Аргументы «Язык и языковая личность» для итогового сочинения

Многомудрый Литрекон публикует новинки итогового сочинения. В 2023 году введено лишь одно новое направление творческой мысли учащихся — “Язык и языковая личность”. Аргументы подобрать сложно, так как в программе не так много произведений, где бы затрагивались вопросы такого рода. Однако мы справимся — не в первый раз. Приятного просвещения!

  1. Н.В. Гоголь, “Тарас Бульба”. Язык — основа нации, ее культурный код. Это доказывает пример из повести “Тарас Бульба”. Казаки защищают свое право на самобытное развитие. Больше всего их возмущает посягательство поляков на их веру, язык, обычаи. Могущественные соседи хотели вынудить казаков отказаться от их идентичности и принять польское владычество. Ведь если у народа нет своих религиозных, языковых, культурных традиций, он перестает быть самостоятельным. Вот поэтому Тарас Бульба демонстративно не носил польскую одежду и не перенимал их привычку к показной роскоши. Он жил просто — так, как жили его предки, и гордился этим. Его речь отражала народные особенности. Стойкость Тараса учит и нас быть более внимательными к языковым основам и другим аспектам национальной идентичности. Ведь потерять их означает утратить важную часть себя.
  2. М.А. Шолохов, “Тихий Дон”. Язык является неотъемлемой частью национальной культуры. Его исчезновение всегда сопряжено с трагедией целого народа. Об этом нам напоминает роман “Тихий Дон”. Автор обращает наше внимание на диалекты донского края, которые подверглись трансформации в ходе гражданской войны. Если раньше герои жили по традиции и говорили так, как их далекие предки, то в ходе революционных преобразований их речь изменилась. В первых частях мы видели необычные слова довольно часто: жалмерка (жена казака), “долгушка” (спальня), “завеска” (фартук) и др. Но по ходу повествования все чаще стали встречаться новые выражения, которые делали разговоры по всей стране одинаковыми: “большевики”, “красная власть”, “кулак”, “пролетарий”. Люди постепенно утрачивали свои национальные корни и отказывались от того, что раньше их объединяло. Этот культурный раздор привел к ужасному кровопролитию.
  3. А.С. Грибоедов, “Горе от ума”. Многие авторы высмеивали галломанию, свойственную нашему обществу. Например, герой пьесы Грибоедова сетует на то, что многие девушки из его среды говорят на смеси “французского с нижегородским”, но толком не знают ни одного языка. Дворяне, несмотря на карикатурные заимствования и очевидные неудобства, все равно стремились перейти на чужой язык и едва владели своим родным. Русскую речь многие из них считали чуть ли не варварской, свойственной только простолюдинам. При этом герои заимствовали лишь внешние языковые формы, чтобы блеснуть в обществе, но ничего более существенного из иной культуры они не почерпнули. “Французик из Бордо” лишь развлекал богачей, а не учил. Этот пример позволяет сделать вывод: когда мы меняем свой язык на чужой, это выглядит нелепо и не приводит ни к чему хорошему.
  4. М. Твен, “Приключения Гекльберри Финна”. Качество речи очень многое может сказать о человеке и его социальной среде. Об этом напоминает известный роман Марка Твена. Гек Финн был беспризорником. Его отец страдал от алкоголизма и безделья, его пример плохо влиял на сына. Гек говорил так, как будто он побывал на каторге. В его речи было много брани и грубости. Плохие слова Гек использовал не к месту, ведь просто повторял их, даже не зная значения. Лишь когда его усыновила вдова Дуглас, он стал работать над своей речью. Героиня стала одергивать мальчика, когда он грубил, и научила заменять дурные выражения приличными. Он постепенно понял, какое впечатление производил на окружающих своей бранью. И ему не хотелось продолжать этот путь, ведущий к пропасти. Гек старался дистанцироваться от плохого отца и позорного прошлого на языковом уровне. Благотворные изменения в его характере начались именно с речевого развития.
  5. И.А. Бунин, “Митина любовь”. По речи можно многое сказать о человеке и его характере. Например, И.А. Бунин с ее помощью показал разницу между героями в произведении “Митина любовь”. Митя — очень чувствительный и постоянный юноша, поэтому он пишет длинные и обстоятельные письма Кате. Для него эти отношения важны, поэтому он не жалеет времени на личную корреспонденцию и каждый день проверяет почту. А вот Катя — порывистая, творческая и ветреная девушка. Она живет здесь и сейчас, ей некогда писать послания возлюбленному. От нее приходит буквально пара строк. Даже весть о расставании Катя изложила предельно кратко, как будто уже спешила на поезд с новым избранником. Эта языковая характеристика позволяет сделать о людях такие выводы, которые объясняют суть произведения и причину личной трагедии героев.
  6. Ф.М. Достоевский, “Бедные люди”. Сделать свою речь богаче позволяет чтение. Об этом говорит произведение Ф.М. Достоевского, состоящее из писем. Первые послания Макара Девушкина безграмотные и косноязычные. Видно, что он не утруждал себя самообразованием, ведь был погружен в рутинную чиновничью работу и не думал о большем. Но общение с начитанной Варенькой убедило Макара взяться за серьезную литературу. Он прочитал книги А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя, переосмыслил отношение к себе и своей жизни. С этого момента началась его внутренняя эволюция. Последние письма Макара значительно ярче и интереснее. Чтение и рефлексия помогли герою сделать свою речь лучше.
  7. И.С. Тургенев, “Первая любовь”. Проблема безграмотности всегда была актуальна. И.С. Тургенев поднял ее полтора века назад. В его повести дворянки, относящиеся в так называемой элите общества, не могут написать грамотное письмо. Княгиня Засекина присылает соседям послание с ошибками. А мать главного героя даже не желает писать в ответ, потому что понимает, что тоже не справится с русской грамматикой и орфографией. А ведь это взрослые образованные женщины! У них была возможность научиться писать на родном языке, но вместо этого они, надо полагать, изучали французский, чтобы произвести впечатление в обществе. Такое неуважение к родной культуре приводит лишь к отдалению от народа и деградации.
  8. В.М. Шукшин, “Срезал”. Порой человек использует богатство родного языка не во благо, а во вред. Именно так поступил Глеб Капустин. Он явно завидовал людям, которые уехали из деревни и чего-то добились в городе. Чтобы удовлетворить тщеславие, он специально наведывался к ним домой, когда они приезжали, и пытался доказать гостям, что “городские” даром свой хлеб едят и ничего не стоят. Для этой цели Глеб читал разные небылицы в газетах и сочинял странные вопросы, которые должны запутать собеседника и сбить его с толку. При этом герой не разбирался в теме и говорил то, чего и сам не понимал. Конечно, невзыскательная публика думала, что Глеб “срезал” кандидата наук Журавлева. Но мало мальски грамотному человеку было ясно, что Капустин лишь повторял заученные фразы, демонстрируя свое раздутое самомнение. У него “язык подвешен”, но нет глубоких знаний о предмете. Поэтому его речь не производит должного впечатления.
  9. А.С. Пушкин, “Барышня-крестьянка”. По речи всегда можно отличить образованного человека, поэтому ее необходимо развивать, как и другие важные навыки. В этом позволяет убедиться пример из произведения А.С. Пушкина. Барышня Лиза вздумала разыграть соседа и притвориться крестьянкой. Но на первой же встрече Алексей заметил, что Акулина выражается вовсе не по-деревенски. Лизе стоило больших трудов подделать речь простой девушки. Однако все равно ей пришлось оправдываться, что она научилась красиво говорить в барском доме. Один разговор уже поставил под сомнение план героини, ведь речь выдает происхождение человека с головой. Поэтому важно следить за своими словами, чтобы всегда производить на слушателей хорошее впечатление. 
  10. А.Н. Островский, “Бешеные деньги”. Язык безошибочно выдает происхождение человека, ведь имеет свои региональные особенности. Например, по речи Василькова столичные дворяне и купцы сразу же понимают, что он из провинции. Они высокомерно передразнивают его “простонародное” имя, часто переспрашивают, что он имел в виду, ведь многие слова из его лексикона им в диковинку. Герои презирают гостя из деревни, для них он — человек второго сорта, которого легко обмануть. Но далеко не всегда простая и бесхитростная речь свидетельствует о глупости или наивности. Васильков оказался честным, благородным и умным человеком, который и без столичного лоска сумел добиться успеха.
  11. Б. Шоу, «Пигмалион». Если человек не занимается развитием речи, он вряд ли достигнет успеха и процветания, ведь чем выше мы поднимаемся по социальной лестнице, тем больше требований предъявляет к нам новая среда. Это доказывает Б. Шоу в своей знаменитой пьесе. Специалист по фонетике Хиггинс случайно столкнулся с грубой и вульгарной цветочницей, между ними произошла ссора. Хиггинс в порыве раздражения открывает девушке глаза на ее истинное положение: «Этот жаргон навсегда приковал ее к панели». Действительно, Элиза не умела говорить «как леди», поэтому не могла устроиться в приличный цветочный магазин и уйти с улицы. Таким, как она, вход в приличные заведения и дома был закрыт, потому что их произношение, манеры, культура общения были на самом примитивном уровне. Лишь упорный труд помог Элизе измениться и занять ступень повыше. В финале автор советует каждому из нас совершить это перевоплощение, ведь без него не будет ни личностного, ни профессионального роста.

Читайте также:

комментариев 5

  1. Ольга:

    Б. Шоу «Пигмалион».

  2. Алексей:

    «Собачье сердце» М. Булгакова может подойти?

  3. Татьяна:

    Ильф и Петров «12 стульев», образ Эллочки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *