Сочинение: Идея правды в романе «Тихий Дон» (М.А. Шолохов)
(716 слов) В романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» поднимается множество глобальных проблем человеческого мироощущения. Судьбы героев переплетены и находятся в невидимой связи друг с другом. События, описываемые в романе, придают особую роль и окраску поступков, мыслей, выбора персонажей, побуждая читателя взглянуть на их внутренний мир под другим углом.
Понятие «правды» и в наши дни весьма растяжимое, не имеющее единой трактовки. Для кого-то правда – вера Родине, государству, для кто-то — защита своего родного дома, семьи, кто-то считает правдой защиту себя самого и своего права на выбор. Аналогичная ситуация происходит и в романе «Тихий Дон», где герои отстаивают свою правду, зачастую противоречащую законам морали или традициям. Разберем проявление правды на примере персонажей романа: Григория Мелехова, Аксиньи Астаховой и Михаила Кошевого.
Проблема правды выражена в судьбе главного героя романа — Григория Мелехова. Начиная от семейной жизни и заканчивая Гражданской войной, юноша сталкивался с внутреннем конфликтом и противоречиями. Уйдя «добрым казаком» на фронт, Григорий осознавал бессмыслицу войны, но в душе его хранилась казачья верность и мужицкий долг стоять «за своих». Однако ему не было ясно, за кого он воюет и где «свои», где «чужие». Раскол души и разума наступает для Григория с момента первого убийства. Выросший в христианских традициях, Григорий переживает и мучается, когда лишает жизни безоружного юношу. Правда «не убей» была свята для него, однако государство убеждало его в обратном. В московском госпитале Мелехов переосмыслил свое отношение к тому, чему его учили. Вокруг него возрождалась новая революционная правда. Конфликт, возникший в душе героя, приводит его к полному отказу от официальной правды, загнавшей его на войну, хотя в глазах читателя он остается бравым и смелым казаком. На этом примере мы видим, что правде свойственна изменчивость, и то, что было «правдой» во времена императорской России, стало глупостью и показателем слабости в новое время. Григорий оказался между двух огней, потому что обе идеологии опорочили себя в его глазах. Только в финале герой понимает, что его собственная правда — это забота о семье, честный труд и жизнь на малой родине.
Семейная жизнь Григория тоже не была лишена разногласий. Душой и сердцем стремясь к манящей его Аксиньи, он не смог воспротивиться воли отца и обвенчался с Натальей. Изменил ли он тогда своей правде? Он полагал, что да. Любив одну, проживая годы с другой, он запутался в себе. Григорий разрубил этот узел и продолжил свои отношения с Аксиньей. Даже когда жена узнала об измене, он отстоял свою правду, сказав, что не любит её. Поступки Григория были аморальны, но уйдя с любимой из хутора и создав свою семью, Гриша показал, что способен отстоять своё видение мира. Не пойдя на поводу традиций и обычаев, он защитил свою правду.
Что касается Аксиньи, читатель может судить её лишь после того, как прочтёт дозамужнюю историю девушки. Аксинья пережила насилие со стороны отца, а затем без «лишних» объяснений отдана Степану Астахову. Тот сильно бил её за «дозамужнюю неверность» и за бездетность. Смолоду несчастная, нелюбимая и порицаемая, Аксинья нашла своё счастье в лице Григория Мелихова. Чувства любовников были искрение и неподдельные. Да, Аксинья изменила своему мужу, но сделала это ради настоящей любви. Ее страстная душа обрела себя в этом чувстве:
«Гришка мой! Мой! Владаю им, и буду владать! За всю жизнь за горькую отлюблю, а там хоть убейте меня!»
Аксинье не были страшны побои мужа, хуторские сплетни, она стояла за свою правду, от которой не отреклась до конца своих дней.
Посмотрим, как в разладе Гражданской войны менялась правда Михаила Кошевого, старинного друга Григория и Петра Мелиховых. Они были друг другу как братья, стояли горой за семьи друг друга. Однако революционная волна, прокатившись сквозь хутора, внесла новую «правду красных». Некогда верные друзья становились заклятыми врагами, меняя родимый дом на идею социализма. Идея, что государство выше семьи, внушалась людям всех слоев и национальностей. Михаил был одним из них. Крестив сына Петра Мелихова, он лично пристрелил своего друга. Взяв в жены Дуняшу, сестру Григория, он стал пропагандировать «свою правду» в селе. Идеи, несущие зло и насилие, тяжело назвать правдой, однако люди искренне верили в свою правоту, продвигая свои принципы ценой жизни соседа.
Таким образом, можно сделать вывод, что «правда» у каждого своя. То, что очевидно для одного, непонятно другому, потому что у каждого из нас свой жизненный путь, который диктует свои принципы и законы. Но есть универсальные идеалы, к которым все мы должны стремиться. Это любовь, семья, дружба, мирное небо над головой. Правда истинна лишь в той мере, сколь оправдана благими намерениями, не влекущими за собой смерть, горечь и опустошение.
Автор: Полина Чернышова