Анализ стихотворения «Листья» (Ф. И. Тютчев)

Федор Иванович Тютчев был человеком достаточно обеспеченным. Это говорит о том, что он создавал стихи без нужды прокормить себя и свою семью, а просто так, для души. Написать стихотворение для него – значит облегчить душу, поделиться внутренними переживаниями, сокровенными мыслями. Именно поэтому лирика Федора Ивановича заключена в трех темах: природа, философия и любовь. Многомудрый Литрекон обратился к раннему творческому периоду поэта и проанализировал стихотворение «Листья». Анализ по плану поможет Вам быстро разобраться в прочитанном и глубже изучить творчество Тютчева.

История создания

Стихотворение «Листья» было написано в 1830 году, а опубликовано лишь в 1879.

В 1821 году Федора Ивановича приглашают за границу в роли сверхштатного чиновника. Поэт соглашается и уже в 1822 уезжает в Мюнхен. В Россию он вернётся лишь в 1844, но его стихи будут публиковаться на родной земле всё это время. В этом ему помог Александр Сергеевич Пушкин.

Творчество Федора Ивановича можно разделить на три условных периода.

  1. Первый – начальный, «молодой», который длился до начала 20-х годов, когда поэт уехал по службе за границу.
  2. Второй – начало 20-х – начало 40-х годов, то есть «заграничный» период «вдали от Родины», который был весьма плодотворным. В это время автор увлекается философией. Фридрих Шеллинг и Генрих Гейне становятся его друзьями.
  3. Третий – конец 40-х – 60-е годы. Тютчев создаёт известный «Денисьевский цикл», выпускает несколько сборников.

Произведение было опубликовано спустя 6 лет после смерти поэта. Тютчев не очень заботился о том, чтобы его стихотворения вышли на страницах журналов, поэтому не стоит удивляться, что «Листья» не порадовали его современников.

«Если мы не ошибаемся, каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления» (И. С. Тургенев)

Жанр, направление, размер

Стихотворения «Листья» относится к философской лирике. Часто тексты такой жанровой направленности строятся на аллегории, то есть объяснении одних предметов или явлений с помощью других.

Тютчеву свойственен пантеизм, то есть одухотворение природы. Читатели часто принимают его произведения за природную лирику, ведь Федор Иванович «объясняется» именно через естественные образы, поэтому справедливо будет считать текст «природно-философским».

Направление произведения «Листья» – романтизм. Одной из основных его черт считается следование природе, а лирический герой отличается особой индивидуальностью и таинственностью, а также «внутренней открытостью» и даже беззащитностью. Все эти черты присущи тютчевскому стихотворению «Листья», что позволяет уверенно отнести его к такому направлению как романтизм.

Традиционно лирику Тютчева относят к «чистому искусству» — направлению в поэзии, которое характеризует повышенный интерес автора к красоте, любви и природе. Представители  считали, что назначение лирики — воспевать прекрасное. Они обходили остросоциальные темы и писали лишь об изящных материях.

Размер стихотворения «Листья» – двустопный амфибрахий. Рифмовка перекрестная с чередованием женской и мужской рифм.

Композиция

Стихотворение «Листья» содержит 4 строфы по 8 строк, то есть 4 октавы. Оно построено в виде монолога лирического героя. Композиция последовательная. Его можно разделить на 4 сюжетные части, соответствующие строфам.

  • 1 часть – 1-е восьмистишье. Поэт пишет о хвойных деревьях, о соснах и елях, которые стоят всегда «одетые», зеленые. Автор признает их уникальность, но в их описании использует «простую» лексику, то есть не подбирает «красивых» слов, а пишет немного заурядно, используя такие выражения, как «торчат», «спят», «тощая зелень», «иглы ежа», «не свежа». Это говорит, с одной стороны, о признании поэтом особенности таких деревьев, а с другой стороны — об обыденности этого.
  • 2 часть – 2-е восьмистишье. Здесь Тютчев пишет о «легком племени», то есть об обычных листьях, жизнь которых ограничена, но в то же время «разнообразна». В данной строфе просматривается чуть больше авторской симпатии. «Легкое племя», «цветем и блестим», «краткое время», «гостим», «красе», «купались в росе» — данные слова и словосочетания приятны слуху, они более «аккуратны» и «чутки».
  • 3 часть – 3-я строфа. В данной части рассказывается о неизбежном опадании листвы. Возможно, кто-то воспримет это с грустью, но поэт описывает это радостно и с долей надежды. То есть улететь – это наилучший, «красивейший» вариант, который может выбрать лишь «легкое племя», листья.
  • 4 часть – последняя строфа, которая наполнена решительностью, смелостью, надеждой, даже самопожертвованием. Начинается данная часть с междометия «о», что придает ещё больше эмоциональности и порывистости последнему восьмистишью.

Образы и символы

Стихотворение «Листья» интересно тем, что лирический герой представлен в образе одного из множества листьев. То есть он один из многих «простых», один из «легкого племени». Охарактеризовать его можно как жизнерадостного и авантюрного.

Всё произведение построено на простых образах. Можно предположить, что хвойные иголки – это люди «консерваторы», живущие «по накатанной», без возможности, или даже желания, что-либо изменить, рискнуть, как-то «украсить» свою жизнь и бытие окружающих. Поэт пишет, что «их тощая зелень…ввек не желтеет, но ввек не свежа», то есть они выглядят так же, как и все, но жизненного огонька в них нет, он утерян.

Листья же – это другая категория людей, которые не бояться перемен. Они любят риск, стремятся к лучшему, ищут приключения. Автор называет их «племенем», то есть объединением, связанным не территориально, а родовыми отношениями, в данном случае идейным началом.

Также любопытно то, что Тютчев признает «быструю» жизнь таких персонажей, но также он пишет о том, что они «краткое время на сучьях гостят», то есть уйдут одни «листья», но на их месте обязательно появятся другие, такие же яркие, «живые», стремящиеся улететь.

«Всё красное лето
Мы были в красе»

Символика красного цвета многообразна, но положительна со всех сторон. Это символ власти и мудрости, влюбленности, красоты, огня, радости и полноты жизни. Выбранные метафоры не случайны, можно предположить, что данные строки обозначают нахождение «лиственничных» людей на «передовой» жизни, они в курсе всех происходящих событий, они полны энергии.

«Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.»

Эти строки отражают смену подходящей, «воинствующей» обстановки, или же изменение собственной точки зрения. После таких перемен в голову «авантюрным» листьям приходит мысль:

«Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!»

То есть смена устоя требует смены «листьев», требует новых взглядов и смельчаков, которые обязательно появятся на освободившихся местах.

«О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!»

Ветер – это символ времени, скорости и пространства, а также возрождения. Неспроста лирический герой в произведении Тютчева просит ветра «сорвать» его с надоевших «ветвей». Эти строки передают готовность лирического героя к самопожертвованию ради лучших перемен и светлого будущего.

Темы, проблема, настроение

Основная тема стихотворения «Листья» — быстротечность человеческой жизни. Многие поэты касались этого философского вопроса. Рассуждать по поводу человеческого бытия можно бесконечно, и мысли не будут схожими ни у одного из рассуждающих. Эта тема очень глубока, даже можно сказать — безгранична. Такие произведения интересны ещё тем, что, изучая мысли авторов, мы узнаем их с новой стороны, с той, которую показывают только очень близким людям, со стороны не знающего, но надеющегося, предполагающего ребенка.

Как мы проведем этот коротенький отрезок времени? Насколько значащим станет он для окружающих? Насколько полезна будет конкретная жизнь всему обществу? Данные вопросы подняты в произведении, они – проблематика стихотворения.

Хоть и затронута извечная тема, заставляющая задуматься, но всё же произведение очень светлое и позитивное, легкое. Эта удивительная особенность присуща пейзажной лирике Федора Ивановича. На легких природных образах он объясняет серьезные, глубокие вещи, что помогает по-другому взглянуть на них.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Листья» — это свобода выбора собственного жизненного пути каждого человека. Мы сами выбираем, в какие краски раскрасить день, какое место мы будем занимать в обществе, насколько ярко и заметно пройдет отмеренное время. Мы сами решаем, попробовать ли изменить что-то к лучшему или не предпринимать ничего. Этот выбор отражает нашу природу. Кто-то родился «хвоей», а кто-то — «листьями». Однако авторская симпатия на стороне динамичного листопада — круговорота активной жизни, требующей перемен.

Смысл стихотворения «Листья» выражен в этой известной цитате:

«Неважно, сколько дней в твоей жизни, — важно, сколько жизни в твоих днях.»

Средства выразительности

Разбор стихотворения «Листья» включает в себя и перечень тропов, которые раскрывают художественное своеобразие лирики Тютчева.

  1. Эпитеты: «краткое время», «буйные ветры», «докучные ветви».
  2. Сравнения: «тощая зелень, как иглы ежа».
  3. Метафора: «в снега и метели закутавшись», «тощая зелень», «ввек не свежа», «легкое племя», «на сучьях гостим», «красное лето», «были в красе», «играли с лучами», «купались в росе».
  4. Аллегория: «зефиры» (ветра).
  5. Олицетворение: «лучи побледнели», «зефиры ушли».
  6. В произведении использована инверсия.
  7. Риторическое восклицание: «Не лучше ль за ними и нам улететь!»
  8. Лексический повтор: «скорее, скорей», «летите, летите».

Если Вы считаете, что нужно что-то добавить, обратитесь к Литрекону в комментариях — он сделает статью лучше.

Автор: Кристина Асаулова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *