Анализ стихотворения «Есенину» (В. В. Маяковский)

Конец 19 века и начало 20 века – период, который принято называть Серебряным веком в литературе. Данное время очень щедро наградило страну творческими личностями, писателями, поэтами. Каждое имя, указанное в длинном списке лириков Серебряного века, знакомо: Ахматова, Бальмонт, Блок, Пастернак, Есенин, Маяковский… Каждый из них является безусловным героем пера, у каждого из них есть свои преимущества, а точнее особенности, отличающие их от других, есть поклонники, чья душа нашла отклик в стихотворениях конкретного автора, есть также и недоброжелатели, которые считают несправедливым включение того или иного лица в «серебряный» список. Недоумевали и сами поэты. Многие из них конфликтовали с коллегами по цеху. Широко известно поэтическое противостояние Маяковского и Есенина. Но Многомудрый Литрекон проанализировал стихотворение Владимира Владимировича, которое тот написал после смерти Сергея Есенина. По строкам этого произведения можно угадать, увидеть горечь утраты «друга», поэта…

История создания

Люди какой-то определённой среды, конкретной деятельности, тесно связанны друг с другом, имеют влияние друг на друга. Так и в литературной среде, даже лучше сказать «тем более»! Поэты, художники, люди творческих профессий – это «оголенные нервы», «оголенное сердце». Обобщая – что-то очень нежное и уязвимое. У каждого из поэтов есть свои кумиры, и есть авторы, чьё творчество не находит отклик в душе. И все эти симпатии и антипатии они выражают в своих произведениях.

Одной из частых тем для обсуждения отношений в литературной среде является тема отношений Есенина и Маяковского. Какими бы горячими не были споры двух великих поэтов, можно сказать одно — что они уважали друг друга, были пропитаны глубокой симпатией друг к другу, они были интересны друг для друга. А все эти споры, поэтические дуэли являются доказательством их положительных отношений.

Стихотворение «Есенину» написано поэтом весной 1926 года, через несколько месяцев после смерти Сергея Александровича.

«Для него не пришлось искать ни журнала, ни издателя, — его переписывали до печати, его тайком вытащили из набора и напечатали в провинциальной газете, чтения его требует сама аудитория, во время чтения слышны летающие мухи, после чтения жмут лапы, в кулуарах бесятся и восхваляют, в день выхода появилась рецензия, состоящая одновременно из ругани и комплиментов.» (В. Маяковский о стихотворении «Есенину»)

В этом же году Владимир Владимирович написал статью «Как делать стихи?», в которой подробно описал процесс работы над этим произведением, а также пояснил, почему он написал данное стихотворение. Чтобы не быть неточной, чтобы не портить личное впечатление от авторской статьи, не буду в подробностях пересказывать общедоступное. Приведу лишь ещё одну цитату из изученной работы поэта, которая описывает цель написания стихотворения «Есенину».

«…обдуманно парализовать действие последних есенинских стихов, сделать есенинский конец неинтересным, выставить вместо лёгкой красивости смерти другую красоту, так как все силы нужны рабочему человечеству для начатой революции, и оно, несмотря на тяжесть пути, на тяжёлые контрасты нэпа, требует, чтобы мы славили радость жизни, веселье труднейшего марша в коммунизм.»

Вот такие непростые мотивы вдохновили автора! Однако у поэтов было больше сходств, чем различий, если «зрить в корень». Например, угадайте, к кому обращена фраза Максима Горького:

«Какой большой талант! А хулиганит он от застенчивости.»

Жанр, направление, размер

«Наиболее действенным из последних моих стихов я считаю — «Сергею Есенину».» (В. В. Маяковский)

Жанр данного произведения — не эпиграмма точно, так как в своей статье «Как делать стихи?» Владимир Маяковский дал понять, что такой цели при написании он не имел. И даже более того! Он был крайне не доволен, когда из стихотворения «Есенину» выбирали отдельные фразы и использовали их как эпиграммы. Жанр разбираемого стихотворения можно определить как нечто среднее между одой и посланием.

Почему ода? Ода – это произведение, восславляющее что-либо или кого-либо, другими словами ода – это «поэтический памятник». Какие же особенные черты можно наблюдать в «Есенине» Маяковского? Высокопарный слог – нет, это не о «свободных» стихах Владимира Владимировича. Риторические вопросы и восклицания – да. Эти синтаксические средства выразительности довольно часто встречаются в разбираемом стихотворении и вообще во многих произведениях поэта. Яркие эпитеты и метафоры – да, необыкновенные, оттеняющие главную тему произведения тропы.

Почему послание? Стихотворение является обращением к Сергею Есенину, а также поэт выражает своё отношение к личности, к которой направлено это обращение.

Направление стихотворения «Есенину» футуристическое. И это можно безошибочно определить по единому взгляду на произведение. Оно записано нетипичным образом – лесенкой. Владимир Маяковский пояснил это в статье.

«Сделав стих, предназначенный для печати, надо учесть, как будет восприниматься напечатанное, именно как напечатанное. Надо принять во внимание среднесть читателя, надо всяческим образом приблизить читательское восприятие именно к той форме, которую хотел дать поэтической строке её делатель… Раздел строчек часто диктуется и необходимостью вбить ритм безошибочно, так как наше конденсированное экономическое построение стиха часто заставляет выкидывать промежуточные слова и слоги, и если после этих слогов не сделать остановку, часто бо́льшую, чем между строками, то ритм оборвётся. »

Стихотворение очевидно не имеет привычного силлабо–тонического строения. «Есенину» — это тоническое произведение, четырёхиктный акцентный стих. Рифма – перекрестная.

«Может быть, можно оставить незарифмованной? Нельзя. Почему? Потому что без рифмы (понимаю рифму широко) стих рассыплется. Рифма возвращает вас к предыдущей строке, заставляет вспомнить её, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держать вместе.» (В. В. Маяковский)

Композиция

Стихотворение «Есенину» содержит 19 строф, строки в которых расположены непривычным образом. Композиция закольцована, но не синтаксически, а по смыслу, то есть трагичное событие, упомянутое вначале, сменяется поэтическими недовольными рассуждениями, а затем вновь возвращается, перекликаясь со строками стихотворения Сергея Есенина.

«…В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей…» (1925 г., С. А. Есенин)

«…В этой жизни помереть не трудно.
Сделать жизнь значительно трудней…» (1926 г., В. В. Маяковский)

Стихотворение «Есенину» можно разделить на 3 крупные части, либо на 5 более подробных частей.

  1. 1 часть – первые три строфы. В них Маяковский указывает на тему произведения – смерть поэта Есенина. Данная часть очень трогательная и душевная, хотя в ней и нет «слезливых» нот. Владимир Владимирович обращается к ушедшему поэту, будто ругает его, отчитывает, приводит в чувства. «…Вижу — взрезанной рукой помешкав, Собственных костей качаете мешок».
  2. 2 часть – следующие 5 строф (4, 5, 6, 7,8 строфы). «Почему? Зачем? Недоуменье смяло…». Данные строки отражают основной смысл 2-й части. Маяковский пишет о причинах смерти, о догадках, домыслах людей, которым судьба Сергея Есенина была небезразлична, описывает их размышления, с которым сам он не согласен. «А по-моему, осуществись такая бредь, на себя бы раньше наложили руки…». Заключает данную часть четверостишие, в котором Маяковский пишет о том, что о причинах смерти можно рассуждать долго, но истину мы не узнаем, так как душа поэта – это очень сложная «конструкция», очень ранимая и уязвимая.
  3. 3 часть – это следующие 5 строф, в которых поэт пишет о различном отношении к Сергею Александровичу, о его поклонниках, о лицемерах. «Подражатели обрадовались: бис! Над собою чуть не взвод расправу учинил…».
  4. 4 часть начинается со слов «Эх, поговорить бы иначе…». Эта часть отражает отношение Владимира Владимировича к увиденному им лицемерию, отражает его негодование и готовность противостоять несправедливости. «Встать бы здесь гремящим скандалистом: — Не позволю мямлить стих и мять!..»
  5. 5 часть – заключительные 3 строфы, которые возвращают читателя к драматическому мотиву произведения.

Владимир Владимирович пишет о нелегком времени, выпавшем на долю Сергея Александровича, пишет о Есенине как о великом поэте, чье «слово – полководец человечьей силы».

Последняя строфа отражает отношение Маяковского к Есенину, его признание и уважение к нему, восхищение тем, что Сергею Александровичу удалось «вырвать радость у грядущих дней».

Владимир Владимирович переделывает последние строки есениновского стихотворения, перефразирует их, чтобы читатель смог взглянуть на описываемые обстоятельства со стороны Маяковского, сравнить два различных взгляда великих поэтов одного периода.

Образы и символы

Лирическим героем является автор – друг, который обращается к поэту, ушедшему из жизни, но обращается к нему как к живому, отчитывая его, «приводя в чувства».

Основным образом является образ Сергея Есенина. Он предстает перед читателем в «разном свете». Сначала Маяковский обличает его слабость, пристрастие к алкоголю, затем пишет о тонкости его души, пишет о его удивительных способностях «загибать, что другие не умели», далее упоминает о слухах, предположениях о смерти, которые добавляют в описываемый образ некой уязвимости и беззащитности. Но потом, когда сам Маяковский «противостоит» «напастям», ранее описанный образ превращается во что-то уникальное, великое, образ «очищается», Есенин – это поэт, достойный вечной славы.

Также нельзя не обратить внимание на интересное образное представление поэтом скорби оплакивающих.

«Ваше имя в платочки рассоплено,
Ваше слово слюнявит Собинов…»

Маяковский удивительно, очень умело создавал авторские слова, которые подчеркивали основную тему произведения, оттеняли его характер, дабы не создать двойственность восприятия.

В стихотворении Владимир Владимирович упоминает несколько имен, которые являются второстепенными образами произведения: поэта И. И. Доронина («Вы бы в день писали строк по сто, утомительно и длинно, как Доронин.»), певца Л. В. Собинова («…ваше слово слюнявит Собинов…»), литературоведа П. С. Когана («…чтобы врассыпную разбежался Коган, встреченных увеча пиками усов.»).

Особые символы в стихотворении «Есенину» не встречаются, но можно предположить, что «выбор» материалов для памятника не случаен. Гранит является символом долголетия, долговечности, он олицетворяет силу духа, а бронза по своим свойствам очень прочная, но легко плавится. Позволительно провести параллель между символичным значением материалов и поэтом Есениным. Сергей Александрович был очень упорным, целеустремленным, сильный духом, но, как и у всех людей, у него были свои слабости… Творческое наследие, которое он оставил, несомненно, является ценным материалом, подарком всему человечеству.

Тема, проблема, настроение

Основная тема стихотворения «Есенину» – смерть поэта.

«…Конец Есенина огорчил, огорчил обыкновенно, по-человечески…Я узнал об этом ночью, огорчение, должно быть, так бы и осталось огорчением, должно быть, и подрассеялось бы к утру, но утром газеты принесли предсмертные строки:

«В этой жизни умирать не ново
Но и жить, конечно, не новей.»

После этих строк смерть Есенина стала литературным фактом…» (В. В. Маяковский)

Проблем в данном стихотворении затронуто много: лицемерие, бессмысленные домыслы по поводу внезапной кончины, «мудрые» предложения иного развития событий («если бы…»), влияние алкоголя на личность, а также сила пера, сила творчества.

Настроение стихотворения «Есенину» совсем не печальное, хотя темой и является трагичное событие. Оно «дружеское». Что это значит?

Маяковский негодует по поводу ухода «великого поэта», по поводу есениновской слабости, которая у него в конце жизни проявлялась всё в большей степени, он негодует по поводу несправедливого отношения, «наигранности», по поводу того, что даже после смерти не уделили должного внимания человеку, великому поэту. Все эти чувства, выраженные в столь страстной форме, могут говорить лишь о дружеском, теплом отношении Маяковского к Есенину. Именно такое настроение и несет стихотворение.

Основная идея

Смысл стихотворения «Есенину» заключается в опротестовании пессимизма позднего творчества Есенина: «С этим стихом можно и надо бороться стихом, и только стихом.» (В. В. Маяковский о последнем стихотворении С. А. Есенина). Маяковский хотел доказать, что в суровые времена поэты должны выбирать трудную жизнь, а не легкую смерть, ведь народ нуждается в их напутствии, в их силе, в их любви. У произведения цель идеологическая.

«…обдуманно парализовать действие последних есенинских стихов, сделать есенинский конец неинтересным, выставить вместо лёгкой красивости смерти другую красоту, так как все силы нужны рабочему человечеству для начатой революции, и оно, несмотря на тяжесть пути, на тяжёлые контрасты нэпа, требует, чтобы мы славили радость жизни, веселье труднейшего марша в коммунизм.»

Владимир Владимирович Маяковский сформулировал и описал в своей статье цель создания данного произведения, то есть идею, ответ на все выше перечисленные вопросы.

Также считаю, что идеей можно назвать и некоторые строки.

«Это время — трудновато для пера,
но скажите вы, калеки и калекши,
где, когда, какой великий выбирал
путь, чтобы протоптанней и легше?»

В этой жизни помереть не трудно.
Сделать жизнь значительно трудней.»

Данные четверостишия очень вдохновляющие, хоть автор и пишет о трудностях. Эти строки говорят, что не нужно забывать о радости, не нужно опускать руки, нужно стремиться к лучшему, быть сильным! Только человек может преодолеть себя и прогнуть неподатливый мир под свое представление о нем. И эта миссия — для сильных и великих. Одним из них был Есенин, который не смог донести свою ношу до конца.

Средства выразительности

Анализ стихотворения «Есенину» по плану завершается списком тропов:

  1. Эпитеты: «взрезанной рукой», «собственных костей», «тяжело и неуместно разводить мистерии», «звонкий забулдыга», «тупые рифмы», «берёзкой дохлой», «трехпалый свист», «бездарнейшая погонь», «старым дням», «планета наша», «грядущие дни».
  2. Метафора: «в звезды врезываясь», «собственных костей мешок», «щёки заливал смертельный мел», «недоуменье смяло», «жажду заливает», «стали б содержаньем одаренней», «писали утомительно и длинно», «язык в зубах затворится», «стихов заупокойный лом», «рифмы загонять колом», «решетки памяти», «посвящений и воспоминаний дрянь», «имя в платочки рассоплено», «слово слюнявит», «гремящий скандалист», «мять стих», «оглушить свистом», «разгоняя темь пиджачных парусов», «врассыпную разбежался Коган», «увеча пиками усов», «время трудновато для пера», «слово – полководец человечьей силы», «время сзади ядрами рвалось», «к старым дням ветром относило», «путаницу волос», «планета мало оборудована», «вырвать радость у дней».
  3. Синекдоха: «класс – он тоже выпить не дурак».
  4. Сравнение: «писали…, как Доронин».
  5. Аллегория: «мир иной».
  6. Гипербола: «такое загибать умели, что другой на свете не умел», «в день писали строк по сто», «чуть не взвод расправу учинил».
  7. Диалектизм: «мистерии».
  8. Книжное слово: «языкотворец».
  9. Историзмы: «подмастерье».
  10. Просторечие: «помешкав», «бредь».
  11. Разговорная лексика: «бормочу», «такое загибать умели», «то… да сё…», «дескать», «жажду заливает», «выпить не дурак», «забулдыга», «дрянь», «темь», «легше».
  12. Устаревшее слово: «премного», «погань».
  13. Авторское слово: «напостов» (писатели журнала «На литературном посту»), «рассоплено», «калекши».
  14. Фразеологизм: «руки наложить».
  15. В произведении изменен привычный порядок слов – инверсия.
  16. Прямая речь: «Ни слова, о дру-уг мой, ни вздо-о-о-о-ха.».
  17. Эллипсис: «в горле комом — не смешок», «дела много – только поспевать», «переделав – можно воспевать».
  18. Лексический повтор: «В горле горле комом…».
  19. Риторический вопрос: «Вы в своём уме?», «Почему? Зачем?», «Почему же увеличивать число самоубийств?», «разве так поэта надо бы почтить?», «где он, бронзы звон или гранита грань?», «где, когда какой великий выбирал…?».
  20. 20)Риторическое восклицание: «Прекратите! Бросьте!», «Лучше увеличь изготовление чернил!», «Не позволю мямлить стих и мять!».
  21. Риторическое обращение: «но скажите вы, калеки и калекши».
  22. Аллитерация: «бронзы звон», «гранита грань», «слово слюнявит Собинов».
  23. Парадокс: «В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней.».

Автор: Кристина Асаулова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *