Анализ романа «Не стреляйте в белых лебедей» (Б.Л. Васильев)
Борис Львович Васильев был знаменитым русским писателем и сценаристом. Одним из наиболее известных произведений Бориса Васильева является роман «Не стреляйте в белых людей». Книга не теряет своей актуальности и в наше время, поскольку автором подняты проблемы экологии, жестокости, непонимания в семье и совести. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с разбором данного произведения. Анализ романа «Не стреляйте в белых лебедей» по плану поможет подготовиться к уроку в рекордные сроки.
Содержание:
История создания
В 1969 году Борис Васильев прославился на всю страну после публикации легендарной повести «А зори здесь тихие». Тогда он стал постоянным автором в журнале «Юность» — одном из ведущих советских СМИ того времени. Для писателя это был успех. В 1970 повесть вышла на театральные подмостки, а в 1972 дебютировала в кино. Теперь возможностей для самореализации было больше, но и ответственность возросла. Люди ждали от признанного мастера покорения новых высот.
Чаще всего Васильев писал о войне, ведь сам служил в армии с первого дня ВОВ. Но на этот раз он решил отойти от этой темы и попробовать себя на новом поприще — в остросоциальной тематике. Замысел создания романа «Не стреляйте в белых лебедей» у писателя появился в 1973 году. Работу над ним автор завершил в этом же году. Книга опубликована в журнале «Юность». Борис Васильевич очень беспокоился по поводу отношения человека к окружающему миру. Не секрет, что некоторые люди с уважением относились к природе, другие же — использовали её в своих корыстных целях. Писатель осуждал потребительское отношение к природе и призывал читателя быть для нее не царем, а старшим сыном.
Однако многие критики не оценили порыва автора. Камнем преткновения стал образ главного героя. Рецензенты отметили глупость и безответственность персонажа, которого автор упорно старается реабилитировать и преподнести чуть ли не примером для подражания. Разочаровал многих и финал истории: всепрощение Егора противоречило пролетарской сознательности и борьбе с врагами и подрывниками. Подробнее о полемике Литрекон написал в разделе «Критика».
Жанр, направление
Известно, что повестью является произведение, отличающееся средним объёмом. В повести обычно присутствует несколько сюжетных линий, но главная одна. По количеству героев повесть — это нечто среднее между романом и рассказом. И произведение «Не стреляйте в белых лебедей» подходит под это определение, но в литературных кругах его с самого начала окрестили романом. Видимо, специалисты учли богатство идейно-тематического содержания и разнообразие сюжетных линий.
Борису Львовичу удалось создать произведение в рамках деревенской прозы. Это явление характеризуется освещением тем, связанных с деревенской жизнью человека. Направление творчества Васильева — реализм.
Суть: о чем роман?
Действие разворачивается в отдаленном поселке, где можно наблюдать живописную природу. Именно сюда отправляется Фёдор Бурьянов, чтобы заработать. В образе персонажа автор воплотил энергичного предпринимателя на советский манер. Он становится лесником. Несмотря на это, он не беспокоится об охране природы. Фёдор Бурьянов желает как можно больше заработать денег, поэтому ему нет дела до браконьерства. Герой переезжает вместе с семьёй. С ними приезжает и другая семья. Сестры жены Федора, Харитина, вышла замуж за Егора Полушкина. В их семье сын Коля и дочка Оленька.
В образе Егора автор изобразил очень талантливого плотника, которому никак не удаётся найти смысла жизни в посёлке. Ведь персонаж все время трудился на качество, а нужно работать на количество. Спустя определённое время герой начинает работать на лодке в качестве экскурсовода. Однако и на этом месте персонаж не задержался. Полушкину было очень тяжело смотреть на пренебрежительное отношение туристов к природе. Он едва не спился, так как не мог определить свое жизненное предназначение. Однако из города приезжает новый лесничий — человек честный. Он выводит Федора на чистую воду и назначает на его место Егора, так как видит честность и бескорыстие Полушкина. Также всем в деревне известно, что Егор любит природу и уже не раз подставлялся, чтобы защитить ее.
Но Федор затаил зло на Егора. Он винит его в потере доверия начальства. И прекращать свои нелегальные заработки он вовсе не спешит. А тем временем начальство отметило выдающиеся успехи Полушкина и даже вызвали его на съезд в Москву. Там он на все деньги, данные односельчанами в качестве оплаты столичных покупок, приобретает две пары лебедей, чтобы Черное озеро, осиротевшее без птиц, вновь стало Лебяжьим. Однако ночью браконьеры из числа бывших собутыльников Егора убили птиц и глушили рыбу. Ими командовал Федор. Когда Егор прибежал их задерживать, они жестоко избили его. Он умер в больнице, но так и не выдал убийц.
Вот подробное краткое содержание по главам.
Главные герои и их характеристика
Главные герои романа «Не стреляйте в белых лебедей» представлены в списке:
- Главным персонажем повести Бориса Васильева является Егор Полушкин. Это очень добрый, совестливый и наивный человек. Он всегда работает качественно и ко всему подходит творчески. В нем есть яркая индивидуальность, но не хватает силы духа. Ведь он зависим от окружения во всем поддакивает ему, но по ходу повествования Егор становится самостоятельным и обретает власть над собой. Весьма не удивительно, что над героем смеются окружающие, ведь он постоянно попадает в неудачи. У него и кличка такая — «Бедоносец». Автор проводит параллель между Егором Бедоносцем и Георгием Победоносцем. Схожесть имен бросается в глаза Егору и расстраивает его. Такое несоответствие между ним и отважным воином! Но на деле автор ставит знак равенства между ними. Егор тоже становится мучеником и побеждает зло ценой своей жертвы: он умирает, но его мучители раскаиваются в содеянном и перестают творить зло.
- У Егора есть сын, которого зовут Коля. Несмотря на то, что он стесняется своего отца, он очень его любит. Колю папа зовет «чистоглазиком», ведь он чистосердечный и честный парень. Как и отец, он жалеет природу и ставит свои интересы ниже чужих. Он талантливый: много читает и пишет стихи. Но ему не хватает уверенности в себе и опыта.
- В образе Фёдора Бурьянова автор воплотил циничного и корыстного человека. Главной жизненной ценностью для него является материальное благополучие. Персонажу присуща активность и предприимчивость. Однако ему не знакомы такие понятия, как справедливость, мораль и доброта.
- Нонна Юрьевна — стеснительная, интеллигентная и робкая учительница, которая часто помогает Коле и Егору. Ей свойственны доброта и отзывчивость. Она, в отличие от большинства жителей деревни, видит и уважает индивидуальность Егора. Она и просит Юрия устроить его лесником. «Поэзия заменяла живые контакты, а симфонические концерты вполне удовлетворяли туманные представления Нонны о страстях человеческих» — вот что пишет о ней автор.
- Юрий Петрович — принципиальный и честный лесничий, который наводит порядок на Черном озере и назначает Егора на должность лесника. Он силен духом и тверд в решениях, поэтому ему удается наказать Федора. Он любит Нонну Юрьевну и делает все, чтобы привлечь ее внимание. В финале он женится на ней.
Темы
Тематика романа «Не стреляйте в белых лебедей» представлена в этом разделе.
В своем известном произведении Васильев затронул тему отношения человека к природе. Главный жизненный принцип Бурьянова и туристов отражают слова «Человек — царь природы». А вот Полушкин очень трепетно относится к природе, он хочет сохранить её. На съезде работников Егор выступает и говорит, что человек — не покоритель и не царь, а старший сын природы, который не должен «свою мать в гроб загнать». Можно заметить, что писатель симпатизирует именно Егору.
Кроме того, в своей повести Борис Васильев поднимает тему поиска человеком своего жизненного предназначения. Полушкин смог найти свое истинное место, но это было сложно, ведь от человека в советском обществе требуют работы понарошку — видимости дела, а не качественного результата. Егор старался работать на совесть, но его только заставляли халтурить, чтобы уложиться в план.
Также интересна тема труда. Вот как к нему относится Егор:
Очень даже человек верить должен, что труд его на радость людям производится. А если так он, за ради хлебушка, если сегодня, скажем, рой, а завтра — зарывай, то и тебе без веселья, и людям без радости. И ты уж не на то смотришь, чтоб сделать, как оно получше-то, как посовестливее, а на солнышко. Где висит, да скоро ли спрячется. Скоро ль каторге этой да стыду твоему смертному отпущение настанет. Вот тут-то о душе-то и вспомнишь. Обязательно даже вспомнишь, если не бессовестный ты шабашник, если жив в тебе еще настоящий рабочий человек.
Тема совести не менее значима. Егор мучается от укора совести, когда не может сделать работу качественно или видит, что кто-то поступает нечестно. Именно благодаря этому качеству он в кратчайшие сроки наводит в заповеднике порядок и делает все, чтобы его сфера ответственности была под контролем. Даже будучи больным, Егор летит навстречу опасности и браконьерам, чтобы защитить свое детище.
Тема силы духа раскрывается в романе постепенно. Герой сначала всем поддакивает, не берет ответственности за семью и детей, когда пропивает деньги. На него может воздействовать кто угодно, даже турист. Но в процессе становления герой обретает самостоятельность и твердость. Самореализация делает его смелым и стойким человеком, готовым настоять на своем.
И, конечно, тема милосердия. Герой прощает своих убийц, и его решение не такое уж глупое: у Федора семья, Черепок сильно пострадал во время войны и лишился всех близких, а Филя не был плохим — он просто запутался. Егор не хотел губить этих людей, а своим поступком рассчитывал их исправить.
Не знал бы — казнил, — вдруг тихо и внятно сказал Егор. — А знаю — и милую.
Проблемы
Проблематика романа «Не стреляйте в белых лебедей» не менее интересна:
Основная проблема — жестокость людей. Даже собака, несмотря на команды, не тронула Егора, когда люди убивали его. Они же разоряли лес ради наживы, не считаясь с болью живых существ.
Алчность — еще одна проблема в романе. Федор ради денег готов уничтожить целую рощу лип. Он же продает туристам право на браконьерство в заповеднике. Алчность доводит его до крайней степени нравственного падения.
Живот! Из-за живота-то и зло. Всяк за живот свой опасается и всех кругом обижает.
Еще одна проблема — формализм. Люди работают не ради результата, а ради плана. Их жизнь — сплошная иллюзия. Поэтому они глубоко несчастным. Весьма показателен диалог Якова и Егора:
Жить надо, как положено, Полушкин. Велено то-то — делай то-то. А то, если все начнут фантазировать… знаешь, что будет?
— Что? — спросил Егор.
Яков Прокопыч дожевал хлебушко, допил чай. Сказал значительно:
— Про то даже думать нельзя, что тогда будет.
Также автор затронул проблему потери самого себя. Какое-то время Егор пил и опускался на дно, потому что…
Выходит, что я себя маленько потерял. И как найти — не удумаю, не умыслю.
Это связано не с тем, что герой является глупым и ни на что не способен. Дело в том, что в обществе, в котором царят хищнические законы и культ алчности, нет места человеку, который готов что-либо созидать. Автор рассуждает над тем, человек должен быть создателем или потребителем? По мнению писателя, человек, безусловно, обязан создавать, а не разрушать. Эта точка зрения относится и к отношению человека к природе.
Проблема экологии также очень важна. Автор описывает, что строительство поселка уничтожило весь окрестный лес, а браконьерство вредило и заповеднику, который чудом спасли. Если так и дальше пойдет, спасать будет нечего.
Основная идея
Смысл романа «Не стреляйте в белых лебедей» заключается в том, что человек для природы — не царь, а старший сын. И нужно помогать матери, а не вредить ей. Иначе у человечества не будет будущего.
А природа, она все покуда терпит. Она молчком умирает, долголетно. И никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это — царем-то зваться. Сын он ее, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб мамоньку.
Самопожертвование праведника Егора не было напрасным — такова главная мысль романа «Не стреляйте в белых лебедей». Его поступок положил конец браконьерству на Черном озере. Черепок и Филя исправились, а Федор уехал, но, без сомнения, запомнил навсегда урок Егора. Идя от него, Федор плакал, и эти слезы вины и стыда — начало его нравственного исцеления. Более того, все деревенские жители, наконец, задумались о том, какой человек жил среди них и какое великое дело он делал для родного села. Это открытие позволило им стать лучше.
Чему учит?
Чему учит роман «Не стреляйте в белых лебедей»? Автор призывает человека жить и работать на совесть — так, чтобы не было стыдно за результат. Важно найти в себе творческий потенциал и реализоваться в жизни, чтобы приносить пользу обществу и ощущать собственную значимость, из которой проистекает самоуважение. Васильев заставляет задуматься о том, что люди должны быть добрее друг к другу и ближе к природе.
Страдает человек. Сильно страдает, мил дружки вы мои хорошие. А почему? Потому сиротиночки мы: с землей-матушкой в разладе, с лесом-батюшкой в ссоре, с речкой-сестричкой в разлуке горькой.
Можно утверждать, что произведение Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» является очень актуальным и в наши дни. К сожалению, и в современном мире можно встретить людей, которые жестоко относятся к природе. Однако есть и защитники, а это значит, что природа всегда будет жить.
Критика
Многие рецензенты негативно отнеслись к роману Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Они критиковали стиль работы: автор внес слишком много субъективной оценки в текст, из-за чего события превращаются в вялый, но претенциозный и предвзятый пересказ. Претензии были и к главному герою, который ведет себя глупо и безответственно. Так, В. Кардин, И. Дедков, В. Баранов увидели в образе лишь «блаженненького» человека, который не вызывает симпатии и уж тем более уважения. Не понравилась исследователям и идея всепрощения. Егор не имел права оставлять преступников на свободе и подвергать лес опасности.
Взгляд на героя и тон повествования заданы спервоначалу, все последующее — это версия рассказчика, основанная на тенденциозном отборе фактов, но желающая прослыть правдой. На наших глазах произойдет перелицовка человеческой жизни из романа, которым она всегда была и пребудет, в житие на новый манер.<…>. (Игорь Дедков)
Но другие критики, например, Л. Уварова, В. Шапошников утверждали, что образ Егора убедителен и органичен. Они высоко оценили художественность текста и глубокий остросоциальный посыл.
Автор: Виктория Комарова