Анализ рассказа «Корзина с еловыми шишками» (К. Г. Паустовский)

Константин Георгиевич Паустовский – настоящий мастер художественного слова и умелый рассказчик. Всего на нескольких страницах ему удается не просто раскрыть характеры, но обнажить судьбы. Самое сокровенное и трепетное, что у нас есть, обретает плоть, облекается в форму и становится частью уже чей-то чужой жизни, сюжетом повести или рассказа. Так, в своем небольшом произведении «Корзина с еловыми шишками» Паустовский запечатлел историю двух людей, через года связанных чем-то удивительно трогательным и неуловимо прекрасным.

История создания

Рассказ был написан Паустовским в 1954 году. Паустовский всегда тонко чувствовал красоту мира, его разнообразную и непредсказуемую прелесть, поэтому тема природы занимает особое место в его творчестве; она же нашла свое отражение и в рассказе «Корзина с еловыми шишками». Его анализ по плану поможет Вам лучше изучить творчество автора.

Многие годы писатель изучал биографии знаменитых людей, он мечтал однажды в собственной книге описать необычные истории из их жизни. Возможно, именно поэтому одним из главных героев рассказа становится великий музыкант Эдвард Григ.

Жанр, направление

«Корзина с еловыми шишками» — это небольшой рассказ, в котором отчетливо прослеживаются черты романтической новеллы. 

Романтическая и лирико-психологическая тенденции дополняют друг друга в рассказе, позволяя автору создать особую атмосферу сказки и в то же время раскрыть глубокие внутренние переживания героев.

Смысл названия

Заглавие рассказа «Корзина с еловыми шишками» можно интерпретировать по-разному. С одной стороны, именно корзина с шишками стала одним из поводов для знакомства композитора и девочки; она стала своеобразным символом первой встречи, изменившей их жизни.

С другой стороны, корзина с шишками – это и символ тяжелой жизни маленькой Дагни. Паустовский прямо не говорит о безрадостном детстве девочки, но из ее слов во время разговора с незнакомцем можно сделать вывод, что жизнь ее не так беззаботна. Девочка рассказывает о своей уже старой, сломанной кукле, кроме которой у нее есть разве что дедушкина стеклянная лодочка. Она почти не упоминает мать; говорит о слабом здоровье дедушки (ему тяжело дышать). Также на Дагни, очевидно, лежат обязанности по дому, она одна несет слишком тяжелую для нее корзину.

О своем прошлом и, вероятно, о корзинке с шишками, девочка вспоминает только спустя 10 лет, после того, как слышит написанную для нее музыку. Несмотря на все трудности, она с трепетом и радостью вспоминает это время. Кажется, что корзинка стала для девушки символом чуда, случившегося с ней; символом непредсказуемости и таинственной красоты жизни, которую девушка теперь ощутила всем сердцем.

Композиция

Композиция текста рассказа «Корзина с еловыми шишками» относительно проста. 

  1. Уже в начале рассказа мы знакомимся с двумя главными героями текста – композитором Э. Григом и маленькой девочкой Дагни. 
  2. Во второй части текста мы узнаем о том, как эта встреча повлияла на Грига, а также становимся свидетелями создания прекрасной музыки. 
  3. Третья часть рассказа посвящена жизни уже повзрослевшей Дагни. 
  4. Наконец, в заключительном, кульминационном отрывке сама девушка узнает о подарке великого мастера.

Главной композиционной особенностью рассказа «Корзина с еловыми шишками» становится десятилетний временной разрыв между двумя центральными событиями истории – встречей героев и концертом, на котором исполняется прекрасная музыка. Так, композиция помогает автору подчеркнуть изменение, которое произошло в Дагни, перемену в ее мироощущении.

Суть: о чем рассказ?

Рассказ «Корзина с еловыми шишками», повествующий об удивительной встрече двух людей, привлекает внимание читателей к загадочности самой жизни, к ее скрытой красоте и гармоничности. Паустовский раскрывает эту внутреннюю красоту и в образе юной Дагни, и в невероятных описаниях природы, и, конечно, в вечном звучании гениальной музыки.

Писателю удалось удивительно точно передать скрытое очарование жизни, как в юную, так и в зрелую пору человека.

Главные герои и их характеристика

Центральными героями рассказа «Корзина с еловыми шишками» являются композитор-незнакомец Эдварг Григ и девочка Дагни. Многомудрый Литрекон описал их в таблице:

Дагни Образ Дагни мы наблюдаем в развитии. На первых страницах рассказа мы встречаем еще ребенка, восьмилетнюю девочку, чья жизнь полна забот и трудностей. Дагни много трудится и помогает своей семье. Девочка добра, открыта и отзывчива, она не боится незнакомца и даже приглашает его домой. Повзрослевшая Дагни – уже девушка. Она доверчива и скромна; продолжает много трудиться. Девушка сохранила свое отзывчивое сердце и тонко чувствует искусство и красоту: «После спектаклей Дагни долго не засыпала и даже плакала иногда у себя в постели». Интересно, что имя главной героини переводится с норвежского как «новый день». Будто в самом имени героини с самого рождения была запечатлена предстоящая ей встреча. Однако знакомство с Григом принесло девушке не только долгожданный подарок. Услышав музыку, написанную для нее, и вспомнив странного незнакомца, Дагни открывает новую страницу своей жизни, в которой ей предстоит раскрыть всю сложность и неподдельную красоту своей жизни.
Эдвард Григ Образ композитора Эдварда Грига для Паустовского нераздельно связан с его музыкой, в которой раскрывается его тонкое ощущение природы, искусства и человеческой красоты. Григ предстает перед нами как удивительно добрый, искренний, мудрый человек, который смог найти вдохновение в случайно встреченной девочке. С первых минут знакомства он смог разглядеть красоту скорой юности и большое, горячее сердце девушки. К сожалению, композитор не доживает до ее совершеннолетия, но он обретает бессмертие в своем музыкальном наследии и в памяти множества людей, чьи души он вдохновил и преобразил.

Интересной деталью является совпадение имен композитора и отца девочки (Хагеруп). Григ становится вторым отцом девочки, ее духовным наставником; он дарит ей новое дыхание жизни.

Темы

Тематика рассказа «Корзина с еловыми шишками» интересна для читателя нашего времени:

  1. Наиболее значимой для автора является тема красоты человеческой жизни. Для Паустовского бесценны и счастье юности, и поразительная гармония музыки, и прелесть природы. 
  2. Также писатель обращает внимание на тему духовного взросления и преображения. Кульминацией рассказа становится момент высшего душевного напряжения девушки, охваченной «чувством красоты этого мира». В это мгновение жизнь ее переворачивается; она взрослеет и узнает иную, лучшую жизнь. 
  3. Автор обращается и к теме особой силы искусства, способного хранить самые сокровенные порывы нашего сердца и передавать их другим людям, переводя на общий, понятный всем язык.
  4. Также, в самом начале рассказа, автор касается и темы детства. 

Проблемы

Проблематика произведения «Корзина с еловыми шишками» не менее злободневна:

  1. Во-первых, это проблема тяжелого детства. Дагни не знает многих радостей детства, и несправедливо, что какой-либо ребенок может быть лишен неповторимого времени, полного мечтаний, игр и родительской заботы.
  2. Во-вторых, это, конечно, проблема становления личности. Кажется, что девушка привыкла наслаждаться красотой и наполненностью жизни только с места в театральном зале. Ее душа полна ожиданием чуда, жаждой чего-то большого и еще неясного, что может встретиться ей в жизни. В то же время жизнь девушки непроста. Возможно, тяжелая работа и ежедневный быт со временем ожесточили бы доброе и чуткое сердце девушки. Однако сказочный подарок из прошлого вкладывает в душу героини новое чувство. Девушка понимает, что красота не просто открывается перед тобой; нужно быть готовым увидеть «то прекрасное, чем должен жить человек».
  3. Наконец, это проблема особой роли искусства, в частности, музыки, в жизни человека. В рассказе музыка становится не просто приятным сюрпризом для девочки; автор подчеркивает ее поразительное влияние на девушку. Музыка, по мнению Паустовского, способна вобрать в себя все тайны природы, всю ее прелесть и вновь подарить, как первое впечатление, своим слушателям. Музыка оставляет в веках давно исчезнувшую красоту, незабываемый момент счастья, случайную встречу и, конечно, своего автора.

Основная идея

В чем заключается смысл рассказа «Корзина с еловыми шишками»? Автор завещает нам простую, но такую важную истину: жизнь – это ценный подарок; она способна поражать нас каждый новый день, но только если мы сами захотим увидеть ее бесконечное очарование. 

Мы не способны предсказать, какие сюрпризы готовит нам жизнь, будет ли она к нам добра или жестока, но мы должны научиться чувствовать и ценить ее красоту, которая находит свое вечное отражение в природе, искусстве и, конечно, в нас самих. Такова главная мысль рассказа «Корзина с еловыми шишками».

Чему учит?

Главная мысль рассказа звучит из уст композитора Грига: «Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна». В конце рассказа и сама Дагни наконец-то признает эту истину: «Слушай, жизнь, я люблю тебя».

Художественные особенности

Автор использует все многообразие художественного языка: эпитеты («грибной воздух», «строгая бледность» ), олицетворения (пароходы «покрикивали»), сравнения («в горных лесах живет, как птица пересмешник, веселое эхо»), метафоры («слабой позолотой» занимался рассвет). Для усиления эмоциональности, Паустовский использует и повторения: «Ты – белая ночь с ее загадочным светом. Ты – счастье. Ты блеск зари». Направляют мысль читателя риторические вопросы: «Кто знает, что ждет Дагни в будущем?».

Текст Паустовского живописен и выразителен. Множество деталей и штрихов придают рассказу легкость, изящество и печальную прелесть русского романса.  

Автор: Екатерина Озаровская

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector