Сочинение: Портрет Печорина: описание внешности Григория в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)
(384 слова) Проза М. Ю. Лермонтова очень психологична. Огромное значение для понимания характера создаваемых автором героев имеют черты их внешности, то, как выделяются отдельные особенности их образов (что характерно как для создания реалистических, так и романтических персонажей). Более того, эти образы представляют интерес не только в статичном состоянии, но и в диалектике или во взаимодействии с другими персонажами. Таков и роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Рассмотрим описание внешности главного героя — Печорина.
Григорий Печорин — это «молодой человек лет двадцати пяти» приятной внешности, которая особенно нравится «женщинам светским». «Густые кудри вьются, глаза горят» на бледном лице со вздернутым носом. Белокурые волосы контрастировали с черными усами.
«…Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение…»
Во всем он франт и денди. Но есть черты, которые разрушают предсказуемость образа персонажа. Например, «детская улыбка», «проницательный, тяжелый» взгляд. Так, противоречивость внутреннего мира героя находит свое отражение и в его внешности, что одновременно притягивает к нему одних людей и вызывает неприятие и опаску у других.
Весь портрет Печорина обличает его благородное происхождение. Одежда всегда дорогая и красивая, белье — ослепительно чистое. Маленькие аристократичные руки, бледная кожа, медленная и небрежная походка. Однако в то же время Григорий никогда не размахивал руками при ходьбе, что было верным признаком скрытности его характера и того незримого самоконтроля, который все время опоясывал Печорина прозрачным футляром. Он всегда знал, что за ним наблюдают, и старался управлять чужим впечатлением о нем. Так, даже в самой стрессовой ситуации он сохранял равнодушную маску:
«…его лицо (после смерти Бэлы) ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя…»
Особое внимание автор уделил взгляду Печорина. Его глаза никогда не смеялись, были спокойны и проницательны. Иногда он одним наглым взглядом обрывал собеседника. Его взор был непостижим и тяжел, и многие люди уносили с собой тягостное впечатление от общения с ним.
Из‑за полуопущенных ресниц они сияли каким‑то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный;
Таким образом, внешность Печорина и описание его повадок — это средство создания психологизма, который стал коронным номером Лермонтова. Почти все критики высоко ставили глубину раскрытия личности главного героя. Внутренний мир персонажей и их внешний облик зеркально отражают друг друга и дополняют, создавая живые образы настоящих людей, которые вызывают сочувствие и сердечный отклик.
Автор: Екатерина Озаровская