Анализ стихотворения «Кинжал» (В.Я. Брюсов)

Валерий Яковлевич Брюсов вошёл в историю отечественной литературы как основоположник символизма. Одним из самых известных его произведений является стихотворение под названием «Кинжал». Текст представляет собой литературную отсылку к стихотворению Александра Пушкина «Кинжал», а также стихотворению Лермонтова «Поэт». Подробный анализ стихотворения Брюсова по плану позволит читателю понять его главную мысль и изменение в парадигме мышления творческих людей нового века.

История создания 

Работу над созданием своего произведения Валерий Брюсов завершил в 1903 году, когда вышел его знаменитый сборник «Urbi et Orbi». В творчестве поэта в это время наступил переломный период. Валерий Яковлевич начинает отдаляться от символистов. Его творения постепенно стали приобретать гражданскую тематику. Доказательством этого служит произведение «Кинжал». Интерес к реальной жизни и ее проблемам все больше увлекает поэта. Стихотворение напечатали спустя год после его написания в журнале «Новый мир». 

В данном произведении Брюсов выражает свое собственное мнение по поводу призвания поэта. Автор утверждает, что творческие люди могут обнажить «кинжал» лишь в том случае, если аудитория сама захочет больших перемен. Исторический контекст объясняет настроения Брюсова. В столице царили революционные настроения, предчувствие коренных изменений. Люди ждали очищения и освобождения новых реформ. Общие тенденции вылились в революцию 1905 года, когда буржуазия и интеллигенция, наконец, настояли на некоторых ограничениях произвола монархии и социально важных законах. Брюсов, как и многие творческие люди того периода, приветствовали перемены.

Жанр, размер 

Произведение «Кинжал» относится к жанру оды и представляет собой поэтический монолог. Брюсов написал его в духе гражданской лирики. Всё стихотворение пронизано особым торжественным звучанием. Также можно встретить немало слов высокого стиля. 

Создавая свое стихотворение, Валерий Брюсов использовал четырехстопный и шестистопный ямб. 

Направление творчества Брюсова (формально — течение) — символизм. В данном примере лирическое повествование также сконцентрировано вокруг образа-символа. Однако некоторые литературоведы относят текст к направлению неоклассицизма. Автор обратился к жанру оды, который характерен для былой эпохи. Также он использует возвышенный одический стиль и много устаревших, высокопарных, выспренних слов, говоря о высоких гражданских добродетелях поэта. Посыл тоже классический: герой делает выбор в пользу долга и посвящает себя народу.

Композиция 

Произведение «Кинжал» имеет линейную композицию, состоит из пяти строф. Основную мысль стихотворения Брюсов развивает постепенно. 

  1. В первой строфе Валерий Яковлевич заявляет, что поэту необходимо быть с народом в период борьбы. 
  2. В следующей части Брюсов утверждает, что когда люди лишены сил и дерзости, творческий человек должен уйти в поэтические эмпирии. 
  3. Несмотря на все стремление к переменам, поэту необходимо беречь силы, пока народ сам не захочет серьёзной борьбы. В этот момент поэт сможет помочь людям своим разящим словом. Именно на такой мысли автор завершает свое произведение. 

Образы и символы

Образ поэта — центральный в стихотворении «Кинжал». Монолог главного героя приобретает форму своеобразной декларации. Автор в своём произведении рассуждает о призвании поэта в обществе. Когда поэт может поддержать народ благодаря своим творениям? Этим вопросом задаётся Брюсов в стихотворении. «Песня с бурей — вечно сестры» — отвечает он. Когда людей захлестывает эпоха перемен, поэт становится их глашатаем. Его миссия — быть с людьми «затем, что я поэт, затем, что молнии сверкали». Но если народ не нуждается в изменениях, издает лишь «робкие призывы», герой не собирается откликаться и форсировать события. Он придет только тогда, когда все будут готовы к переменам. Иначе в его действиях не будет смысла.

Образ кинжала также является важным в стихотворении. Об этом можно уже догадаться из его названия. Кинжал выступает в роли символа острого поэтического слова, которое способно подтолкнуть людей к решительным действиям. «Кровавый молний свет, как прежде, пробежал по этой верной стали» — так поэт объясняет феномен поэзии, которая наиболее остро отражает действительность. Он «отточенный и острый», «блещет в глаза», то есть ослепляет людей истиной, которая вынуждает предпринять решительные действия.

Народ в стихотворении изображен в двух состояниях: пассивном и активном. Первое, когда «все под ярмом клонили молча выи», объясняет бездействие поэта. Он не хочет навязывать людям свою волю к свободе. Но когда они сами все поняли и собрались для решающего рывка, поэт готов присоединиться к ним. «Едва раскинулись огнистые знамена», он уже вторит звукам грозы.

Темы, проблемы, настроение

Тема предназначения поэзии и роли поэта в обществе является главной в произведении Брюсова «Кинжал». Автор утверждает, что поэт не в силах что-то изменить, пока народ сам не захочет больших перемен и не наберётся смелости совершить решительные поступки. Валерий Яковлевич заявляет, что, как только у народа появится желание выйти за борьбу за свое светлое будущее, то поэт должен поддержать его решительным словом. По мнению автора, в такой трудный момент поэт не должен оставаться в стороне. 

Тематика и проблематика стихотворения «Кинжал» представлена в перечне:

  1. Ненависть к строю. Поэту не нравится существующая действительность, он бежит от нее в край молчания. «Как ненавидел я всей этой жизни строй, позорно-мелочный, неправый, некрасивый» — пишет он. Однако это не дает ему права решать за всех, что делать. Он ждет общего мнения.
  2. Время перемен. «Кровавый молний свет, как прежде, пробежал по этой верной стали» — эта фраза указывает на неблагополучную и смутную пору, когда происходят решительные сдвиги. Важно быть готовым к борьбе и лишениям, без них ничего не изменится.
  3. Суть поэзии. Автор сравнивает стихотворения с острым лезвием. Искусство поражает людей, ранит их сердца, но только так оно может достучаться до них и заставить их глубже чувствовать происходящее.
  4. Эволюция народного самосознания. Автор утверждает, что люди должны сами придти к необходимости изменений, торопить и заставлять их не нужно, иначе это будет уже не их решением.

Основная идея 

В своём произведении автор высказал свое мнение по поводу предназначения поэта в обществе. Смысл стихотворения «Кинжал» заключается в том, что поэт вправе вынуть «кинжал поэзии» и призвать народ к большой борьбе лишь в том случае, если люди сами покажут свою готовность к переменам. В противном случае, как утверждает Брюсов, такое противостояние не будет иметь никакого смысла. Таким образом, Валерий Яковлевич пытается донести до читателя мысль, что поэт и общество представляют собой единую силу, если ими движут единые порывы к свободе и справедливости.

Главная мысль стихотворения Брюсова заключается в том, что поэт не может вести за собой народ, который не хочет идти. В этом смысле он противоречит посылу А.С. Пушкина в стихотворении «Кинжал». Если Пушкин считал, что именно кинжал может угрожать монархам и вершить правосудие, то Брюсов отдает первенство народной воле, а не индивидуальной воле поэта-просветителя.

Если сравнить произведения «Кинжал» Брюсова и «Поэт» Лермонтова, то мы увидим то же отличие: Лермонтов наделяет клинок первостепенным значением, он должен призывать толпу к борьбе и служить ей орудием, а Брюсов, напротив, ждет от народа первого шага и лишь потом присоединяется к нему, иначе просто нет смысла навязывать людям то, что им не нужно. Если же читатели не хотят перемен, поэт, по мнению Брюсова, не должен никуда их звать. Молчание и ожидание — вот его удел. А вот Пушкин и Лермонтов предпочли бы звать людей на битву и брать инициативу в свои руки.

Средства художественной выразительности 

Для того чтобы придать особую убедительность своему произведению, Валерий Яковлевич использует различные тропы, а именно эпитеты и метафоры. 

  1. Среди эпитетов можно выделить следующие: «верная сталь», «заветный зов», «огнистые времена», «былые дни» и другие. 
  2. Очень выразительными у поэта получились метафоры: «кинжал поэзии», «зов трубы», «шумит гроза» и так далее. 
  3. Олицетворения: «свет… пробежал».

Необходимо отметить также и присутствие в стихотворении пафосных выражений вроде «огнистые знамена», «заветный зов трубы», которые позволяет Брюсову воссоздать настроение и стиль оды, дабе сохранить преемственность образа кинжала, который уже был описан в лирике его предшественников. Культурный референс призван подчеркнуть изменения в мышлении людей: новые поколения возлагают на народ ответственность за будущее, а не берут всю инициативу в свои руки.

Благодаря этим приемам Валерий Яковлевич смог убедить читателей в своей правоте. Анализируемому стихотворению присущи особая торжественность и величественность.

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector