Анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц» (Н. А. Заболоцкий)

Творчество Николая Заболоцкого мало кого оставит равнодушным. Вот и это стихотворение поэт посветил насущной теме – отношению человека к внешности окружающих людей. Поэт пишет о жизнеутверждающих истинах, помогающих раскрыть внутреннее содержание этого мира, а Многомудрый Литрекон поможет Вам более детально окунуться в смысл данного стихотворения и понять все это. Приятного чтения!

История создания

Стихотворение «О красоте» было написано в 1955 году. В это время Заболоцкий переживал один из сложных периодов своей жизни. Поэт переживал разлуку с женой, от которой никак не ожидал измены, да еще и с давним другом и соседом Василием Гроссманом. Тяжесть разлуки сильно сказалась на его эмоциональном состоянии, он переезжает к новой возлюбленной, которой позднее посвятит свой цикл «Последняя любовь».

Через какое-то время Николай Алексеевич воссоединится со своей женой. Они будут вместе вплоть до самой смерти поэта. В 1955 году у него случится первый сердечный приступ – от сильных переживаний. Неудивительно, ведь, интересуясь такими вопросами, как смысл жизни, истинная гармония и цельность мира, писателю трудно обрести прежний баланс после всего, что с ним произошло, да еще и на закате жизни. Тем не менее, его стихотворение наполнено светом и надеждой, что все будет хорошо в его жизни и в жизни близких ему людей.

Заболоцкий в эти годы ведет очень медлительный образ жизни. Он мало двигается, целыми днями слушает классическую музыку вместе со своим сыном. Поэт пытается найти крупицу счастья в темном и враждебном к нему мире.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «О красоте человеческих лиц», как и многие иные произведения из творчества Заболоцкого, обладает чертами акмеизма и символизма. Это можно проследить в присущей его лирике материальности, слишком обозначенной предметности образов и четкости словесных ассоциаций. Все, о чем пишет поэт, тщательно вымерено и взвешено. Символизм прослеживается в стремлении Заболоцкого создать идеальную модель действительности, а также описание самых тонких и глубоких душевных переживаний, которые могут тронуть как и его душу, так и душу читателя. Высота образов, описанных в стихотворении, музыкальная точность использования различных средств выразительности, наполненность текста смыслами и различными символическими знаками отражает то, насколько поэт стремиться создать произведение, достойное настоящего, понимающего человека.

К концу своей жизни все же Заболоцкий тяготеет к направлению реализма. Его стихи становятся более конкретными, и основной целью становится скорее не отражение каких-либо двойных смыслов, не языковая игра, которую ведут символисты со своими читателями, а наслаждение картинами окружающей действительности и передача их в простоте и точности. Но все же в стихотворении встречаются символы, имеющие различное значение – далее мы обратимся к ним более подробно.

Стихотворение «О красоте человеческих лиц» написано в жанре философской лирики, потому что направлено на размышление об устройстве человеческого мира, а именно – о том, как люди относятся к красоте других. Самым главным является то, как автор понимает красоту и как эта красота отражается в лице человека.

Заболоцкий пишет свое произведение четырехстопным амфибрахием, используя смежную рифмовку, где женские рифмы чередуются с мужскими. Этот размер используют для создания четких, выверенных строк, передающих уверенность автора в том, о чем он говорит.

Смысл названия

«О красоте человеческих лиц» имеет таковое название, потому что именно об этом поэт будет размышлять в его содержании. Именно лица людей станут предметом любования, а затем – размышления о разных судьбах, отразившихся в чертах внешности.

Каждое лицо по-своему красиво, даже то, которое на первый взгляд кажется мертвым. Выбирая такое название, Заболоцкий акцентирует внимание на том, что все люди разные, но каждый из них красив по-своему.

Образы и символы

В стихотворении Заболоцкого , как у настоящего символиста, присутствует целое множество образом и символов, имеющих большое значение в раскрытии основного замысла произведения «О красоте человеческих лиц». Перечислим главные из них:

  1. Символ портала. Портал можно связывать с двумя различными значениями. С одной стороны, это может быть проход в иную реальность, связь с чем-то необычным и потусторонним и возможность проникновения в это потустороннее. Это таинственный, завораживающий образ. С другой стороны, портал – это архитектурное сооружение, вход в церковь. Так, благодаря этому второстепенному значению образ начинает становиться более цельным и выверенным: портал – это вход в более высокое измерение, где происходит связь человека и Бога. Именно поэтому в церковных порталах можно заметить великое в малом – по сути, это всего лишь богато украшенная дверь и арка, но то, что скрывается за этой дверью, — настоящий возвышенный над человеком мир, место его связи с Богом.
  1. Образ лачуги. Лачуга в восприятии автора изображена бедно, скромно и связана с образами печени и сычуга. Лицо, в котором отражены такие черты, это старость и бедность.
  2. Символ темницы. В сознании Заболоцкого темница – это заточение личности человека, разрыв его связи с окружающим миром. Наверное, именно поэтому от таких лиц веет холодом и смертью. В чем причина такого сравнения? Скорее всего, в том, что человек, который добровольно заключил себя за решетку, слишком много перенес в жизни. Это своего рода защита искалеченной души от злого и враждебно настроенного мира.
  3. Символ башни. Башня ассоциируется у поэта с людьми, которые скрывают свою личность от других и отстраняются от внешнего мира. В них никто давно не живет, потому что они не хотят связывать свою жизнь с кем-либо. Если те лица, которые похожи на темницы, страдают от своего одиночества, то эти не испытывают никаких чувств. Они давно порвали свою связь с внешним миром и абстрагировались от него. Башня – символ возвышения и отстранения, холода и скрытности души.
  4. Символ окна. Окно упоминается в стихотворении дважды, причем в смежных строфах. С одной стороны, лица, похожие на башни, отмечаются своим безлюдьем и запустением. В них никто не живет и не смотрит в окно не зря – когда человек привязан к кому-то, связан с другим, любит кого-то, это отражается на его лице. Следовательно, такие люди ни к кому не привязываются и никого не любят. С другой стороны, в следующей строфе дается описание противоположной ситуации – малой хижинки, из окна которой на лирического героя струилось дыхание весны. О чем это говорит? В этом лице поэт видит ответ на любовь и на нежность. Таким образом, символ окна связан с метафорой связи двух людей, а также с пограничным состоянием. Окно – своего рода портал в душу другого человека, в его внутренний мир. Оно более всего связано с лицами, о которых говорит поэт.
  5. Образ песни. Песня для Заболоцкого – символ гармонии, почти что божественного идеала. Именно поэтому он связывает образы нот и высокого неба. В том, как создаются песни, есть что-то божественное, и лица, выглядящие таким образом, полны внутренней гармонии и сияния, настоящей божественной силы и веры.

Используя все эти образы и символы в содержании своего произведения «О красоте человеческих лиц», поэт создает гармоничную картину, отражающую многообразный внутренний мир людей, богатый и загадочный.

Темы

В стихотворении «О красоте человеческих лиц» Заболоцкий обращается к теме человека и того, как внутренний мир отражается в его внешнем виде. Именно через внешность, выражение лица можно понять, что у человека на душе, о чем он думает, о чем страдает или от чего радуется. В чертах лица скрыты не только характерные особенности его поведения, но и детали его жизни, его истории.

Все люди разные – именно об этом говорит автор. Поэтому и лица у них не одинаковы. Какие-то выглядят более возвышенно, чем другие, какие-то просты, какие-то скрытны, но все они прекрасны.

Также Заболоцкий поднимает тему «двойственности» и обманчивости внешности. Иногда лицо человека, с которым ты начинаешь общаться, выглядит не так заманчиво, как чье-то другое. В процессе ты начинаешь сближаться с этим человеком, и ваши взаимоотношения меняются. Даже за невзрачной внешностью может скрываться большая и богатая душа, огромный внутренний мир, полный света и любви. Такова тематика стихотворения «О красоте человеческих лиц».

Проблемы

Заболоцкий поднимает важную проблему разности людей в этом мире. Все не похожи друг на друга, и это прекрасно. Если бы мир был одинаковым, он бы не был таким большим и интересным. А обилие самых разных лиц и людей создает настоящее величие жизни. Автор восхищается этому, а не смущается такого богатства разных жизней.

Также поэт поднимает проблему влияния жизни на лицо человека, на его внешность. Иногда очень легко сделать вывод о ком-то по его внешнему виду. Например, человек, который одет бедно и скромно, а на лице его – печать жалкого существования навряд ли вызовет интерес остальных людей. Но это не значит, что внутри этого человека нет прекрасных мыслей и чувств.

Смысл

Основная идея стихотворения «О красоте человеческих лиц» – отразить многообразие окружающего мира и того, как этот мир отражается во всем живом. Именно этому восхищается Заболоцкий, такая жизнь для него по-настоящему велика и чудесна.

Также, если обращаться к смыслу произведения, поэт пытается дать читателю повод задуматься о том, как меняется внешность человека, почему. Возможно, все намного сложнее, чем может казаться. Именно поэтому не стоит преждевременно судить о других людях, нужно вникать в их внутренний мир и принимать их в окружающем мире. Такова главная мысль стихотворения «О красоте человеческих лиц».

Чему учит?

«О красоте человеческих лиц» — это очень важное стихотворение. Оно учит смотреть на жизнь и на людей вокруг с пониманием принимать ее такой, какая она есть. Заболоцкий не оставляет читателя равнодушным к тем лицам, которые он описывает, и заставляет задуматься о причинах такой мрачности или безрадостности.

Порой внутренняя красота намного богаче, чем внешняя. Просто стоит приглядеться к человеку – возможно, за его внешней невзрачностью, мрачностью, грубостью черт скрывается богатый внутренний мир. И, самое главное, даже этим внутренним светом он готов делиться с остальными людьми.

Средства художественной выразительности

Заболоцкий при создании своего произведения обращается ко многим средствам художественной выразительности:

  1. Эпитеты («…пышным порталам», «…жалких лачуг», «…холодные, мертвые лица» и т.д.);
  2. Метафоры («…дыханье весеннего дня»);
  3. Сравнения («…словно темница», «лица – подобия жалких лачуг…», «лица, подобные пышным порталам» и т.д.);
  4. Анафора-рефрен («есть лица»).

Автор: Дарья Манько

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *