение и постепенное исчезновение былого. Автор преподносит нам эту мысль с печалью.
  3. Проблема бедности и разрухи. После войны не было материальных возможностей и рабочей силы для поддержания полноценного существования русской деревни. Есенин отмечает этот факт в своём стихотворении «Край ты мой заброшенный…».

Основная идея 

Главная мысль стихотворения «Край ты мой заброшенный…» заключается в том, что в жизни бывают такие случаи, когда человек не видит благополучного исхода. Есенин рассчитывал, что после войны, с приходом новой власти, жизнь в родной провинции станет лучше. Но надежды пошатнулись, когда он увидел захудалую деревню, ветхие избы, запустение и мрак. Однако последняя строфа, в которой Есенин задаёт риторический вопрос, говорит нам о том, что какая-то капля веры в лучшее будущее русской глубинки осталась в его сердце. И он сохранит в душе надежду, как бы ни было тяжело. Таков смысл стихотворения «Край ты мой заброшенный…»

Автор заставляет задуматься, как трудно возобновить то, что закончилось. Важно не дать исчезнуть памятным местам, где человек был счастлив когда-то, сохранить наследие прошлого, культуру и атмосферу ушедшего времени. И если нет возможности сберечь эту ценность в действительности, то необходимо запечатлеть это на бумаге, чтобы вся правда сохранилась в памяти и передавалась поколениям. В ранний период творчества Есенин писал светлые стихи о деревне, в которых была радость и отрада — такими чувствами и впечатлениями он описывал жизнь до войны. Стихотворением «Край ты мой заброшенный…» поэт запечатлел образ рухнувшего прошлого, что тоже своего рода память о том, что произошло с деревней после тяжёлых для страны событий. 

Средства выразительности 

В стихотворении «Край ты мой заброшенный…» выделяются следующие средства выразительности, помогающие нам понять настроение автора: 

  1. Эпитеты: «край заброшенный», «сенокос некошеный», «плесень сизая».
  2. Метафоры: «ветер плесень окропил», «черёмуха машет рукавом», «солома-риза».
  3. Сравнение: «как метель, черёмуха».
  4. Аллитерация. В третьей строфе повторяется звук «с», это придаёт строчкам ощущение звучания ветра — его порывы будто создают шорох и шелест.
  5. Ассонанс. В первой строфе повторяется звук «ы», что помогает передать пустынную картину, а также погрузить читателя в состояние, в котором пребывает поэт, — чувство печали и отчаяния. 
  6. Поэт использует преуменьшение — литоту, говоря, что изб «всех-то пять». Это помогает понять читателю, что перед ним картина пустоты и обречённости.
  7. В тексте стихотворения присутствуют просторечия, такие как «сказ», «забоченились», «жисть».
  8. В произведении есть и возвышенная лексика: «окропил», «заревая».

Автор: Диана Танцур

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector