Сочинение: Тема революции в творчестве Есенина
(523 слова) Революция к поэзии Сергея Есенина представлена не так широко, как любовь, природа или жизнь деревни. Нельзя утверждать, что поэт не был заинтересован во всем происходящем, что творилось в то время. Просто его творчество в большинстве своем посвящено Родине, любви и себе. Поэтому о революции автор упоминает только в том контексте, как его затронули произошедшие перемены. Если в самом начале поэт приветствовал переворот, как нечто близкое народу, то последующие события ранили его душу, ведь та Россия, которую он любил, навсегда уходила в прошлое. В то же время будущее не было тем светлым идеалом, который обещали революционные лозунги и плакаты.
В самом начале всех революционных событий Есенин наивно радовался всему происходящему. Например, это показано в произведении «Иорданская голубица».
Небо — как колокол,
Месяц — язык,
Мать моя родина,
Я — большевик. (отрывок)
Здесь отчетливо видно, что лирический герой находится в хорошем расположении духа, перед ним практически нет преград для новых возможностей. Он готов к тому, чтобы поддерживать новый режим и новую реальность. В тот момент изменился даже мелодичный и певучий язык Есенина, имеющий много общего с фольклором. Стилистика произведений отвечает духу времени: обилие назывных предложений, рваный ритм стиха, каждая отточенная и простая строка — лозунг на митинге. Посыл и художественное оформление предельно упрощаются — чтобы все поняли. Выше упомянутое стихотворение могло бы принадлежать скорее Маяковскому, чем Есенину.
Но, как мы знаем, через некоторое время для него это все обернется совсем не тем, что представлял себе поэт. Следующие произведения автора становятся более угнетающими. Они показывают, насколько лирический герой недоволен тем, что происходит вокруг. Например, обратим внимание на стихотворение «Русь советская»:
…Тот ураган прошел.
Нас мало уцелело.
На перекличке дружбы многих нет.
Я вновь вернулся в край осиротелый,
В котором не был восемь лет….(отрывок)
Это произведение является доказательством того, что герой разочаровался в переменах. Для него теперь весь мир облит совсем новыми красками — мрачными, серыми и безжизненными. Жестокость, страдания народа и непонятная борьба за режим и идею, которая для главного героя проходит сквозь пальцы, совсем не близки автору. Можно сказать, что неоправданные ожидания дают главному герою почувствовать себя обделенным, и он изначально неправильно воспринял революцию и ее цели. Возможно, эти миражи первых месяцев переворота не помешали ему, как и многим другим деятелям его времени, понять подлинную суть всего происходящего. Теперь же ему невыносимо все, что так или иначе касается нового режима. Интеллигент из крестьянской среды был идейно чужд пролетарской диктатуре. В глубине души каждый земледелец — это собственник. Поэтому всеобщая коллективизация и стремление всех уравнять не только в правах, но и в возможностях, не могли понравиться Есенину и его идиллической деревне, где у каждого всего лишь изба, но своя изба. Ум и талант в новых реалиях тоже не прижились: их пропускали через фильтр благонадежности, и Есенин через него не прошел.
Интересно, что многие последующие произведения Есенина приобретут личный характер и будут посвящены прошлой его жизни — времени до того, как он стал узнаваемым поэтом в России. Он будет вспоминать о деревне, первой любви и природе. Однако то тут, то там автор будет оставлять потомкам намеки о своем отношении к революции. Например, в стихотворении «Письмо к женщине» мы видим строчку: «Теперь в советской стороне я самый яростный попутчик». Это слово отражает положение Есенина в новых реалиях: он — собеседник лишь до первого поворота, случайный прохожий, чужак.
Автор: Катарина Ирхина