Анализ стихотворения «Размышления у парадного подъезда» (Н.А. Некрасов)
Николай Алексеевич Некрасов навсегда вошёл в историю отечественной литературы как известный поэт девятнадцатого столетия. За свой творческий путь Некрасов создал немало лирических произведений. Одним из них является стихотворение под названием «Размышления у парадного подъезда». Интересно, что Николай Алексеевич написал его всего за считанные часы. В его основу поэт вложил свои собственные впечатления от увиденных событий. Многомудрый Литрекон предлагает к ознакомлению подробный анализ стихотворения «Размышления у парадного подъезда» по плану.
Содержание:
История создания
Об истории создания анализируемого стихотворения однажды рассказала муза поэта, её звали Авдотья Панаева. Осенью 1858 года Некрасов из окна долго наблюдал картину, как к парадному подъезду зажиточного дома пришло множество просителей. Однако люди не могли пройти из-за того, что их палками отгоняли дворник и городовой.
Увиденная картина произвела на поэта сильное впечатление. Николай Алексеевич немедленно сел за стол и приступил к написанию жанровой зарисовки, в которой отразились крестьянские образы, увиденные поэтом вживую. Впечатления автора дополнились едкой сатирой. Прошло немного времени, и стихотворение «Размышления у парадного подъезда» было готово.
Не секрет, что поэт был неравнодушен к жизни простого русского народа. Своим произведением Некрасов желал положить начало кардинальным изменениям в стране и заставить людей задуматься о том, почему честные труженики подвергаются дискриминации в стране, которую кормят?
Жанр, размер
Очень сложно отнести произведение к конкретному жанру, ведь оно объединяет в себе признаки нескольких из них.
- Так, особенно выраженным в произведении являются черты элегии. Главный герой впадает в печальные раздумья от увиденного.
- Можно было отнести текст к жанру поэмы, так как в центре нашего внимания настоящая сюжетная линия.
- Можно заметить также и черты песни. Читатель замечает песенные мотивы в финальной части произведения.
Помимо этого, в стихотворении автор отобразил признаки сатирического обличения. Об этом свидетельствует описание образа жизни «владельца роскошных палат».
Произведение Николая Некрасова представляет собой яркий образец гражданской лирики, ведь главный герой делится с читателем своим личным мнением по поводу происходящих событий. Направление творчества Н.А. Некрасова — критический реализм. Автор критически оценивает реалии жизни, но ничуть их не искажает.
Литературный размер произведения «Размышления у парадного подъезда» — разностопный анапест. В стихотворении поэт применил три вида рифмы, а именно смежную, кольцевую и перекрестную.
Композиция
В стихотворении Некрасова можно заметить три смысловые части, каждая из которых отражает определённую проблему. При этом все части объединены общим смыслом.
- Первую часть представляет эпизод, когда множество обычных русских людей стремятся попасть к «парадному подъезду». Простой народ рассчитывает на поддержку и милость могущественного вельможи. Однако многим людям не суждено дождаться такой помощи, ведь их безжалостно отгоняют лакеи.
- В следующей части Николай Алексеевич рассказывает о вельможе, который погружен в сладкий сон, пока люди стоят у подъезда в ожидании помощи.
- В третьей части поэт погружается в размышления. Он утверждает, что происходящее у подъезда не является единичным случаем. Как заявляет автор, это типичная ситуация для страны.
Краткий пересказ поэмы доступен по ссылке.
Образы и символы
Образ парадного подъезда является главным в произведении. Именно этот образ символизирует двойственную природу России: разодетые вельможи приходят сюда на праздник и получают отличный прием, а бедняки удостаиваются только брани и пинков. У подъезда все время собирается множество просителей, которые надеются на понимание и помощь. Однако чиновнику совершенно нет дела до людских бед, он «не любит черни», то есть даже смотреть не желает на крестьян. Его прямые обязанности не выполняются, зато праздные гуляки всегда найдут радушие и гостеприимство у такого хозяина. Таким образом, есть две России: убогая и трудовая, которая обеспечивает роскошь вельмож, и сами сильные мира сего, которые ведут паразитический образ жизни и даже не уважают крестьян. Одних внутрь пускают, других гонят прочь. Одна Россия не хочет соприкасаться с другой и просто ее игнорирует.
Важным в стихотворении является образ лирического героя. Читатель наблюдает за изменчивым эмоциональным состоянием рассказчика, который отличается наблюдательностью, отзывчивостью и язвительностью. Он обвиняет эгоистичного вельможу в его бесцельном существовании. Затем лирический герой выражает искреннее сочувствие несчастным просителям. Он зол по отношению к чиновнику, но добр к крестьянам, которые не имеют другого заступника.
Достоин внимания образ деревенских мужиков, который является собирательным. В данном образе Некрасов показал тяжёлое положение простого русского народа, которому не понаслышке знаком непосильный труд. Циничные холуи чиновника с презрением относятся к простому крестьянскому народу, а ведь он представляет собой опору нашей страны. Описание облика крестьян дает исчерпывающее представление об их образе жизни: они подавлены нищетой и бесправием:
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых
(Знать, брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний).
Люди не смогли найти помощи в своей губернии, что характерно для тех времен. Чиновники не займут сторону «черни», ведь кровно заинтересованы в произволе, на который жалуются крестьяне. В столице же до их проблем дела никому нет. Но автор отмечает, что именно трудовой народ является источником богатства России, хотя и стонет под ярмом господ. В финале поэт вопрошает, что будет с этим подавленным, но таким талантливым народом: он проснется и восстанет или духовно падет?
Швейцар — холуй чиновника, который по положению не выше крестьян, но мнит себя вершителем судеб. Он эгоистичен и думает только о том, как угодить начальству. Добровольное рабство вызывает у читателя омерзение.
Образ вельможи описан мрачно. Это ленивый и праздно живущий человек, который спит днем, потому что очень занят ночью. Все его время уходит на порочные развлечения, для работы сил не остается. Он осознает свою роль, поэтому не любит даже смотреть на чернь. Она напоминает ему об обязанностях, которыми он пренебрегает:
Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
Волокитство, обжорство, игру,
Пробудись! Есть еще наслаждение:
Вороти их! в тебе их спасение!
Будущее такого «счастливца» — такое же лицемерное существование, как и настоящее. Он умрет героем, ему дадут звания и ордена, но он все равно «втихомолку проклятый отчизною». Даже родня ждет смерти его с нетерпением, чтобы присвоить богатства. И свою старость он встретит даже не в России, которую якобы так любит, а в Италии, где будет проедать даром доставшиеся деньги.
Символичным является образ Волги. Николай Алексеевич сопоставляет страдания крестьян с разливающимися волнами русской реки. Волга символизирует глубокое уныние русского народа, а также всю масштабность крестьянского горя.
Темы, проблемы, настроение
Центральное место в произведении занимает основная тема трагической судьбы русских крестьян. Им приходится обращаться за помощью к циничным вельможам и уходить ни с чем. Тематика стихотворения «Размышления у парадного подъезда» представлена в списке:
- Противопоставление мира богатых и бедных. Автор описал образ жизни вельможи и сопоставил его с горьким уделом крестьян. Пока один спит, ленится, развратничает, сорит деньгами, тысячи других работают до кровавых мозолей и ходят в худом армяке.
- Будущее России. Автор говорит о завтрашнем дне, описывая судьбу вельможи (смерть на чужбине и триумф родных) и гадая о судьбе простых людей (проснутся они или духовно угаснут окончательно). Хочется верить в то, что крестьяне поднимутся против произвола, но финал открыт, читатель не видит выхода из сложившейся ситуации.
- Значение народа в жизни страны. Поэт напоминает о том, что именно крестьяне — труженики и сеятели, именно они достойны уважения, а не паразиты, которые лишь делают вид, что работают.
Проблематика стихотворения «Размышления у парадного подъезда» не менее серьезная:
- Основная проблема — бесправие народа. Люди не могут получить элементарной помощи и идут за ней пешком столько, что даже лапти прохудились. Это говорит о полной социальной незащищенности большинства граждан.
- Социальная несправедливость пронизывает все стихотворение. Автор противопоставляет пустую и праздную жизнь вельможи горькой участи трудового человека. Один получает все, а второй — ничего, однако всем очевидно, что сеятель в условиях аграрной экономики куда полезнее бюрократа, который спит на рабочем месте.
- Нищета и страдания крестьян. Где бы ни был русский народ, он стонет под гнетом чиновничьего произвола. Автор перечисляет все те места, где видит лишь горе и слышит лишь стон. Увы, это вся Россия простонародья. Интенсивность ее страданий выражена сопоставлением с Волгой — самой длинной рекой России.
- Добровольное рабство. Поэт возмущается тем, что простой народ смирился со своей горькой судьбой и не пытается что-то исправить. В своём произведении Николай Алексеевич призывает крестьян к сопротивлению против произвола со стороны помещиков.
- Лицемерие. Вся жизнь вельмож проникнута двойными стандартами: на словах они — герои и подвижники, а на деле Отечество их прокляло за бездеятельность, произвол и паразитизм. Даже родня ждет смерти чиновника с нетерпением, потому что жаждет разделить богатство покойного.
Настроение стихотворения «Размышления у парадного подъезда» печальное: автор подмечает порочность существующего строя и дает лишь тень надежды на то, что народ проснется и одумается.
Основная идея
Главная мысль стихотворения «Размышления у парадного подъезда» заключается в двойственности русского мира: одним парадный подъезд устилают ковровой дорожкой лакеям, другим достаются лишь удары и упреки. Поведение швейцара — лакмусовая бумажка общества. Он делит людей на «чернь» и «господ». И это деление определяет значимость человека в социуме: либо все, либо ничего. Народу уготованы страдания и бесправие, а вельможам — почет и все блага. Самое печальное, что простые люди вроде швейцара за три копейки продают совесть и защищают порочный круг, где им нет места.
Смысл стихотворения «Размышления у парадного подъезда» состоит не только в осуждении чиновников, но и в критике крестьян. В финале поэт задается вопросом:
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил, —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..
В произведении Некрасов показал обычных тружеников, которые не способны восстать против эгоистичных вельмож. Им не под силу восстановить социальное равенство. К сожалению, простой люд сильно зависит от воли вышестоящих. Крестьяне не готовы предпринять необходимые усилия ради собственного спасения. Поэт заявляет о необходимости скорейших перемен в обществе для восстановления социальной справедливости.
Средства художественной выразительности
Для того чтобы раскрыть основную мысль произведения и отобразить серьёзную проблему, возникшую в стране, Некрасов использует различные тропы.
- Большое значение в стихотворении имеют эпитеты («загорелые лица», «пышный подъезд», «заветные двери» и так далее).
- Читатель замечает метонимию («город, одержимый холопским недугом»).
- Раскрытию тематики произведения способствуют метафоры (например, «не страшат тебя громы небесные, а земные ты держишь в руках»).
- Олицетворение: «Волга! Волга!.. Весной многоводной Ты не так заливаешь поля».
- Сатира: город «одержимый холопским недугом»;
- Архаизм: «Армячишка худой на плечах»;
- Автор использует много восклицательных предложений, прямую речь и риторические вопросы, чтобы усилить драматизм повествования.
Средства выразительности помогли автору в полной мере продемонстрировать непростую ситуацию, которая сложилась в те далёкие времена. Своим произведением Николай Алексеевич старался подтолкнуть крестьян к борьбе за собственное благополучие.
Автор: Виктория Комарова