Анализ стихотворения «Королевна» (А.А. Блок)

Любовная тема в творчестве Александра Блока является одним из основных направлений его творчества. Многие стихотворения посвящены возлюбленным поэта. Знаменитый образ «Прекрасной Дамы» был создан символистом Блоком. Представление о нем даст анализ стихотворения «Королевна» по плану от Многомудрого Литрекона.

История создания

1908 год — это время творческого успеха поэта. Блок становится профессионалом своего дела. Его стихотворения интенсивно печатаются в газетах, приобретая всеобщую известность писателю. Однако этот год поэт проводит в одиночестве, в пустой квартире на Галерной улице. Любовь к Наталье Волоховой остыла, а жена, Любовь Дмитриевна, решила стать актрисой и, как только поступила в театральную труппу, уехала на гастроли. Поэтому поэт полностью отдает себя искусству и тоске.

По другим источникам, стихотворение «Королевна» было переписано через шесть лет. В 1913-1914 году пишется пьеса «Роза и Крест», где присутствуют символы западного средневековья. Эти же образы мы замечаем и в стихотворении “Королевна”, где уже название отсылает нас в далекое прошлое — в мир королей и королев, рыцарей и принцесс.

Жанр, направление, размер

«Королевна» относится к жанру лирического стихотворения. Так как в произведении слова имеют многоплановый характер образов-символов, и сам Блок — это поэт-символист, то и стихотворение относится к данному модернистскому течению.

Размер — разностопный хорей с первым ударным слогом.

Смысл названия

Автором описана девушка, которая сидит одна в башне и ждет своего возлюбленного. Она — воплощение всего идеального и недостижимого. У нее самые “белоснежные плечи”, “голос нежный”. Для всех певцов она — прекрасная муза, а “завистливые девы” шепчутся об ней. Отсюда не просто “королева”. Автор, как бы гиперболизируя этот образ, называет ее “королевной”. Также важно подчеркнуть, что королевой называют замужнюю женщину, супругу самодержца, а королевной именуют деву, которой лишь предстоит выйти замуж.

Однако преувеличение используется не только для возвышения девушки над всеми. Здесь читается ирония со стороны поэта. Как бы “королевна” не была прекрасна и велика, она высокомерная и гордая. Две первый строчки в строфе противопоставлены друг другу. Хоть ее “голос нежный и  многострунный”, но в нем слышна насмешка. Рыцари смело рвутся в бой на смерть, но только по велению ее желания. Автор акцентирует внимание на том, что стены башни, в которой живет девушка, холодны, в то время как за ее пределами продолжается жизнь, царит природная красота. Антитеза проявляется и в самом образе героини. “Королевна” идеальна снаружи, но цинична внутри.

Тем самым, может, из-за ее неприступности и холодности, ее “души ее властитель”, никогда к ней не приедет: “Путь забыл в далекую обитель, —/Не вернётся никогда!”. “Королевна” вынуждена ждать, отказывая всем.

Образы и символы

Хоть образ “королевны” описан с некой насмешкой, потому что девушка готова годами сидеть “взаперти”, но лишь она по-настоящему умеет любить. Она готова ждать своего возлюбленного у окна годами.

Образ Королевны — главный в произведении. Ее описание противоречиво: женщина красива, исключительна, но надменна, ведь смеется, посылая людей на смерть.

Не было и нет во всей подлунной
Белоснежней плеч.
Голос нежный, голос многострунный,
Льстивая, смеющаяся речь.

Ей посвящают песни, во имя нее жертвуют жизнями, но двери ее немы. Она никому не открывается. Ее башня «холодная», ее «белоснежная рука» посылает «темного» рыцаря на смерть. Мы видим противопоставление белого и черного в сравнении мужчин и этой женщины. Она имеет внеземную природу и противоречит всему тому, что совершается вне башни. Она оторвана от реальности, как недостижимый идеал. И в этом ее трагизм, причина ее слез. Души ее властитель далек от нее и «не вернется никогда». Вечная дева видит, как проходят дни, но ничего не может сделать из своей башни. Она обречена на одиночество, ее красота цветет напрасно.

Образы “темных рыцарей” и “певцов”- это воплощение тех мужчин, готовых совершать подвиги ради девушки, но которые в итоге будут отвергнуты. Может, один из этих рыцарей и шел в бой с другими, желающими завоевать ее сердце, но сдался либо погиб в поединке.

Журавль тоже неспроста. Птица символизирует свободу, которой нет у “королевны” в башне.

Башня в замке олицетворяют собой тюрьму. Она не может выйти за пределы замкнутого пространства — на волю. Широкие поля и пашни изображаются в противовес этому. Она видит эти просторы, но остается далека от них.

“Души властитель”- это возлюбленный девушки, которому она вверила свое сердце. Кажется, что никто не может стоять выше “королевны”, но возлюбленный стоит выше нее. Автор акцентирует, что он “забыл далекую обитель”, а, значит, разлюбил ее (или погиб) и больше никогда не вернется.

Темы, проблемы, настроение

В стихотворении «Королевна» отражается тема обратной стороны любви, где один обречен на вечные страдания и хрупкие надежды. Не зря королевна, ожидающая чуда, из окна смотрит вдаль, с трепетом в сердце и со слезами на глазах. Когда она видит, что за пределами ее “тюрьмы” царят благодать и воля, тогда героиня ощущает чувство отрешенности от мира и неизменности ее бытия. Трагическая привязанность не дает королевне освободиться и делает ее заложницей прекрасной сказки, которая красива лишь с фасада. А реальность печальна и далека от мечты.

Проблема одиночества раскрывается в стихотворении. У “королевны” есть все: аристократизм, красота, поклонники — но она изолирована от мира и противопоставлена ему. Имея популярность среди мужчин, она несчастна. Распоряжаясь судьбами “темных рыцарей”, королевна сама находится во власти другого человека и не может строить свою жизнь. Красавица одинока, да еще и нелюбима. Эмоциональный пик достигается в последней строфе. Автор подводит черту и восклицает, что ее возлюбленный “навсегда” забыл “королевну”. Ее одиночество никогда не закончится.

Настроение стихотворения «Королевна» трагическое. Восклицательное предложение в финале усиливает эмоциональный надрыв.

Смысл

В стихотворении показана трагическая судьба исключительной личности, которая обречена на одиночество. Автор показывает, что реальный мир далек от идеального. “Королевна”, обладая внеземной красотой, одинока и забыта. Ее башня — не замок из грез, а тюрьма. Она не может радоваться мелочам как обычные люди, все время ждет того, кто не придет. Основная идея стихотворения «Королевна» состоит в противопоставлении идеала и реальности. Белоснежные плечи и руки далеки от «темных» рыцарей, неземная красота, несмотря на свою востребованность, остается одинокой и несчастной. Этот печальной удел вечной девы отсылает нас к эпохе рыцарства, когда мужчины поклонялись красивым «Дамам сердца», но навек покидали их, уходя в походы и не возвращаясь. Культ платонической любви разлучал людей в реальности и переносил чувства лишь на гербы и щиты воинов. Такова главная мысль стихотворения «Королевна». Она относится и к горькому опыту самого Блока. Долгое время он сохранял с женой лишь платонические отношения, целовал край платья, но этим и ограничивался. Зато с другими женщинами он позволял себе намного больше. Из-за этого Любовь Дмитриевна чувствовала себя одинокой и покинутой, хоть и любимой.

Королевна, несмотря на всю свою иллюзорную власть, не может выйти за пределы башни, не ощущает свободу и любовь. При этом героиня готова смириться со своей участью. Она днями смотрит в окно “на поля, леса, озёра, пашни” и наблюдает, как проходит ее одинокая жизнь.

Произведение вызывает у нас сострадание по отношению к девушке. Мы задумываемся о том, что закрываясь от мира и возможностей, можем упускать чувство радости и любви, как героиня стихотворения Блока. Счастье нужно искать в каждом дне и двигаться вперед к мечтам, занимая активную жизненную позицию.

Средства художественной выразительности

Выразительность художественной речи отражается в повторах и эпитетах, которые усиливают слова (“не было и нет”, “голос нежный, голос многострунный”, “ей слагают, ей”).

  • Описанная жизнь “королевны” драматична, поэтому эпитеты в стихотворении отражает ее скучную и одинокую жизнь (“немых дверей”, “холодная башня”, “далекую обитель”). Сама “королевна” имеет совершенные черты, но дважды подчеркнутая “белоснежность” ее кожи, говорит о безжизненности тела и пустоте ее души.
  • В описании можно встретить гиперболу: «Не было и нет во всей подлунной
    Белоснежней плеч»
  • Мы видим и олицетворение: «Ходят тучи, да алеют зори».

До противительного союза “но” третьей строфы описана видимая людям беззаботная “королевская” жизнь. Поэтому стихотворение можно разделить на две части. Видимая востребованность и внутреннее одиночество. Это антитеза.

Лексика не отличается яркой пышностью и вычурностью, она выдержана в «рыцарской» стилистике произведения.

Автор: Виктория Чижова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *