Аргументы по направлению «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» для итогового сочинения
«Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» — это самое сложное и непонятное направление итогового сочинения 2020-2021 года. Его формулировка, как и комментарий на ФИПИ, ставит в тупик выпускника, который, оказывается, все это время должен был читать современную литературу про молодежь. Для нее не нашлось места даже в учебной программе, не то что на полке ученика, со всех сторон зажатого экзаменами и списками книг. И вот теперь, за пару месяцев до экзамена, он должен расширить свои литературные познания и отложить классику, ведь для аргументации нужно привлекать труды современных писателей и журналистов. И все это, заметьте, нужно сочетать с подготовкой к ЕГЭ и обучением в школе. Ну что ж, выпускников ждет нелегкое испытание. Многомудрый Литрекон предлагает в помощь свои аргументы по направлению «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения», а также список примерных тем для подготовки.
Из русской литературы
- Виктор Пелевин, «Священная книга оборотня». Какие книги вдохновляют современную молодежь? Из всего многообразия литературы наши сверстники выбирают то, что можно интерпретировать по-новому, в духе постмодернизма. Например, Виктор Пелевин в произведении «Священная книга оборотня» подметил любовь молодых людей современности в русскому фольклору. Герои книги анализировали и обсуждали такие сказки, как «Крошечка-Хаврошечка» и «Аленький цветочек». Благодаря своим исключительным познаниям они трактовали известные истории по-своему. Так, корова из «Крошечки-Хаврошечки» стала символом нефтяного потенциала России. Как и волшебное животное, нефть кормит русский народ, страдающий от притеснений и неравенства. Энергия, содержащаяся в нефти, действительно прорастет в виде «золотых яблок» для людей, живущих в России и имеющих какую-то часть денег от продажи ресурсов. Эти интересные размышления показывают нам русский фольклор в новом свете и не могут не заинтересовать современного читателя.
- Виктор Пелевин, «S.N.U.F.F». Можно ли согласиться с утверждением Д. Байрона «Юность мечтает о славе»? Это изречение отчасти применимо в современному поколению, но относится к его обеспеченной прослойке. Большинство юношей и девушек нового времени, которые родились без серебряной ложки во рту, хотят не славы, а финансового успеха. Это подтверждает пример из популярной книги «S.N.U.F.F». Молодые герои, живущие в Уркаганате, отсталой и бедной стране, мечтают не о признании, а о своем месте в богатом краю — Бизантиуме. Там люди живут обеспеченно и ни в чем себе не отказывают. Поэтому Грым и Хлоя, рискуя жизнью, стремились попасть туда и задержаться там под любыми предлогами. Героиня стала работать в эскорте, а герой стал местной знаменитостью, рассказывая о быте и нравах орков. Грым и Хлоя не претендовали на славу, хоть и получили ее: им было достаточно богатства и личного комфорта.
- Павел Санаев, «Похороните меня за плинтусом». Как мои сверстники относятся к семье? Для большинства людей семейные ценности остаются главными, в какой бы эпохе им не довелось жить. Но и бунт против несправедливости в родственном кругу тоже остается «вечной проблемой». Так, главный герой романа «Похороните меня за плинтусом» отчаянно сопротивляется влиянию бабушки, которая отняла внука у родной матери и винила дочь во всех смертных грехах только потому, что она вышла замуж. Саша любит бабушку и маму и разрывается между этими чувствами. Но пожилая женщина деспотически опекает ребенка и не дает ему шагу ступить без своего ведома. Тяжелые наказания сменяются приступами ревнивого и страстного обожания. Внук стал для героини игрушкой, которой можно распоряжаться, все время жалея себя и виня других за «камень на шее» в виде Саши. Юный герой принимает и такую семью, но все же страдает от гнета чрезмерной опеки и разлуки с мамой.
- Владимир Железников, «Чучело». Чего хотят добиться мои сверстники? Как и все молодые люди, мое поколение хочет добиться правды. Поэтому его вдохновляют такие герои, как Лена Бессольцева из книги «Чучело». Лена стала свидетельницей того, как любимец всего класса стал доносчиком, однако ребята обвинили ее в предательстве, ведь она была новенькой. Дима нравился девочке, поэтому она ждала, что он сам во всем признается. Однако он лишь обещал признание и ничего не делал, а позже и вовсе стал участником травли Лены. Страдая от бойкота и издевательств, героиня пришла на День рождения к Диме и публично бросила детям свои обвинения. Смелость и доброта девочки покорили одноклассников. Они признали свою вину и попросили прощения. Справедливость восторжествовала. Именно этого хотели бы многие мои сверстники, ведь ее отсутствие разочаровывает нас в мире, который мы только начали открывать для себя.
- Мария Мартиросова, «Красные, жёлтые, синие». Как молодежь относится к Родине в 21 веке? Мои сверстники преданы ей, как и их предки. Подтверждением может служить современное произведение «Красные, жёлтые, синие». Маргарет Манукян оказалась в эпицентре Армяно-азербайджанского конфликта. Ее фамилия стала мишенью для одной из враждующих сторон, ведь в конце 1980-х годов в Нагорном Карабахе национальность стала важнее всего. Чтобы выжить в условиях травли и под угрозой насилия, девочка сбежала в Россию, а затем в Нью-Йорк. Однако в ее сердце осталась любовь к родным местам: «Я никого не забыла, я всех помню и очень люблю». Даже живя в благополучной стране и имея большие перспективы, героиня скучает по малой родине и надеется вернуться туда вновь. Она предана своей отчизне, даже несмотря на все испытания, которые ей пришлось пережить там.
- Юлия Вознесенская, «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами». Чем новое поколение отличается от предшествующих? В наше время существенно изменился подход к решению женского вопроса. Нынешние девушки уже могут постоять за себя. Одну из таких героинь описала Юлия Вознесенская в произведении «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами». В условиях пост-апокалипсиса Кассандра могла надеяться только на свои силы и возможности. Весь мир оказался в лапах тирании, а многие люди попали в лагерь смертников. Под контролем нового «спасителя» все уцелевшие жители находились в подчинении у глобальной компьютерной сети, исключающей свободную волю. Но Кассандра сумела вырваться из лагеря и объявить бунт технологической зависимости. На дороге к цели девочка обрела первую любовь и все человеческие чувства, которых были лишены узники сети. Наше поколение, выбирающее себе таких героев, отличается от предыдущих смелостью, целеустремленностью и верой в себя, которыми наделены люди обоих полов.
- Дарья Варденбург, «Правило 69 для толстой чайки». Как мое поколение изменит мир? Я думаю, представители нашего времени смогут упростить важнейшие процессы во взаимодействиях между людьми, ведь сегодня мы все чаще задумываемся о доступной среде для инвалидов и тех, кто испытывает временные трудности. Для моих сверстников нет границ, что доказывает, к примеру, книга «Правило 69 для толстой чайки». Главному герою очень тяжело общаться с другими из-за заикания и других проблем с речью. Однако он хочет совершить кругосветное путешествие в 13 лет и упорно идет к этой цели. Оказалось, что владение парусником — это не единственное, что нужно уметь путешественнику. Якоб Беккер вынужден учиться налаживать контакт с окружением и исправлять недостатки в речи. Мальчику очень тяжело даются первые шаги к цели, он совсем не подходит на роль героя историй Жюля Верна, и все же он мужественно преодолевает себя, чтобы на своем примере показать: в мире нет ничего невозможного для человека, чьи физиологические возможности ограничены.
- Тамара Михеева, «Островитяне». Какие духовные ценности у молодежи нашего времени? Какая бы эпохе не досталась человеку, он всегда будет хотеть любви, доброты и понимания. Эти ценности помогают нам не чувствовать себя одинокими. Их актуальность доказывает пример из книги «Островитяне». Главные герои одиноки и отчаянно ищут в мире то, что поможет им почувствовать себя нужными, понятыми и близкими. У Лизы есть многодетная семья, но бесконечная суета забот вынуждает подростка поглубже уйти в себя: всем не до него. А Руслан не имеет братьев и сестер, но и без них не может обратить на себя внимание родственников. И он, и она хотят, чтобы их услышали, приняли и приласкали. Но, даже несмотря на пристрастие мамы Лизы к йоге, такое простое человеческое желание подростков остается без ответа долгое время и тонет в рутине дней. Однако оба героя ценят и уважают свою семью. Первая любовь приносит им долгожданную внутреннюю гармонию. Как и сотни поколений людей до них, они стремятся к доброте, любви и пониманию.
- Виктор Пелевин, «Искусство легких касаний». Как современная молодежь воспринимает искусство? Многие из нас ищут в нем новые смыслы и значения, не умоляя старых и общепринятых. Например, в книге «Искусство легких касаний» автор продемонстрировал попытки современного человека отыскать скрытые подтексты известных явлений. Историк К.П. Голгофский видит связь между монстрами с крыши Нотр-Дама, шедеврами Гойи, самобытным мистическим путем России и трансгендерными уборными Северной Америки и анализирует шедевры мирового искусства под другим углом, указывая на инфернальное значение некоторых произведений. Он утверждает, будто творчество с давних времен было проявлением деятельности и предметом интереса тайных обществ, которые видели в нем больше, чем художественную ценность. «Любое творческое действие настроенного на выживание современного художника — это просьба принять его в заговорщики, а все его работы — набранные разными шрифтами заявления на прием» — таков взгляд современного человека на искусство, которое объединяет непохожих людей и делает их сильнее. Мы видим в творчестве тайный язык, который позволяет нам сделать общение более изысканным, содержательным и откровенным.
- Мариам Петросян, «Дом, в котором…». Какие черты характеризуют мое поколение? Юноши и девушки нашего времени отличаются раскованностью, откровенностью и способностью постоять за себя. Например, герои романа «Дом, в котором…» — дети-инвалиды, от которых отказались родители. Вместо того чтобы покорно принимать судьбу и жалеть себя, они построили свой мир в стенах интерната и создали систему каст, кодов и устоев, которые сделали их сообщество уникальным и самодостаточным. Вместо привычных ролей дети изобрели для себя новые, чтобы не чувствовать себя ущемленными. Несмотря на испытания, лишения и боль, герои дают отпор судьбе и друг другу, не позволяя обстоятельствам сделать их несчастными. Каждый их день — это борьба за жизнь и частицу счастья. Они честны перед собой и окружающим миром. Эти черты отличают наше поколение от предыдущих, потому что в современном мире подход к воспитанию детей изменился. Мы рано взрослеем, поэтому приобретаем способность вести себя открыто и смело уже в раннем возрасте.
Из зарубежной литературы
- Пауло Коэльо, «11 минут». Чем поколение сегодняшних детей отличается от поколения своих отцов? Главное отличие заключается в том, что люди нашего времени более самостоятельны и практичны. Например, если раньше девушки рассчитывали только на удачное замужество или иную протекцию со стороны мужчин, то теперь они берут судьбу в свои руки. Так, героиня романа «11 минут» жила бедно, но мечтала приобрести финансовую независимость и дать своим детям материальное благополучие. Однако денег на образование у нее не было, как и перспектив в родной стране. Поэтому Мария уехала из родного города и начала заниматься проституцией. Век назад ее история закончилась бы плачевно и назидательно, но сегодня автор показал альтернативный финал: героиня накопила нужную сумму и открыла свой бизнес, исполнив свою мечту. Ее путь не был честным и высоконравственным, но и условия жизни многих таких девушек далеки от совершенства. Они вынуждены идти к своей цели окольными дорогами, потому что других просто нет. Герои нашего века не мирятся с обстоятельствами, а меняют их под себя, хоть и поступаются при том моральными принципами. Но таков их выбор, который можно оправдать неблагополучными условиями жизни и социальной несправедливостью.
- Дитер Нолль, «Приключения Вернера Хольта». Какие общие черты объединяют нас с поколением участников ВОВ? Каждый человек, в какую бы эпоху его не забросила судьба, в глубине души не хочет воевать. На фронт его заманивают обманом или угрозой, политики или жестокие обстоятельства. Это доказывает пример из книги немецкого писателя о Второй Мировой войне «Приключения Вернера Хольта». Герои романа — почти наши ровесники. Что заставило их пойти на захват чужих территорий? Все то же, что заставило бы и нас взяться за оружие. С самого раннего возраста их настраивали на войну и убеждали в долге перед лидером страны и его амбициями. Подростки пребывали в уверенности, что борьба на передовой — это романтическое приключение, которое делает юношей настоящими мужчинами и развивает мужество, стойкость, волю. Однако реальность не совпала с ожиданием: «Все ложь и обман» — делает вывод герой. В наступлении солдаты быстро разочаровались в своих сладкоречивых агитаторах и фальшивых идеях. Грязь, кровь, жестокость и агрессия — вот что они нашли на поле брани. С этими юношами в форме немецких солдат нас объединяют наивность, ведомость и романтические иллюзии юности. Мы тоже не знаем цену жизни и мира и порой становимся жертвами хитрецов, которые манипулируют нами, заставляя взять в руки оружие ради геополитических амбиций политиков.
- Фредерик Бегбедер, «99 франков». Кого можно назвать «героем нашего времени»? Сегодня люди ценят такие качества, как чувство юмора, рассудительность и харизму. В оценке личности важным критерием становится успех. В то же время человек, которого можно назвать «героем нашего времени», должен отличаться от других. Чем? Чаще всего он выделяется из толпы своим протестом против условностей и отживших свое традиций. Например, одним из самых популярных героев современных книг является Октав из скандально известного романа «99 франков». Он является характерным представителем нашего времени. Герой работает в рекламном бизнесе, уделяя карьере почти все свое время. Он не спешит жениться и ведет себя раскованно, предпочитая сначала попробовать в жизни все, а уж потом связывать себя семейными узами. Октав циничен, интеллектуально развит и отличается оригинальностью мышления. Несмотря на финансовое преуспеяние и всеобщее уважение, его мятежный дух не удовлетворен. Он понимает, что рекламная сфера убивает ее творческий потенциал. Герой объявляет войну всей своей индустрии, рискуя потерять все. Грязные секреты рекламного бизнеса он описывает в своем романе, сжигая мосты и делая выбор в пользу призвания, а не денег. Октав смел, непредсказуем и духовно богат, поэтому не боится изменить свою жизнь и променять успех на толику справедливости. На таких людей ровняется мое поколение.
- Стивен Кинг, «Оно». Какие нравственные ориентиры направляют мое поколение? Современная молодежь ищет их во взаимовыручке, справедливости и альтруизме. Например, герои романа «Оно» сплачиваются ради борьбы с таинственным убийцей, который расправляется с детьми по всему городу. Взрослые не могут увидеть его и ищут причину зла в другом месте. Однако Ричи Тозиер, Билл Денбро, Беверли Марш, Майк Хэнлон, Эдди Каспбрак, Бен Хэнском и Стэн Урис решают разобраться с монстром и отомстить за убитых жертв. Они сильно рискуют, ввязавшись в это противостояние, потому что «Оно» гораздо сильнее их и обладает магическими способностями. Но дружба, сила духа и стремление к добру помогают подросткам взять верх в схватке. Осознание важности миссии, готовность отстаивать правду и добро, взаимовыручка и бескорыстность — все это нравственные ориентиры, которые позволяют нашему поколению найти правильный путь.
- Хьюьерт Селби, «Реквием по мечте». Какие глобальные проблемы больше всего волную современную молодежь? Прежде всего, юношей и девушек беспокоят актуальные вопросы нашего времени, среди которых особенно острым является наркомания. Например, в романе «Реквием по мечте», который читали многие мои сверстники, эта проблема стала центральной. Главные герои становятся наркозависимыми, и вся их жизнь летит под откос. Прекрасная художница Мэрион начинает с «легких» доз и прекрасно себя чувствует, однако впоследствии зависимость заставляет ее потерять самоуважение, талант, семью и выйти на панель. Постепенная деградация девушки приводит к тому, что от нее остаётся только тело, которое цинично используют все, у кого есть «доза» для нее. Не менее ужасная судьба ожидала Гари, ее возлюбленного. Из-за непрерывных инъекций в ненадлежащих условиях у него началась гангрена, и он потерял руку. Трагедия заключается в том, что за пределами литературы такие случаи происходят до сих пор. Разумеется, данная проблема не может не волновать современного человека. Ее последствия губительны для общества.
- Грегори Робертс, «Шантарам». Какие герои становятся кумирами моих сверстников? Молодежи нашего времени свойственно восхищаться реальными людьми, которые совершали ошибки, но смогли их преодолеть. Одним из таких героев является автор книги «Шантарам». Известно, что в романе он описал именно свою судьбу. Его литературное воплощение, Лин страдал от героиновой зависимости и попал в тюрьму за грабежи. Столкнувшись с жестокостью правоохранительной системы, он решил сбежать из тюрьмы и начать жизнь с чистого листа в Индии. Там герой стал врачом в трущобах и помог сотням людей сохранить здоровье. Более того, он трудился безвозмездно даже в разгар эпидемии холеры, рискуя заразиться. Несмотря на криминальное прошлое, этот человек смог исправиться и превратиться в добродетельного члена общества, приносящего большую пользу. Это перевоплощение вдохновляет многих современных людей стать лучше.
- Джеймс Клавелл, «Благородный дом». Можно ли согласиться с мнением Дж. Оруэлла «Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее»? Думаю, да, ведь юношеский максимализм свойственен молодежи в любой стране и эпохе. Например, подобный пример мы встречаем в современном романе Клавелла «Благородный дом». Герой возвращается домой, в Гонконг, после обучения в элитном университете США и сразу же убеждается, что бизнес его отца давно устарел. Новые технологии, которые освоил Пол, не применялись у Четырёхпалого У, поэтому его дело было не таким эффективным. Молодой человек смог разработать свои коммерческие предложения и даже переиграть отца в бизнесе, ведь каждый его шаг более соответствовал новому времени и его стандартам. Успех сделал Пола Чоя увереннее в себе и он действительно считал себя мудрее последующих поколений, поэтому прибрал всю власть над кланом к своим рукам, определяя судьбу младших членов семьи по своему усмотрению. А ведь именно так повел себя и его отец, когда был молодым. Такое поведение свойственно каждому поколению: прошлое мы считаем отсталым, поэтому мним себя умнее, а будущее — неопытным, поэтому объявляем себя мудрее.
- Скотт Фитцджеральд, «Великий Гэтсби». Можно ли согласиться с мнением Г. Торо «Каждое поколение высмеивает старые моды, но благоговейно следует новым»? Это, бесспорно, так, ведь у каждой эпохи есть своя культура, которая противоречит той, что была до нее. Возьмем, к примеру, роман «Великий Гэтсби». Герои окунулись в джазовый стиль и отбросили запреты прошлого. Женщины, в отличие о своих матерей и бабушек, носили короткие стрижки и обтягивающие платья. Они курили и выпивали наравне с мужчинами, протестуя против табу вчерашнего дня и заявляя о своей свободе от предрассудков. Стало модно иметь работу, а не сидеть с детьми, что опять-таки противоречило морали предыдущего поколения. Мужчины тоже стали более раскованы и демократичны. Они не спешили жениться и обзаводиться детьми. Аристократы не стеснялись романов с «простыми» девушками из рабочей среды. Их одежда тоже изменилась: стала более удобной и менее помпезной. После войны все они хотели насладиться мгновением, а не думать о будущем. Отрицая моду прошлого, которая подходила довоенному миру, они с восторгом приняли моду настоящего, которая отвечала потребностям их раненой в боях души.
- Джэром Сэлинджер, «Над пропастью во ржи». Можно ли согласиться с мнением Ж. Де Сталь «Во всякой стране молодое поколение — всегда иностранцы»? Это сказано верно, ведь молодым людям свойственно пытаться менять мир и не соглашаться с его законами. Поэтому даже в своей стране они чувствуют себя чужаками. Это доказывает пример из произведения «Над пропастью во ржи». Главный герой страдает от непонимания в очередной школе и несет домой весть о новых неприятностях. Холдена Колфилда исключают за неуспеваемость и плохое поведение. В последнии дни в общежитии он даже дерется с одним из учеников, подкрепляя дурное мнение о себе. Однако герой вовсе не глуп и не ленив. У него, например, получаются очень хорошие сочинения. Просто он не находит понимания в сложившейся системе обучения и не может проявить свой потенциал. За несколько дней самостоятельной жизни он пробует найти единомышленников, признается, что ему противна школа, но не знания. Однако героя никто не принимает всерьез, и он блуждает один в своих мыслях и сомнениях. Он чувствует себя чужим в родном городе и даже собирается бежать из него «на Запад». Только сестренка Фиби понимает его и заставляет остаться дома, ведь без оговорок соглашается на побег. Только осознав ответственность за сестру и став взрослым в это мгновение, Холден ощущает счастье и искомую гармонию с окружающим миром.
- Джон Грин, «Виноваты звезды». О чем мечтает мое поколение? Молодежь нашего времени желает того же, о чем грезили ее предки. Мы хотим любить и радоваться жизни, добиваться поставленных целей и найти свое место в мире. А некоторым из нас достаточно просто выжить, как, например, героям романа «Виноваты звезды». Хэйзел заболела раком и узнала, что дни ее сочтены. Она совсем отчаялась и потеряла способность наслаждаться чем-либо, но на одной из встреч с группой поддержки познакомилась с Огастусом Уотерсом — человеком, который пересилил болезнь. Его пример вдохновил девушку бороться. В тесном общении между ними вспыхнула любовь. Герои решили отправиться в поездку, чтобы насладиться тем, что имеют, и не думать о плохом. «Я верю в настоящую любовь, понимаешь? Люди теряют глаза, заболевают чёрт-те чем, но у каждого должна быть настоящая любовь, которая длится минимум до конца жизни» — именно такие мечты были у этой пары. В путешествии они сбылись: герои обрели настоящую любовь, которая изменила их жизнь и заставила ценить каждую минуту.