Сочинение: Иешуа и Понтий Пилат: сравнение (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

(494 слова) Ершалаимские главы в романе «Мастер и Маргарита» являются примером использования неординарного приема «роман в романе». Мастер (главный герой) пишет свое произведение, эпизоды которого показаны в произведении Булгакова. В эти главы заложен очень глубокий философский смысл, который влияет на весь роман в целом. С основным московским сюжетом ершалаимские главы связаны и общей идеей, заключающейся в трудностях поиска истины в мире.

Очень важное место в произведении занимает Понтий Пилат – игемон Иудеи, реальная историческая личность, человек, вошедший в историю как судья Иисуса. Он властный, умный, обладает навыками дипломатии, однако в Ершалаиме его считают жестоким и вспыльчивым. Он страдает от гемикрании (мигрени) настолько сильно и долго, что уже не раз задумывался о яде. Болезнь медленно убивает Пилата: голос его становится безжизненным, глаза «мученическими», а кожа приобрела желтоватый оттенок. Иудею и ее жителей он не любил всегда, а непрекращающиеся головные боли лишь усугубили его плохое отношение к людям. Единственное живое существо, которое любит прокуратора и к которому он в ответ привязан — это его собака по кличке Банга. На протяжении долгого времени после казни Иешуа его душа не знала покоя, и лишь спустя две тысячи лет он смог получить прощение.

Другой немаловажный персонаж – Иешуа Га-ноцри, бродячий философ, ложно осужденный за призыв разрушить храм. Исследователи до сих пор спорят, является ли Иисус его прототипом. Булгаков же скорее всего не назвал героя Иисусом дабы подчеркнуть то, что он — самый простой человек и не имеет никакого божественного начала. Несмотря на это, его можно назвать «идеальным» персонажем: он всепрощающий, называет всех «добрые люди», ведь искренне полагает, что нет на свете злых или плохих людей, а «есть только люди несчастливые». Описание внешности Иешуа почти не дается, чтобы читатель обратил внимание конкретно на его внутренний мир и мировоззрение. Даже перед казнью он ни на кого не озлобился, простил Пилата за его трусость, хотя считал ее самым главным грехом. Однако физическая смерть героя не означает конец, впоследствии он обретает вечную жизнь после смерти.

Герои являются своего рода антиподами, с различными взглядами на жизнь, мир и людей. Пилат, имеющий силу, власть и богатство, ненавидел свой город и его жителей, тяготился своим существованием, наполненным обманом, страхом и жестокостью. А вот Иешуа, не имевший даже постоянного места жительства, искренне любил мир и каждого человека в нем, считал всех добрыми и умел прощать. Поэтому неудивительно, что столкновение Пилата с человеком, настолько отличавшимся от него, повлияло кардинальным образом на его восприятие мира. Он, привыкший к раболепию в свой адрес, поражен открытостью и честностью Иешуа, не боявшемуся говорить свободно о своей позиции. Отношение Пилата к Га-ноцри со временем сильно меняется, он уже не считает его обычным лгуном, а видит в нем достойного собеседника, справедливого и честного человека. Иешуа же не менял никогда своего отношения к Пилату: сразу посчитав его умным и достойным, но очень одиноким и несчастным, он продолжал считать его таким даже после того, как Пилат проявил себя трусом.

Сюжетная линия Пилата и Га-ноцри помогает автору раскрыть тему вечных проблем: добра и зла, справедливости и обмана, человечности и жесткости, а также Ершалаимские главы – важное композиционное решение, влияющее в целом на смысл романа.

Автор: Ксения Бирюкова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *