Анализ стихотворения «Юбилейное» (В.В. Маяковский)

Произведения Владимира Маяковского являются частью обязательной школьной программы, но, в отличие от многих других, вызывают реальный интерес у читателя. И это не удивительно, ведь Владимир Владимирович был одним из самых прогрессивных и оригинальных поэтов двадцатого столетия. Также он запомнился многим как талантливый киносценарист и драматург. Одним из самых известных произведений Маяковского является стихотворение под названием «Юбилейное». Рассмотрим подробный анализ стихотворения по плану от Многомудрого Литрекона.

История создания

Исторические источники гласят, что в 1912 году, когда представители футуризма подписывали манифест, Владимир Маяковский позволял себе очень пренебрежительные высказывания об Александре Пушкине. В юношеском запале он предлагал «сбросить классика с корабля современности». По его мнению, творчество мэтра уже устарело и лишено всякого смысла. Важно расчистить культуру для новых достижений. Так считали многие модернисты и были искренни в своем порыве «все изменить».

Однако уже спустя двенадцать лет о великом классике отечественной литературы Маяковский стал говорить уже совсем по-другому. Свое известное стихотворение «Юбилейное» Владимир Владимирович посвятил 125-летию Александра Пушкина. В произведении Владимир Владимирович выражает уважение к лирике Пушкина, несмотря на то, что раньше её совсем не признавал. Работу над созданием своего стихотворения поэт завершил в 1924 году.

Странное было время. Маяковский погряз в партийной работе и уже основательно «выгорел», как сейчас сказали бы. Он готовил агитационные плакаты и нередко засиживался до ночи, чтобы все успеть. В любовных отношениях тоже наблюдался кризис. Лиля Брик, возлюбленная поэта, все больше отдалялась от него. Маяковский мучился и ревновал. Этим объясняется параллель с пушкинской дуэлью: лирический герой замечает, что и в его времена «много охотников до наших жен». Однако он не может выплеснуть свои эмоции, как «невольник чести», ведь в его время нужно работать и приносить пользу обществу, а не сводить личные счеты.

Недовольство поэтами-современниками было вызвано другим обстоятельством из жизни Маяковского. Он возглавил «Левый фронт искусств» — поэтическое объединение. Каково же было его разочарование, когда он увидел фронт работ! Поэты копировали друг друга и не развивали собственную индивидуальность. Например, Есенин был один, его эпигонов — сотни. Поэтому Маяковский с ужасом обнаружил, что одинок в толпе «творческих» людей. Он скорее доверил бы работу Пушкину, чем своим современникам. Теперь-то он понял, что зря высмеивал классика. Даже век назад он писал лучше, чем его неловкие последователи.

Жанр, направление, размер

Лирическое стихотворение создано в форме диалога. Главный герой рассказывает творцу о собственных переживаниях и даже получает ответы. В основе произведения лежит художественный вымысел: Пушкин из памятника превращается в живого человека и даже сходит с пьедестала, чтобы поговорить по душам с коллегой.

Стихотворение «Юбилейное» является ярким образом футуризма. Известно, что представители данного течения стремились уйти от традиций классического наследия. На его обломках они стремились создать абсолютно новое искусство, стремящееся в светлое будущее и отвечающее требованиям современности.

Литературный размер, использованный в стихотворении «Юбилейное», — акцентный стих.

Композиция

Можно заметить, что анализируемое произведение имеет одночастное композиционное построение. Читатель наблюдает за тем, как Владимир Маяковский беседует с другим классиком отечественной поэзии.

Можно заметить, как поэт все время переходит с одной темы на другую. Диалог с Александром Сергеевичем помогает наиболее полно раскрыть каждую, ведь для этого автор использует приемы противопоставления (век нынешний и век минувший), реминисценции (показывает влияние пушкинского творчества на свое), ретроспективы (возвращается в прошлое), фантастического допущения (поэт представляет, какую работу доверил бы Пушкину, будь он жив).

Образы и символы

Основное место в стихотворении «Юбилейное» занимает образ лирического героя — человека, тонко чувствующего поэзию и неравнодушного к культуре. Он выражает свое уважение Александру Сергеевичу Пушкину и его творчеству. Их встреча начинается с крепких объятий. Герой призывает коллегу прислушаться к «стону» из его груди. Из этого можно сделать вывод, что он чувствует себя одиноким в обществе «свободы, равенства и братства». Он даже упоминает о своей «черной меланхолии». Это наблюдение подтверждается откровениями героя. Его мучает ревность, поэтому он вспоминает произведение А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и даже биографию самого поэта. В романе Пушкина главный герой пишет письмо женщине, которую когда-то отверг, и предлагает ей изменить мужу. Он не может без нее жить, а она не может быть с ним, ведь «другому отдана». По словам героя Маяковского, его положение тяжелее, ведь он уже и «горевать не в состоянии». Свою ревность он сравнивает с медведем — то того ее хватка сильна.

Ревность объединяет его не только с персонажами Пушкина, но и с самим поэтом. Известно, что «невольник чести» погиб на дуэли из-за сплетен, связавших имя его жены с именем француза Дантеса, мужа старшей сестры Натальи. Пушкин бросил вызов Дантесу, чтобы очистить репутацию семьи и положить конец слухам. Однако Маяковский, в отличие от Пушкина, не может решить свою проблему так же. Он живет во времена, когда необходимо трудиться. Недаром после рассуждений о Дантесе он говорит о том, что в «хорошо в Стране советов». Главным приоритетом героя является общественная работа, а не личные счеты.

Но не только ревность тяготит лирического героя. Он замечает, что между ним и Пушкиным некого поставить. Среди современников мало кто достоин упоминания в истории. Страна «поэтами нища». Из всех творцов Маяковский выделяет поэта-романтика С.Я. Надсона. Почему? Автор прославился не только мрачными стихами об одиночестве в духе Лермонтова, но и гражданской лирикой а-ля Некрасов. Видимо, за это Маяковский и выделил автору место в истории, правда, передвинул на «Ща», то есть поставил значительно ниже себя и Пушкина. Кроме него, Маяковский упомянул Н.А. Некрасова и отозвался о нем довольно лестно:

«Этот — нам компания — пускай стоит!».

О современниках поэт отзывается критически: «Не просчитались бы, за вас полсотни отдав» — обращается он к Пушкину. «Дорогойченко, Герасимов, Кириллов, Родов» — это советские авторы, которых объединяет одна и та же песенная манера повествования. Они тяготели к фольклору и народным традициям, подражали раннему Есенину. В их лирике можно встретить нарочито крестьянские и простонародные слова. Даже строчка «однообразный пейзаж» — это остроумная издевка Маяковского, который подметил общую тематику произведений поэтов. Все они воспевали деревенскую патриархальную Русь, рисуя ее одними и теми же неброскими красками. «Мужиковствующих свора» — так их называет автор.

Обличает он и поэта А.И. Безыменского (прототипа Ивана Бездомного в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»). Этот автор был конъюнктурщиком и подхалимом, согласно оценке многих современников. Его работы были всего лишь зарифмованными партийными аффирмациями. Именно он впоследствии станет лояльным власти поэтом, который поддержит травлю более успешных коллег. Творческие методы Безыменского были искусственны: Осип Брик в своих мемуарах писал, что Безыменский заготавливал пословицы, чтобы к ним «приписать» комедию и повторить успех «Горя от ума» Грибоедова. Маяковский поразительно верно угадал сущность Безыменского еще до того, как он сделал репрессии орудием собственного продвижения.

«Мы крепки, как спирт в полтавском штофе
Ну, а что вот Безыменский?! Так…
ничего…
морковный кофе»

А вот Н.Н. Асеев был другом и соратником Маяковского. Он принадлежал к ЛЕФу и творил в рамках футуризма. В его произведениях есть много общего с гражданской лирикой Маяковского.

Образ Пушкина также очень важен в произведении. Поэт нисходит с пьедестала, чтобы поговорить с коллегой. Но это «живой», а не хрестоматийный Пушкин. Он говорит просторечиями и дает шутливые советы. Например, в ответ на жалобы героя на одолевающую его ревность Пушкин говорит, что ему нужно поехать на юг и «сердце рифмами вымучать». Это отсылка к личному опыту Пушкина: южная ссылка автора была одним из самых плодотворных периодов его творчества.

В образе Пушкина раскрывается, прежде всего, человек, а не та фигура из учебника, биографию которой мы изучаем. Это дерзкий и свободный бунтарь, который не боялся отстаивать свои права и убеждения. Он совершил революцию, но в творчестве. Маяковский «жалеет», что его нет рядом, ведь блеклая тень истории никак не помогает настоящему идти в будущее. Если бы Пушкин был жив, Маяковский устроил бы его в ЛЕФ, дал писать агитки. В такой роли поэт реализовался бы полностью, как считает Маяковский. Однако ему пришлось бы изменить стиль, ведь «битвы революций посерьезнее «Полтавы», и любовь пограндиознее онегинской любви». В новое время работнику ЛЕФа Пушкину не пришлось бы бороться с Дантесом. Революционная комиссия задала бы ему пару таких вопросов, что француз сам бы убежал восвояси.

Мы б его спросили: — А ваши кто родители?
Чем вы занимались до 17-го года?

Владимир Владимирович выражает свое недовольство по поводу любых памятников. По мнению Маяковского, талантливых поэтов необходимо чтить при жизни, а не после их кончины. Типичного пушкиниста поэт называет «Старомозгий Плюшкин», отсылая нас к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Помещик, одержимый жадностью, вероятно, выражает маниакальность исследователей, которые выкапывают новые подробности из жизни Пушкина и скапливают огромный, покрытый пылью музейный архив. Как и дом Плюшкина, он не востребован, ведь жизнь идет вперед, а не назад. Памятники и книжки с биографиями не имеют смысла, так как автор сохраняет место в памяти людей лишь благодаря своему творчеству. Оно и есть его единственный памятник.

Темы

Основная тема смысла, содержания и предназначения поэзии занимает важнейшее место в стихотворении Маяковского «Юбилейное», посвященное 125-летию великого автора. Ведя диалог с Александром Пушкиным, одним из «отцов» русской поэзии, Маяковский делится с ним своими переживаниями и взглядами на творчество. У читателя создаётся впечатление, будто Владимир Маяковский пришёл на исповедь к Пушкину. Маяковский уверен, что гений отечественной поэзии разделяет его взгляды и понимает с полуслова. Вывод, к которому приходит Маяковский, заключается в том, что настоящее предназначение поэзии — служба народу. Муза современности занимается политической агитацией и сочиняет гражданскую лирику. И Пушкин, будь его воля в новых реалиях, тоже стал бы частью этого движения вперед.

Тематика стихотворения «Юбилейное» представлена в списке:

  • Сравнение старой и новой поэзии. Размышляя над этим, Владимир Владимирович воспринимает современную лирику как общественное явление. А вот стихотворения прошлых эпох, по его мнению, уже не соответствуют сложности времени и человеческих отношений, хоть и представляют собой фундамент всего того, что есть сейчас. «Пресволочнейшая штуковина» — именно так называет Маяковский классическую поэзию. Поэт заявляет, что предназначение литературы заключается в реальной общественной пользе. Так, автор выступает против того, чтобы она являлась одним лишь отражением внутренних переживаний конкретной личности.
  • Сопоставление личных историй двух поэтов. Маяковский, как и Пушкин, томится от ревности, но ведет себя по-другому — как подсказывает ему долг. Однако это не мешает ему высмеивать Дантеса и выражать поддержку «невольнику чести». Он явно сочувствует Пушкину.
  • Тема исторической памяти. По мнению автора, нет смысла в «пушкинизме» и культе личности поэта. Единственный необходимый памятник — это не надгробие в центре города, а творчество литератора. Оно скажет гораздо больше «Плюшкиных», которые копаются в архивах и наводят ненужный лоск.
  • Советские реалии. Автор пишет, как изменились порядки в стране. Теперь вместо дуэлянтов с проблемами разбирается революционная комиссия, которая вполне может напугать любого Дантеса. А место поэта — в кузнице революционной агитации, а не в усадьбе.

Проблемы

Проблематика произведения «Юбилейное» представлена в списке:

  • Критика коллег по цеху. Автор разносит в пух и прах многих современников, указывая на отсутствие индивидуальности и искусственность их творчества. Все они эксплуатируют образ «мужика» и фольклорные мотивы, но получается лишь лубочная картинка, лишенная уникальности и актуальности. По мнению автора, Россия «поэтами нища».
  • Одиночество. Несмотря на такое обилие поэтов, Маяковский чувствует себя одиноким и ищет возможности пообщаться хотя бы с Пушкиным. Ему действительно жаль, что Пушкина нет рядом. Ведь литераторов много, а талантов очень мало. Маяковский с трудом находит те фамилии, которые можно поставить с один ряд с его собственной.
  • Ревность. Поэта тяготит любовная неудовлетворенность. Он сопоставляет себя с Пушкиным и его героями в поисках оптимального выхода из ситуации, но не находит спасения от медвежьей хватки ревности и сплетен. Упоминание «влюбленных работников ВЦИКА» не случайно. Лиля Брик прославилась своими романами с советскими чиновниками. Об этом судачили на каждом углу. Маяковский страдал от этого.
  • Лживое искусство и подражание. Маяковский не желает принимать модную лирику такой, какой она предстаёт в общепринятом понимании. Автор утверждает, что подобная поэзия никогда не сможет найти себе места в революционной литературе, которая стремится к светлому будущему.
  • Паразитирование на славе. Маяковскому не нравится, что из поэта делают икону, а из его жизни — бульварный роман. Он клеймит позором пушкинистов, которые сделали из человека «мумию» и навели «хрестоматийный глянец».

Стихотворение «Юбилейное» богато темами и проблемами. Если Многомудрый Литрекон что-то упустил, не стесняйтесь его поправить и добавить свои мысли в комментариях.

Основная идея

В чем же заключается смысл стихотворения «Юбилейное»? В авторской оценке состояния русской поэзии. В юбилей А.С. Пушкина Маяковский подвел итоги развития литературы в 125-летний промежуток времени. Его выводы неутешительны: буквально пара новых фамилий добавилась к перечню творцов. Поэтому автор даже жалеет о том, что время разлучило его с тем, кто мог бы встать с ним вровень и внести полезный революционный вклад в новую литературу. Главная мысль произведения «Юбилейное» состоит в том, что новая роль поэзии в обществе — это революционная агитация. И каждая Муза, даже гипотетическая пушкинская, должна отринуть старые клише и окунуться в классовую борьбу за светлые идеалы.

Так, автор утверждает, что каждый стихотворец способен написать поэтические строки, которые доставят реальную пользу обществу. По мнению Маяковского, поэтическое произведение должно быть выдержано в прогрессивной стилистике и освобождено от фольклорных наслоений, культурных штампов, конъюнктурных расчетов. Владимир Владимирович предается размышлениям о литературном наследии, оставленном великими предками, и особенно выделяет тех авторов, которые посодействовали революционным изменениям в стране: Н.А. Некрасова, С.Я. Надсона, Н.Н. Асеева.

Средства художественной выразительности

Владимир Маяковский в произведении использует привычные нам тропы и средства художественной выразительности.

  1. Среди них особенно заметны метафоры («щенка в смиренном львенке», «жабры рифм топырит учащенно» и так далее).
  2. Особую выразительность стихотворение обретает благодаря различным эпитетам («легкомысленная головенка», «поэтический песок» и другие).
  3. Сравнения также присутствуют в произведении («будто бы весна», «будто бы вода»).
  4. Литературные аллюзии: «Старомозгий Плюшкин», «Из письма Онегина к Татьяне».
  5. Просторечия: «дуть винище», «с кем велите знаться», «мужик хороший», « ну-ка, дрызнь!».
  6. Окказионализмы: «однаробразный пейзаж», «мужиковствующих свора», «Старомозгий».
  7. Оксюморон: «морковный кофе».
  8. Жаргонизмы: «Великосветский шкода».
  9. Антитеза: «Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь!».
  10. Олицетворение: «В небе вон луна такая молодая, что ее без спутников и выпускать рискованно».
  11. Иносказание (поэт завуалировано написал о том, что его «послали»): «Можно убедиться, что земля поката,— сядь на собственные ягодицы и катись!».

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *