Анализ произведения «Бег» (М. А. Булгаков)

Такое масштабное событие первой половины двадцатого века, как гражданская война в России, не могло не породить огромного количества соответствующей литературы, в рамках которой писатели рассматривали эту войну со многих сторон, рассуждали о её роли для России и всего русского народа. Одним из таких деятелей был Михаил Булгаков, написавший пьесу «Бег», в которой показал читателю судьбу русской интеллигенции, дворянства и белого офицерства в конце гражданской войны, а после в эмиграции. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ пьесы «Бег» по плану.

История создания

Булгаков начал работу над пьесой в 1926 году. В основу сюжета легли воспоминания его второй жены – Любви Белозерской и генерала Якова Слащева, который в девятнадцатом и двадцатых годах руководил обороной Перекопа.

Булгаков переживал непростой период своей жизни. Его нигде не печатали, его пьесы не ставили, он испытывал серьёзные финансовые затруднения. В двадцать седьмом году он заключил договор с МХАТом. Тогда пьеса носила название «Рыцарь Серафимы». В двадцать восьмом году пьеса была закончена и получила своё окончательное название «Бег», но так и не была поставлена при жизни писателя. В ней он вновь «героизировал противников советской власти», как и в романе «Белая гвардия». 

Отчасти пьеса «Бег» была воплощением замысла писателя о масштабной трилогии, посвященной событиям гражданской войны. Она должна была стать своеобразным реквиемом для интеллигенции. Но из-за болезней, проблем на службе и в семье автор не смог реализовать свой замысел в полной мере.

Направление и жанр

Пьеса «Бег» была создана в рамках реалистического направления в литературе. Писатель стремится к достоверному изображения действительности. Созданные им образы, персонажи, их слова и поступки весьма натуральны и естественны. Читатель может поверить в то, что описанные в пьесе события могли произойти на самом деле.

Жанр этого произведения можно определить, как драму. Это литературное произведение предназначено для показа на театральной сцене. Композиция и метод изложения (диалоги) лишний раз подтверждают, что перед нами именно пьеса. Сюжет носит повседневный, бытовой характер.

Суть: о чём?

Повествование в пьесе «Бег» начинается в монастырской келье. Интеллигент Сергей Голубков сопровождает Серафиму Корзухину в Крым, к её мужу – Парамону Корзухину, который занимает значимый пост в белом правительстве Врангеля. Тут они впервые встречаются с белым генералом и лихим кавалеристом Чарнотой.

Нас переносят в штаб командующего фронтом Хлудова, который явно физически и душевно болен. Красные ведут наступление и уже совсем скоро займут полуостров. Появляется муж Серафимы – Корзухин и просит и Хлудова пропустить в Севастополь вагоны с ценными товарами, но тот, чтобы освободить дорогу для беженцев и отступающих войск, и не желая участвовать в обогащении Корзухина, приказывает эти вагоны сжечь. В этот момент на станции появляются Серафима и Голубков, рассудок Корзухиной помутнён из-за тифа и пережитых трудностей. Она кричит на командующего, обвиняя его в бездействии. Женщину вместе с Голубковым собираются арестовать, Корзухин имеет возможность спасти свою жену, но, не желая рисковать, оставляет её на произвол судьбы.

Начальник контрразведки белых, Тихий сначала, угрожая пытками, принуждает Сергея Голубкова дать показания против Корзухиной. Тихий надеется получить с мужа несчастной щедрый откуп. Однако сама Серафима во время допроса вырывается и зовёт на помощь Чарноту, который как раз проезжал мимо. Генерал врывается в здание контрразведки и, угрожая револьвером, спасает Корзухину.

Отпущенный на свободу Сергей не знает об освобождении Серафимы. Он случайно снова сталкивается с Хлудовым, который на этот раз проявляет благоразумие и приказывает освободить Корзухину и доставить её к нему, но к тому моменту Чарнота уже увёз её в Стамбул. Хлудов берёт с собой Голубкова и тоже покидает обречённый Крым.

Проходит год. В Стамбуле Чарнота и Серафима живут в нищете, белый генерал проигрывает свои серебряные газыри в тараканьи бега. Серафима в отчаянии идёт на панель, но в этот момент появляется Голубков и спасает её. Оставив Корзухину на попечение Хлудова, Чарнота и Сергей отправляются в Париж, чтобы найти мужа Корзухиной.

Тот, однако, оказывается равнодушным к судьбе Серафимы, он снова женился при ещё живой жене, живёт в достатке и не знает печали. Однако Чарнота, пользуясь пристрастием негодяя к азартным играм, выигрывает у того в карты двадцать тысяч долларов.

В Стамбуле тем временем душевное здоровье Хлудова становится всё хуже и хуже, он хочет вернуться в Россию, чтобы погибнуть там. В этот момент Голубков и Чарнота возвращаются из Парижа. Серафима и Сергей признаются друг другу в любви. Хлудов остаётся в полном одиночестве, после чего стреляется из револьвера.

Главные герои и их характеристика

Система образов и характеристика героев в пьесе «Бег» умещаются в таблице. Если ее нужно дополнить, сообщите об этом Многомудрому Литрекону.

Серафима Владимировна Корзухина Симпатичная молодая дама. Достаточно смелая, благородная и гордая женщина, на ее долю выпадает множество тяжёлых испытаний. В итоге она смогла сохранить своё человеческое достоинство даже в нищете и позоре.
Сергей Павлович Голубков интеллигентный молодой человек. Сын профессора. Трусоватый, но благородный мужчина, который сохраняет свои идеалы, несмотря на многочленные мытарства. Всей душой предан старым порядкам и скучает по царскому времени. 
Григорий Лукьянович Чарнота Отважный белый генерал. Мужчина средних лет. Запорожец. Опытный военный и умелый боец, но в быту оказывается совершенно потерянным и никому не нужным. Склонен к азартным играм. Постоянно выигрывает в карты.
Роман Валерьянович Хлудов Белый офицер. Мужчина средних лет. На момент начала пьесы находится в упадочном состоянии духа, поняв бессмысленность своей борьбы, из-за это искренне ненавидит белых, которые, по его мнению, втянули его в эту войну. Жесток, способен без малейшего колебания отправить человека на смерть, но всё-таки сохранил в себе остатки благородства и милосердия. К концу повествования окончательно отчаивается и начинает искать смерти, в итоге заканчивая жизнь самоубийством.
Парамон Ильич Корзухин Муж Серафимы. Картёжник и аферист. Меркантильный и циничный негодяй, превыше всего ценящий собственный достаток. Дважды предаёт свою супругу, в первый раз, когда позволяет Хлудову арестовать её, во второй раз, когда женится на другой, оставляя Серафиму на произвол судьбы.

Темы

Тематика пьесы «Бег», безусловно, интересна, но описывать ее в полной мере нет необходимости… Или есть? Если есть, то напишите об этом Многомудрому Литрекону в комментариях. 

  1. Любовь – Булгаков показывает нам, что во времена исторических катаклизмов и тяжелейших испытаний только настоящая любовь способна удержать человека от падения в пропасть, дать ему новую цель в жизни и силы для её достижения.
  2. Патриотизм – мы видим людей, которые искренне верили, что сражались ради блага и процветания своей страны, но в итоге оказались выброшенными на обочину истории. Их страна изменилась до неузнаваемости и отвергла их, и они остались в полном одиночестве в чуждом и непонятно им новом мире.
  3. Семья – на примере Корзухина писатель демонстрирует разложение семьи в русском обществе, в котором люди не живут, а борются за выживание, и в этой борьбе человек готов на самые низкие поступки, даже предательство родных и близких людей.
  4. Дружба – несмотря на подлость людей, показанную в пьесе, писатель говорит о том, что даже в самые тяжёлые времена ещё можно найти благородных товарищей, которые могут стать настоящей опорой и соратниками для брошенного всеми человека.
  5. Доброта – мир, изображённый в пьесе, кажется жестоким и злым, но вопреки всему в нём ещё остаются люди, способные на сострадание и милосердие.

Проблемы

Проблематика пьесы «Бег» тоже может быть дополнена, если Вы напишите Многомудрому Литрекону в комментариях:

  1. Война – писатель показывает войну, как нечто страшное и бессмысленное, не несущее людям ничего, кроме страданий и смерти, оставляющее глубочайшие раны в душах выживших.
  2. Революция – никак не оценивая саму революцию, Булгаков показывает её печальные последствия для той части общества, которая оказалась не на той стороне и потеряла всё, что ценила.
  3. Эмиграция – Булгаков показывает трагедию русских эмигрантов, которые вынуждены были уехать из страны, и вести зачастую бедственное существование за рубежом, где многие из них так и не смогли вернуться к полноценной жизни.
  4. Анархия – последние дни существования Белого движения показывают нам анархию, царящую в стране, где каждый борется только за своё выживание и готов пойти на что угодно ради своих целей.
  5. Социальная несправедливость – на примере Корзухина Булгаков показывает, что негодяи и мерзавцы уехали из России богатыми и обеспеченными, а по-настоящему благородные люди, целиком отдавшие себя борьбе, остались ни с чем.

Основная идея

Пьеса «Бег» представляет собой зарисовку о жизни представителей реакционной части интеллигенции и офицерства в последние месяцы гражданской войны и первые годы эмиграции. Трагедию той части общества, которые не смогла защитить свои идеи на родине и найти себя вне её. В этом и состоит смысл пьесы «Бег»: тараканьи бега (азартная игра, популярная среди беженцев) становятся символом бессмысленности и ничтожности жизни самих эмигрантов, которые бегут от судьбы наперегонки друг с другом. 

Булгаков отказывается от какой-либо идеализации, или, наоборот, очернения этих людей. Они способны как на благородные, так и на самые омерзительные поступки, потому что они не карикатуры, а живые несовершенные люди, которые просто хотят быть счастливыми. Но главная мысль пьесы «Бег» состоит в том, что они не могут быть счастливы вне прежней России.

Чему учит?

Несмотря на довольно пессимистичный настрой пьесы, читатель может вынести из неё и полезные нравственные уроки о том, что в любой ситуации у человека остаётся надежда на то, что всё изменится к лучшему. Теряя ее, мы обрекаем себя на проигрыш, хотя бой еще не закончен. Вывод автора прост: бег от родины и от себя не ведет к счастью, но все же является жизнью, противопоставленной смерти, войне и вездесущей подлости.

Булгаков осуждает жадность, подлость и эгоизм, превознося преданность, милосердие и доброту. Такова мораль пьесы «Бег».

Критика

Пьеса, хоть и не увидела сцены при жизни Булгакова, не была не замечена и попала на стол даже Иосифу Сталину, который остался не доволен тем, что писатель не показал классовую природу гражданской войны, эксплуататорскую суть интеллигенции и офицерства.

Противоположное мнение было у Максима Горького, который очень симпатизировал Булгакову. Он считал, что пьеса представляет из себя сатирическую комедию, которая через образы Чарноты и Хлудова жестоко высмеивает Белое движение.

Автор: Михаил Щепин

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector