Анализ рассказа «Каштанка» (А.П. Чехов)

Одним из самых известных произведений А.П. Чехова, повествующих о животных, является рассказ «Каштанка». Автор показывает нам целый мир глазами собачки, ее взаимодействие с людьми, и само отношение людей к животным. Многомудрый Литреконе предлагает Вам разбор рассказа.

История создания

А.П. Чехов написал рассказ «Каштанка» в 1887 году. Впоследствии он был опубликован в газете «Новое время».

Существуют различные версии о том, что послужило поводом к написанию данного рассказа. По одной из них рассказ «Каштанка» является автобиографичным и основан на истории дрессировщика Владимира Дурова, о чем свидетельствуют откровения в его книге «Мои звери». Также, возможно, А.П. Чехов мог вдохновиться историями от писателя Н.А. Лейкина или от школьного приятеля Е.Т Ефимьева.

«Случай с собакой, похожий на тот, что описан в рассказе, сообщал Чехову, известный цирковой артист В.Дуров. Чехов любил цирк, нередко бывал там не только на представлениях, но и за кулисами. В цирке он познакомился и с ученым гусем Иваном Ивановичем. В доме у Чехова всегда были голуби, кошки и собаки, а одно время жил даже ручной журавль. Двум своим таксам он дал смешные клички — Бром и Хина. Чехов любил животных и чудесно о них рассказывал.» (вступительная статья из книги «Рассказы. Чехов А.П.», изд-во «ДЕТГИЗ», Москва, 1950 г.)

Жанр, направление

Произведение «Каштанка» по праву относится к такому жанру как рассказ. Чехов по-настоящему творец короткой прозы. Ведь не зря многие критики утверждают, что до А.П. Чехова как таковых рассказов не существовало.

«Каштанка» относится к направлению «реализм». А.П. Чехов использует психологизм в рассказе, то есть показывает внутренний мир героя. Иначе говоря, мы прослеживаем все чувства и переживания Каштанки, тем самым проникая в мир животного.

Суть: о чем рассказ?

Каштанка жила с рабочим и его сыном, которые частенько били и не докармливали питомца. Но вот собака потерялась и ищет своего хозяина, на след которого никак не может напасть.

Заснув возле подъезда, Каштанка обретает нового хозяина. Он забоится о ней и тренирует ее, чтобы превратить в артистку цирка. Вскоре Каштанка обретает друзей и привыкает к новому дому. Однажды на выступлении Каштанка слышит знакомые голоса. Это был ее старый хозяин Лука Александрович с сыном. Каштанка бежит к ним. Она возвращается домой и забывает о другом хозяине, как о затянувшемся сне. Вот более подробное краткое содержание.

Главные герои и их характеристика

Герои рассказа «Каштанка» перечислены Многомудрым Литреконом в таблице:

герои рассказа «каштанка»характеристика
каштанкаона не просто молодая рыжая собачка, а живое существо со своими чувствами и переживаниями. а.п. чехов придает ей человеческие качества: разумность, рассудительность, доброту, преданность. каштанка является путеводителем в мир людей, ведь ее глазами передается суть происходящего. она умеет любить, дружить, поддерживать и быть верной хозяину, несмотря на его грубость и халатность. в мире животных она испытывает симпатии и антипатии, но стремится жить со всеми в мире
незнакомецон дрессирует животных и работает в цирке. он учит всех своих животных жить дружно и искренне заботится о них. он добр, ласков и внимателен. не жалеет для питомцев ни еды, ни времени;
белый кот федор тимофеичэто персонаж, которого мало что интересует в жизни, кроме сна. он не любит учиться трюкам, поэтому и выполняет все лениво;
гусь иван иванычон говорит слишком много и непонятно, из-за чего не всем под силу его слушать;
лука александрычон усердно работает, чтобы содержать свою семью. он плохо заботится о каштанке, плохо ее кормит и даже пинает ногами. грубость уживается в его душе с привязчивостью. он любит собаку и не может скрывать своих эмоций, когда снова встречает ее.

Темы

Тематика рассказа «Каштанка» весьма актуальна в наши дни:

  1. Главной темой рассказа «Каштанка» является взаимодействие людей и животных. Также из этого вытекает другая важная тема – отношение людей к животным. А.П. Чехов специально смотрел на мир глазами собаки, чтобы показать читателю его портрет со стороны. Увы, картина безрадостная: питомцы дарят нам любовь и верность, а мы в ответ пинаем их ногами и мучаем. Чехов призывает быть внимательнее и добрее к своим любимцам. Они тоже живые и чувствуют боль, голод, тоску.
  2. Еще одна тема — преданность. Несмотря на плохое обращение, Каштанка вернулась к хозяину. Ни хорошая еда, ни слава, ни ласка нового обладателя не прельстили любящую собаку.
  3. Любовь — тоже тема для размышления Чехова. Она может быть разной: даже Лука, грубый и равнодушный работник, по-своему привязан к своему питомцу.

Проблемы

Проблематика рассказа «Каштанка» столь же интересна для размышления:

  1. Невнимательность и безответственность по отношению к братьям нашим меньшим. «Мы ответственны за тех, кого приручили». Важно помнить о тех, кого мы взяли под свое крыло, ценить их преданность. Это именно то, чего не делал Лука Александрыч;
  2. Взаимовыручка и равнодушие. Готовность протянуть руку в трудный момент — важная черта человеческого характера. Это выражается в незнакомце, который берет к себе Каштанку. Будучи по-настоящему добрым человеком, он не ждет ничего в ответ. А вот настоящие хозяева собаки потеряли ее, но не проявили инициативу, чтобы найти. Такое отношение к питомцу неприемлемо.;
  3. Сочувствие и черствость. Умение сопереживать другим является неотъемлемым качеством любого живого существа. Когда Тетка видит слезы дрессировщика из-за утраты гуся, она искренне сопереживает и не может скрывать эмоций. А вот черствость выставляется автором как очень серьезный порок. Сын хозяина делает собаке больно, но совершенно не понимает ее страданий.

Основная идея

Смысл рассказа Чехова «Каштанка» заключается в важности преданности и любви во взаимоотношениях человека и животного. Каштанка — это олицетворение всего этого. Она попадает к дрессировщику, где ее хорошо кормят и где за ней ухаживают, но по-настоящему верной она остается прежнему хозяину, хотя он был полной противоположностью и не особо проявлял свою любовь. Люди, по мнению автора, должны стремиться к тому, чтобы стать достойными такого обожания.

К тому же, автор нам показывает, что люди и животные способны жить вместе, любя друг друга. Дома у незнакомца царит гармония, там умеют и сопереживать, и поддерживать, и заботиться. Главная мысль рассказа «Каштанка» — страстный призыв автора к гуманизму и уважению в отношениях людей и животных.

Чему учит?

А.П. Чехов вкладывает в рассказ «Каштанка» определенную мораль, а именно важность понимания того, какими должны быть взаимоотношения между людьми и животными. В них нет места безразличию и угнетению, в них должны быть только верность, искренность и забота. Животным необходимо все это, как и людям. Однако людям нужно не забывать ценить преданность своих маленьких друзей, чтобы не лишиться их.

Вывод Чехова прост: дарите любовь тем, кто Вам близок, ведь они отвечают Вам тем же. Та же Каштанка достойна любви и заботы, а не пинков хозяина. Он не ценил ее преданность, а зря, ведь животное в своей верности превосходит многих человекообразных.

Критика

При жизни А.П. Чехова рассказ «Каштанка» имел успех. Положительные отзывы оставили писатели (В.А. Гольцев), профессора (Г.И. Россолимо). Рассказ даже был издан на венгерском, немецком и чешском языках.

«К Новому году Вы подарили нас двумя рассказами: „Каштанка» и „Восточная сказка» („Без заглавия»), и мне приятно сообщить Вам, что оба рассказа Ваши всем здесь понравились. У обоих рассказов конец не только неожиданный, но и знаменательный, а это главное. Колорит языка вполне соответствует месту, времени и Вашим действующим лицам. Только окончание „Каштанки», как мне показалось, носит на себе следы усталости или торопливости. Последней сцене чего-то недостает.» (Я. П. Полонский — А. П. Чехову, 8 января 1888 г.)

Однако финал несколько разочаровал критиков, многие отметили его скомканность:

«Ваша „Каштанка» действительно донельзя симпатична и (на ушко!), ежели бы не так скомкан конец и немного ретушевки в деталях,— это был бы один из Ваших шедевров. Поэтому или по чему другому, но он меня менее тронул, чем это надлежало бы по существу.» (И. Л. Леонтьев (Щеглов) — А. П. Чехову, 31 декабря 1887 г.)

Рецензенты особенно похвалили автора за то, что ему удалось написать прекрасный рассказ для детского чтения:

«…прелестный рассказ для детского возраста, рассказ, написанный со вкусом, тактом, хорошим образным языком, чуждым какой бы то ни было фальшивой подделки под детский говор… <…> …образец легкого и занимательного детского рассказа, который с интересом пробежит в свободную минуту и взрослый…» (В. Н. Сторожев, «Библиографические записки», 1892, № 8)

«…легкий юмор сообщает еще более привлекательный характер рассказу… <…> …книжечка может считаться одним из интересных явлений нашей детской литературы, весьма небогатой хорошими произведениями.» («Библиографические заметки» (отзыв неизвестного автора), «Русские ведомости, 1892 г., № 115, 28 апреля)

Автор: Ольга Макарова

Читайте также:

комментариев 5

  1. Диана:

    НАЙС

  2. Yuga Axiomatic:

    Извините, но это не анализ, а чушь! Просто полная чушь. Чтоб такое написать не нужно анализировать, нужно просто прочитать и ляпать то приходит в голову по поводу этого рассказа. Чехов — классик, а не писатель-натуралист, не Сеттон-Томсон!! Он пишет не о животных, а о людях!!! И если он сделал своей главной героиней собачку, но имел за это свои особые соображения! Можете убедиться в моей правоте, поинтересовавшись первым названием под которым этот рассказ был опубликован.

    • Самый Зелёный:

      Для начала нужно вспомнить, что такое анализ. Это когда Вы разделяете целое на компоненты, чтобы лучше изучить состав и выявить свойства предмета или явления. Именно это Вы здесь и видите. Мы не указали жанр? Указали. Мы ошиблись в перечне героев? Нет. Поэтому нельзя назвать наш разбор чушью только в силу того, что Вы предъявляете претензии к трактовке произведения, опираясь лишь на предрассудки: писатель-натуралист классиком быть не может, а Чехов всегда писал о людях и не выходил за рамки методички, написанной по его творчеству.

      Извините, но мы в 21 веке отказываемся от условностей литературоведения, в котором есть только одна «правильная» трактовка произведения — учительская. Дети потому и не читают классику, ведь в школе им навязывают готовую трактовку: думать не надо, Вася, за тебя уже все продумали, вот, мол, тебе Белинский — он все рассказал уже. Нет, по нашему глубокому убеждению, все, что приходит в голову после прочтения произведения, заслуживает внимания. Ведь для этого мы и читаем — чтобы в голову что-то приходило. Того же добивался автор, который пришел бы в ужас, узнав, что о животных ему писать не положено, что в любом детском рассказе читатель ищет идейно-тематическое своеобразие «Войны и мира», а иначе и читать незачем. Наша трактовка имеет право на жизнь, как и любая другая, если она обоснована. Мы доказали, опираясь на текст, что именно такие выводы можно сделать после прочтения рассказа. Если у Вас другое мнение — отлично, значит, автор трудился не зря. Он породил дискуссионность, а именно в споре рождается истина.

      В анализе, кстати, написано очень много о людях и их роли в произведении, мы не только собаку описываем. Но главное достоинство работы в другом — в том, что ее поймут ученики 3-4 класса, которые проходят этот рассказ в школе. Они могут заучить методичку, но воз останется и ныне там. Если мы спросим, что они поняли, они расскажут про собаку, которую нужно жалеть и любить, потому что она — наш верный друг. Вот такие простые основы гуманизма, по нашему мнению, автор заложил в своем детском рассказе.

  3. Мистер никто:

    Здраствуйте у вас в описанние про героев и их характеристиках есть слитное слово передаётсясуть

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *