Анализ произведения «Скворцы» (А.И. Куприн)

Александр Иванович Куприн очень любил русскую природу, отлично был осведомлен о повадках животных, с которыми ему не раз приходилось работать на своем веку, пока он менял профессии и искал «свой угол». У него даже имелись прекрасные навыки дрессировщика и ветеринара. Именно это и отразилось на его рассказе «Скворцы», о котором Вам хочет предложить анализ по плану Многомудрый Литрекон.

История создания 

История написания «Скворцов» крайне туманна, известно лишь то, что написан рассказ в 1917 году.

Из этого мы приходим к заключению, что в это время Александр Иванович находился, скорее всего, в Гатчине. Лишенный суеты Москвы и многолюдности Санкт-Петербурга, небольшой город, близ той самой болотистой местности, на которой Петр основал новую столицу, позволял тонко прочувствовать природу и наблюдать этих удивительных птиц. 

Жанр, направление

Куприн писал, преимущественно, в направлении реализм, который стремится к правдивому изображению действительности в её типичных чертах. В этой работе автор приводит множество информации о повадках, особенностях, образе жизни птиц, что позволяет нам отнести её к этому направлению.

Произведение «Скворцы» занимает всего несколько страниц, по этому критерию мы можем отнести его к жанру рассказ. Также, несмотря на направление, в нем есть не только фактический материал, но и чувственный: переживания, эмоции и впечатления. Поэтому мы относим его к эпическому жанру малой формы. 

Смысл названия

Почему произведение «Скворцы» так называется? Оно названо в честь певчих птиц, населяющих довольно большую территорию, в том числе и Европу. В северной и восточной её части являются перелетными, мигрируя в зимние месяцы на юг. Внешне слегка напоминают дроздов, но по земле скворцы ходят, а не прыгают. 

Никакой загадки и метафоры в названии не содержится. Автор назвал свою работу «Скворцы», потому что она от начала и до конца о скворцах – их перелетах, обживании знакомых мест, заведении птенцов, их взрослении и возвращении на юга. 

Композиция

Произведение «Скворцы» начинается с ранней весны, люди ждут, они знают, вот-вот прилетят скворцы. Ведь это так волнительно: эти маленькие черные птички являются первым знаком, что весна, наконец, наступила. 

Повествование до завязки тянется долго, мы будто бы вместе со скворцами переживаем долгий, полный опасностей и препятствий, перелет с юга, обратно, домой, где они впервые увидели солнечный свет. Но мы дождались.

После мы наблюдаем, как главные герои выгоняют из своих жилищ чужаков-воробьев, обустраивают жилище, кормятся. Скворцы заводят долгожданных птенцов, и вот тут мы подходим к кульминации. Этих самых деток нужно не только кормить, но ещё защищать от множества врагов с варварскими характерами. Мы читаем и четко себе представляем описанную Александром Ивановичем картину погони за тремя галками, что пугливо и довольно неуклюже пытаются скрыться от своих умных и ловких преследователей. 

Не успевает читатель и моргнуть глазом, как птенцы уже выросли и учатся летать, изредка навещая старые гнезда в скворечниках. Им не до этого: им учиться надо, чтобы пережить выпускной экзамен – перелет на юг. На развязке композиция рассказа «Скворцы» резко прерывается – скворцы улетели.

Суть: о чем рассказ?

Рассказ Александр Иванович начинает с описания природы в весенний период. Лирический герой и все люди, его окружающие, ждут появления своих «старых знакомых». 

Так как зимой скворцы находятся в южной части Европы, в Малой Азии и в северной части Африки, им необходимо преодолеть довольно тяжелый путь, где они когда-то проклюнулись на свет. Но так приказывает природа, так что Куприну остается только описать этот нелегкий путь, этот подвиг, что они совершают каждый год, и призвать уважать его.

Для автора скворцы – желанные гости, он любуется ими, удивляется их грациозному, и в то же время смелому поведению. В его описаниях сквозят отеческая гордость и забота. 

После преодоления всех трудностей миграции, скворцов ждет не меньше работы, хоть уже и менее опасной. Они вьют гнезда, самки высиживают потомство, после появления небольшого кладки из примерно пяти яиц и из вылупления, они охраняют выводок, таким образом наблюдатели видят в скворцах образцовых родителей. 

Лирический герой советует устраивать наблюдение за ними рано утром, когда первые лучи солнца только стали освещать сонную землю, а главное – заглядывать в скворечники, что всегда повернуты на восток. 

Отношение этих птиц к людям напрямую зависит от человека, хоть писатель в самом начале и говорит, что мы – «вечные враги» скворцов. Завоевать доверие их — задача очень непростая, но в общем и целом вполне выполнимая, если знать к ним подход и не предавать их доверия, даже через год, после своего возвращения, они возобновят с Вами теплую дружбу.

Главные герои и их характеристика

Героев как таковых, в «Скворцах» нет, но тех, что смог выделить, Многомудрый Литрекон отразил в таблице:

Герои рассказа «Скворцы» Характеристика героев
Скворцы Они – старые знакомые, милые, веселые, общительные, «первые радостные вестники весны», умнее воробьев, им удается их перехитрить. Скворцы подстрекают воробьиные бои между собой. Они уничтожают огромное кол-во вредных насекомых, постоянно находятся в движении, «походка его очень быстра и чуть-чуть неуклюжа, с перевалочкой с боку на бок», «черная спинка его отливает на солнце металлическим зеленым или фиолетовым цветом, грудь в бурых крапинках.  и столько в нем во время этого промысла чего-то делового, суетливого и забавного…», у них хорошая память, они наблюдательны и умеют быть благодарными, в их пении содержатся копии других звуков. Птенцы крайне прожорливы, а их ответственные родители – работяги и хорошие товарищи для других скворцов. Когда гнали галок, скворцы: «подобны каким-то сверкающим, прозрачным веретенам, мелькавшим в воздухе»
Воробьи «юркий, плут, воришка, забияка, драчун, сплетник и первейший нахал», от робости или легкомыслия теряют места в скворечниках, «ветреная, пустая, несерьезная птица», гордые и импульсивные.
Хищники  кошки, длинноклювые вороны, галки: «казались трусливыми, неуклюжими, грубыми и беспомощными в своем тяжелом лете».
Люди «вечный враг» скворцов, но моряк, например, никогда не обидит эту птицу, а лирический герой и его соседи чинили, делали новые скворечники, он умеет найти подход к птицам и завоевать их доверие 

Темы

Тематика рассказа «Скворцы» очень необычна для своего времени, что на контрасте и выделяет его из всех других:

  1. Тема взаимодействия человека с природой – Александр Иванович, очевидно, находился в среде, которая уважает окружающий их мир и его обитателей. Помощь в поиске жилья и пропитания является естественной для этого общества. К тому же Куприн выказывает уважение морякам, которые никогда не обидят скворца, севшего на корабль по время перелета и попавшего в шторм. И, конечно же, он осуждает охотников, палящих по уставшим в путешествии птицам, и тех, кто обманывает их доверие. 
  2. Тема работы в команде – в произведении неизменно скворец сравнивается с другими птицами, акцентируя тем самым внимание на том, что, умея содействовать друг другу, они выигрывают как у наглых воробьев, так и у многих хищников. Крыло товарища помогает не только выживать, но чувствовать себя вполне комфортно.
  3. Тема любви – как бы это ни было удивительно, такая тема в работе тоже есть. Пока вся страна охвачена революцией, насилием, попытками выжить, автор выносит в свет «Скворцов». Он, как и многие, призывает к миру через любовь. И делает это не традиционным способом – не через любовь мужчины к женщине или наоборот, а через любовь к миру, к животным, к потомкам, к друзьям и товарищам, к родине. 

Проблемы

Также у рассказа «Скворцы» глубокая нравственная проблематика: 

  1. Жестокое отношение людей к своим братьям меньшим. Как уже говорилось выше, некоторые охотники не брезгуют трусливым и бесчестным способом: стрелять скворцов, что слишком измучены миграцией, чтобы вовремя уйти от смертельного выстрела. 
  2. Глупость и неумение скооперировать свои действия других птиц. Воробьям не только не приходит в голову работать вместе, чтобы оставить за собой скворечник, но они ещё и после его потери борются друг с другом. Галки в сравнении с главными героями вообще выглядят неуклюже и трусливо, не говоря уже о воронах, которые не могут достать гнезда, потому что скворцы строят их слишком глубоко. 
  3. Тоска по родине. Несмотря на то, что каждый год скворцы улетают зимовать на юга, они также каждый год возвращаются. Инстинкт по какой-то причине всегда гонит их к знакомым местам, где они когда-то делали свои первые взмахи крыльями. 

Основная идея 

Главная мысль рассказа «Скворцы» заключается в том, что каждое создание на Земле по-своему прекрасно. У каждого животного свои привычки, свои особенности поведения. И каждое из них заслуживает любви, заботы и защиты от нас, тех, кто сильнее.

Смысл рассказа «Скворцы» кроется не в отдельных строчках или абзацах, а во всем произведении целиком, в суммах его тем и проблем. Каждое отдельное существо делает нашу планету прекрасной. Делает нашу планету такой, какая она есть. 

Чему учит?

Какие нравственные уроки нам преподают «Скворцы»? О чем заставляют задуматься? Все это Многомудрый Литрекон перечислил ниже:

  1. Во-первых, беречь и любить природу. Её растения, её животных, её смены сезонов и погоду. Не разрушать скворечники, не ранить представителей фауны и уж тем более не оскорблять их достоинства, помогать братьям меньшим после тяжелых ураганов и гроз. Куприн говорит, что даже птица намного мудрее, чем человек. Какими знаниями тогда обладает сама Мать Природа?
  2. Во-вторых, уметь заботиться о животных, сострадать им. Автор очень долго и красочно описывает те перелеты, что совершают дважды в год скворцы, и все в этих описаниях, от расстояния до трудностей на пути, взывает к душе человека, способной по определению к эмпатии. Из чего мы делаем вывод: произведение учит нас этому с особым усердием. 
  3. В-третьих, уметь дружить, поддерживать, работать в команде. Все произведение скворцов мы видим как надежных товарищей: они помогают друг другу в полете, вместе отвоевывают хитростью и острым умом свои законные дома, они вместе защищают потомство. Работа Куприна содержит мораль: делать все сообща намного легче, чем поодиночке. 

Критика 

Критикой непосредственно «Скворцы» были обделены, и кажется в наши дни, что были незаслуженно проигнорированы как современниками, так и многими поколениями после. Но можно вспомнить, как описывали художественные особенности писателя в связи с другими его произведениями:

«…Меняются литературные течения, ветшают формы… но простота, глубина и ясность, которыми дышат все художественные страницы Куприна, давно поставили его за пределы капризной моды и отвели ему прочное, излюбленное место в сознании… читателей.» — писал Саша Черный в своей статье «Тридцать пять лет».

«Куприн часто небрежничает. Иногда он торопится и комкает, не щадя даже лучших своих вещей» — Измайлов А.А. «Литературный Олимп. Лев Толстой, Чехов, Андреев, Куприн… Характеристики, встречи, портреты, автографы», 1911 г. (дальше – цитаты из него же). Если вспомнить начало рассказа и его середину, мы, действительно, можем ощутить, что чего-то не хватает. Как будто бы, Александр Иванович на самом деле немного «скомкал» ровное, словно белый лист бумаги, повествование. 

«Нечто от… черноземной, здоровой силы наших старых богатырей — от природы лежит в натуре Куприна и создает его стихию. <…> Если бы нужно было одним словом определить стихию Куприна, отметить… его сущность, я бы сказал, что это писатель-жизнелюб. Чудесный восторг перед жизнью, безумная жажда ее, восторженная влюбленность. <…> Это не любовь к природе, а какая-то буйная влюбленность, какой-то страстный экстаз перед природой…» — все это, что так точно отмечает Измайлов, мы тоже можем наблюдать в этом произведении. Яркая, именно что буйная, любовь к жизни, к окружающему его миру, к маленькой перелетной птичке, отличает Куприна от других писателей. 

Автор: Василиса Шатыбелко

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector