Сочинение: Образ Иешуа в романе «Мастер и Маргарита» (М.А. Булгаков)
(541 слово) В легендарном романе Михаила Булгакова затронуто множество острых проблем, берущих своё начало в различных сюжетных линиях: похождения Воланда и его свиты, история Мастера и Маргариты и история Га-Ноцри, он же Иешуа, о котором Мастер и пишет свой роман. Его произведение напоминает Евангельские события последних дней жизни Христа. Однако Михаил Булгаков сознательно искажает факты, меняя историю и образ Иисуса Христа на Га-Ноцри.
По сей день литературные критики рассуждают, почему Михаил Булгаков вместо Иисуса взял его прототип? Одна из версий гласит, что автор хотел акцентировать своё внимание на человеческом начале. Действительно, Иешуа не является сыном Господа Бога, он простой человек. Как и все смертные, он испытывает боль и мучения. Расходится и возраст Иисуса и Га-Ноцри, сыну Господа было тридцать три года на момент распятия, а Иешуа всего двадцать семь лет. Второе важное отличие — в количестве учеников, Га-Ноцри имел лишь одного последователя Левия Матвея, который, якобы неправильно записывает его мысли, тогда как у Иисуса Христа их было двенадцать. Главное отличие – Иешуа — не Бог, воплотившийся в человеческом образе, он просто пророк, и его учения отличаются от учения Христа.
Характеристику этого второстепенного героя мы получаем благодаря цитатам романа Мастера: его возраст, внешность и поведение. Сам Га-Ноцри, попадая на допрос к Понтию Пилату после доноса предателя Иуды, всегда говорит правду, понимая, что смерти ему не избежать: «Лгать я не умею». Отличительной особенностью Га-Ноцри является его божественная доброта ко всем, даже самым злым и испорченным людям. Иешуа не верит, что человек может быть плохим, для него все люди добрые, даже Иуда, Крысобой и Понтий Пилат. Среди людей герой занимался врачеванием и, благодаря своим магическим способностям мог вылечить любого несчастного. Необычную силу Иешуа ощутил на себе и Понтий Пилат, когда Га-Ноцри вылечил прокурора от головной боли.
Идея Иешуа о том, что любой человек добр вступает в трагическое противоборство с реальностью. Его самого убивают, и он не воскресает. Противостояние Иешуа с истинным Злом ведётся на протяжении всего романа. Однако несмотря на то, что Га-Ноцри казнят, зло не одерживает победу над добром. Автор даёт пояснение, почему так. На протяжении всего земного пути Иешуа искал справедливости, но Михаил Булгаков, иллюстрируя, как Понтий Пилат, не находя причин для обвинения проповедника, всё же озвучивает ему приговор, очередной раз напомнил читателю, что справедливости на земле не существует. Окончив свой земной путь, Га-Ноцри продолжает свой путь на небесах, проводя время в бесконечных философских беседах с Понтием Пилатом.
Само же отношение Воланда к Иешуа — не враждебное, несмотря на то, что они — представители противоположных полюсов – Добра и Зла. Повелитель тьмы уважает Га-Ноцри, объясняя своё спокойствие мудрым рассуждением, что не может свет существовать без тьмы, как и тьма без света. Воланд и Иешуа держат баланс на земле и небе, уравнивая своё влияние и не соревнуясь друг с другом.
Интересен и тот факт, как Михаил Булгаков проводит сравнение Иешуа и Мастера. И тот, и другой имели своих учеников: Левий Матвей был последователем Га-Ноцри, а Иван Бездомный – Мастера. Каждый из них имел своего предателя: Иуда и Алоизий Могарыч. Мир романа Мастера тесно переплетен с его реальным мирозданием, оно имеет свои закономерности и схожие черты.
Почему вместо евангельского Иисуса Булгаков рисует образ Иешуа – загадка для нас. Вокруг этого вопроса до сих пор идёт спор, который, возможно, никогда не закончится. Единственная причина, которая звучит чаще остальных – Михаил Булгаков хотел показать, насколько Иешуа приближен к людям, имея благие намерения, чистое сердце и безграничную доброту.
Автор: Полина Чернышова