Анализ стихотворения «Рождественская звезда» (Б. Л. Пастернак)

Звезда – часто встречающийся образ в произведениях русских поэтов. Она является многосторонним, даже разносторонним символом, который, в большинстве случаев, несет добрый, радостный посыл. В литературном наследии Бориса Леонидовича Пастернака имеется несколько стихотворений, где встречается образ звезды. Одним из них является произведение «Рождественская звезда», которое Многомудрый Литрекон проанализировал и предлагает ознакомится читателю с данным разбором ниже.

История создания

Стихотворение «Рождественская звезда» сам поэт считал безусловным шедевром, не говоря уже о фуроре, которое оно производило на читателей.

«Прошел год, как я была у Вас, и снова Рождество Христово, и сияет полная луна, и искрится снег, и обо всем чудном зимнем мироздании не скажешь лучше, чем Вы в Вашей «Рождественской звезде», которая на веки веков для всех живых людей связана с этой удивительной порой бытия. И за это, — как и за многое, премногое другое — честь Вам и хвала и благодарение…» (М. В. Юдина)

Как-то еще в одном своем письме Мария Вениаминовна обмолвилась, что если бы у Бориса Леонидовича не было больше ни одного стихотворения, кроме «Рождественской звезды», то бессмертие ему было бы уже обеспеченно и на земле, и на небе.

Текст произведения был задуман и написан в январе 1947 года.

«Рождественская звезда» входит в «Стихотворения Юрия Живаго», семнадцатую главу романа «Доктор Живаго». Произведения данного цикла объединены тремя темами: религия, любовь, природа. Разбираемое стихотворение принадлежит первой из тем, теме христианства. Произведения этой темы являются неким гиперболизированным образом переживаний, терзаний лирического героя романа.

Интересен также тот факт, что стихотворение «Рождественская звезда» посвящено А. А. Блоку!

Особое отношение Бориса Пастернака к творчеству Александра Блока отразилось в романе «Доктор Живаго», где главный герой решает написать стихотворение «Рождественская звезда» вместо статьи о поэте.

«…Блок — это явление Рождества во всех областях русской жизни…» (из романа «Доктор Живаго»)

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Рождественская звезда» является образцом философской лирики поэта. По сути, всё творчество Бориса Леонидовича можно считать эталоном этого жанра. Произведения поэта пронизаны тонкой, еле заметной «философской нитью», что затрудняет их понимание, является помехой в получении точного первоначального впечатления. Но именно это и является особенностью, некой «перчинкой» его творчества, заставляющей вновь и вновь возвращаться к произведениям Бориса Пастернака, которые с каждым прочтением открываются по-новому, раскрывают своё «естество».

Направление, которому принадлежит стихотворение, также сложно конкретно обозначить, как и направление, к которому относился Борис Леонидович. Пастернак – творец, человек искусства во всех смыслах этого слова! Поэтому направление, в котором автор творил, он тоже создал сам, опираясь на футуристическое и символическое течение.

В произведениях Бориса Пастернака нет футуристической «четкости», нет «символистической» завуалированности, но присутствует «рельефность», новаторство в построении произведения, присущие тому же футуризму, присутствует глубина образов, помогающих донести точную мысль поэта, присутствует музыкальность, легкость слога.

Размер стихотворения «Рождественская звезда» – беспорядочное чередование двустопного и четырехстопного амфибрахия. Рифмовка в основном кольцевая, но встречается и перекрестная (10, 11, 14 и 17 строфы). В произведении встречается и мужская, и женская рифма.

Примечательно также то, что такой стихотворный размер как амфибрахий является одним из самых музыкальных, отчего популярен у поэтов-философов, целью которых является затрагивание души читателя.

Композиция

Стихотворение «Рождественская звезда» состоит из 18 разнокалиберных строф. Его можно назвать закольцованным, так как, начиная с описания вертепа, поэт постепенно, отдаляясь от конкретики, описывает вокруг-происходящее, а затем вновь возвращает внимание к Младенцу.

Все произведение можно разделить на 8 смысловых частей, которые также различны по размеру, по количеству строф.

  • 1-я часть – первые две строфы, которые изначально описывают обстоятельства, место действия, затем и само событие. Автор акцентирует внимание читателя на значимости и «прозрачности» момента. «Над яслями теплая дымка плыла». То есть событие только произошло, и не вполне верится еще в реальность происходящего.
  • 2-я часть – следующие две строфы. Резко перескочив от хлева, поэт описывает смотрящих вдаль пастухов, описывает увиденное ими. «Вдали было поле в снегу и погост, Ограды, надгробья, Оглобля в сугробе, И небо над кладбищем, полное звезд.». Автор прибегает к скрытому противопоставлению, описывая рождение Младенца в начале и кладбище далее.
  • 3-я часть – три последующие строфы, которые рассказывают о звезде, о главном образе произведения, о вестнике радости. Поэт говорит о ней как о чем-то незаметном, привычном. Но позже, в следующей строфе, автор сравнивает её с горящим гумном, с горящим хутором.
  • 4-я часть – следующие три строфы, которые можно считать самыми «внесюжетными», обобщенными. Но именно они передают полноту авторской идеи, передают «безвременность» происшедшего события. Поэт перечисляет всех и вся, стремящихся на встречу с Младенцем, идущих за звездой.
  • 5-я часть – следующая строфа, возвращающая читателя к пастухам, которые решили присоединиться к общему шествию.
  • 6-я часть – 12, 13 и 14 строфы, в которых поэт пишет о «невидимом».

«…Вели за хибарку босые следы.
На эти следы, как на пламя огарка,
Ворчали овчарки при свете звезды.»
«Морозная ночь походила на сказку,
И кто-то с навьюженной снежной гряды
Все время незримо входил в их ряды…»
«По той же дороге, чрез эту же местность
Шло несколько ангелов в гуще толпы.
Незримыми делала их бестелесность,
Но шаг оставлял отпечаток стопы.»

Эти строки ещё раз подчеркивают «величину» события, его значимость. Люди, звери, Ангелы объединились! В общей толпе они направляются к вертепу.

  • 7-я часть – 15 строфа, описывающая беседу Девы Марии и пришедших, описывающая их нетерпение, но в то же время мирное ожидание.
  • 8-я часть – заключительная часть. Она описывает события внутри пещеры, описывает любование, радость волхвов, которых впустила Дева Мария. В последнем шестистишии поэт вновь упоминает о звезде. Но она уже не указатель пути, не проводник, она – гость, которого впустили посмотреть на Младенца.

«…Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.»

Образы и символы

Лирический герой стихотворения «Рождественская звезда» – это человек-зритель, легко перемещающийся сквозь большие пространства, это человек-рассказчик, который с трепетом, достоинством, подробно повествует о событии и об отношении к происшедшему людей, животных, Ангелов. Этот человек верующий, с благоговением и радостью относящийся к описываемому.

Главным образом стихотворения «Рождественская звезда» является, конечно же, звезда, упомянутая и в названии произведения. Но помимо него, в стихотворении присутствуют другие образы, играющие немаловажную роль.

Утес, с которого смотрят пастухи, с которого открывается вид на погост, который нужно преодолеть, чтобы добраться до пещеры. Утес в христианстве является символом Господа, а пещера – символ укрытия, духовного центра, то есть пастухи направляются к истине, а данное направление им указывает Бог.

«…Над яслями теплая дымка плыла…»

Дымка, столб дыма обычно символизирует душу, которая покинула тело, но в данном случае все иначе. Скорее всего, поэт указывает на «величину духа» Младенца, то есть душа настолько велика, широка, что не вмещается в маленькое тельце.

Далее идет часть «о звезде». Звезды раньше считались разумными существами, наблюдающими с неба за жизнью на земле, они являются символом вечности, идеала, счастья, то есть всего того, к чему стремится каждый человек, к чему тянется душа.

Автор звезду сравнивает с огнем, употребляя по отношению к ней такие слова как «пламенела, … как отблеск поджога, как хутор в огне и пожар на гумне», то есть поэт сравнивает звезду с огнем. Огонь – символ света, символ победы добра, символ очищения и обновления. Обращаясь к контексту стихотворения, мы понимаем, что речь идет о Вифлеемской звезде, которая является вестником рождения Спасителя. Именно поэтому она сияет так сильно, так мощно, так небывало.

«Растущее зарево рдело над ней…»

Заря является символом рождения Христа. Интересно также то, что на многих иконах эпохи Возрождения Иисус Христос изображён в одеяниях цвета зари.

«Три звездочета» — это три волхва, спешащих за звездой.

Дальше, продвигаясь по тексту произведения, следует образ толпы, двигающейся за звездой. Этот образ занимателен тем, что в описываемой продвигающейся массе можно встретить не только людей, но и «мысли веков, все мечты, все миры,…все шалости фей, все дела чародеев, все елки на свете, все сны детворы…весь трепет затепленных свечек, все цепи, все великолепье цветной мишуры…».

Увлекательны сравнения Бориса Леонидовича.

«По яркой поляне листами слюды
Вели за хибарку босые следы.»

Слюда – это природный минерал, который является очень значимым для человека, является незаменимым во многих отраслях его деятельности. Поэт употребляет «это слово» для обозначения следов Ангелов, которые прокладывают важнейший, «значимый» путь.

Неслучайно упоминание поэтом кедра. Ведь это дерево является «Древом Господним».

«Светало. Означились кедров стволы.»

Также упоминается о дубе, который является символом большой жизненной силы.

«Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба…»

Борис Леонидович сравнивает Младенца с лучом месяца, а месяц является символом возрастающей добродетели.

Темы, проблемы, настроение

Основная тема произведения «Рождественская звезда» – это Рождество Христово. Данная тема очень светлая, радостная. Многие русские поэты, прозаики обращались к этой теме. «Рождественские» произведения наполнены ожиданием чуда, надеждой, светом.

Проблематику стихотворения «Рождественская звезда» очень сложно выделить, так как, казалось бы, что может быть проблематичного в таком событии? Что волнует лирического героя произведения? Лирический герой, являющийся рассказчиком, с изумлением рассказывает о стремлении всего живого к свету, о вере, можно сказать, о предчувствии, о следовании зову сердца.

Настроение стихотворения светлое и доброе, наполненное чудесным, теплым духом. По темпу оно достаточно спокойное, распевное.

Основная идея

Смысл произведения «Рождественская звезда» — это единство всех, единство всего в стремлении к свету. Удивительно, что общая «цель» не вносит разлад, дух конкуренции в ряды следующих, а напротив, объединяет.

Также главная мысль стихотворения сосредотачивается на чуде, его присутствие в повседневной жизни.

«Морозная ночь походила на сказку,
И кто-то с навьюженной снежной гряды
Все время незримо входил в их ряды…
По той же дороге, чрез эту же местность
Шло несколько ангелов в гуще толпы.»

Эти строки напоминают читателю про ежедневное, повсеместное чудо. Христос посреди нас!

Анализ стихотворения «Рождественская звезда» по плану завершается разделом, посвященным тропам.

Средства выразительности

Стихотворение «Рождественская звезда» богато разнообразными средствами выразительности. Некоторые тропы представлены ниже.

  1. Эпитеты: «домашние звери», «теплая дымка», «постельная труха», «смотрели спросонья», «горящая скирда», «целая вселенная», «новая звезда», «небывалые огни», «странное виденье», «грядущая пора», «затепленные свечки», «цветная мишура», «злей и свирепей дул ветер», «золотые шары», «видно отлично», «хорошо разглядеть», «яркая поляна», «морозная ночь», «входил незримо», «предутренняя мгла», «несметный сброд», «месяца луч», «едва подбирая», «немного налево».
  2. Сравнение: «пламенела, как стог…, как отблеск поджога, как хутор в огне и пожар на гумне», «возвышалась горящей скирдой», «на эти следы, как на пламя огарка», «морозная ночь походила на сказку», «средь серой, как пепел, мглы», «последние звезды, как пылинки золы», «он спал, как месяца луч», «стояли в тени, словно в сумраке хлева», «как гостья, смотрела звезда Рождества».
  3. Метафоры: «полночная даль», «звезда застенчивей плошки», «она (звезда) пламенела», «зарево рдело», «вставало вдали все пришедшее после», «босые следы», «мысли веков», «будущее галерей и музеев», «листами слюды», «навьюженная гряда», «толпилась орава», «неба послы».
  4. Олицетворение: «дымка плыла», «вселенная встревожена», «растущее зарево», «шаг оставлял отпечаток стопы», «рассвет сметал».
  5. Градация:

«Она пламенела, как стог, в стороне
От неба и Бога,
Как отблеск поджога,
Как хутор в огне и пожар на гумне.»

  1. Архаизмы: «вертеп», «плошка».
  2. Историзм: «кожух».
  3. Диалектизм: «доха».
  4. Просторечье: «хибара», «орава», «сброд».
  5. В произведении часто встречается анафора – единоначатие (в основном звуковая).
  6. В стихотворении можно заметить противопоставление (антитезу) рождение Младенца – кладбище, волхвы – сброд.
  7. Инверсия: «стояла зима», «дул ветер из степи», «холодно было младенцу», «его согревало дыханье», «вдали было поле в снегу и погост» и другие (в произведении активно используется инверсия).
  8. Бессоюзие: «все мысли веков, все мечты, все миры, все будущее галерей и музеев, все шалости фей, все дела чародеев, все елки на свете, все сны детворы».
  9. Прямая речь:

«— Пойдемте со всеми, поклонимся чуду,-
Сказали они, запахнув кожухи.

Автор: Кристина Асаулова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *