Основные жанры древнерусской литературы

Какими жанрами представлена древнерусская литература? Их не так много, но все они интересны и разнообразны, поэтому стоит уделить немного времени этому вопросу. Жанр определяется как сложившийся образец литературного произведения, по которому пишут текст. Их делят на первичные и объединяющие, от чего литература становится разнообразной и более интересной читателю. Разберем, какие жанры существовали в древнерусской литературе, их определение и основные черты.

Летопись

Летопись является важной частью не только литературы, но и истории, так как в нее вложены записи исторических событий. Название произошло из-за начала, с чего начинался рассказ: «В лето…» (т.е. «в году»).

Что касается определения, летопись – исторический жанр древнерусской литературы, который касается исторических событий, произошедших на самом деле. Он представляет собой их описание в подробностях.

Основная черта летописи – хронологическая последовательность событий. Также над ними трудилось сразу несколько человек. Начиная новую летопись, летописцы опирались на предыдущие записи, чтобы всё писалось в одной поре. Ещё одна особенность состоит в том, что летописи не были лишены выражения эмоций. В записях летописцы оставляли свои комментарии и оценки, исходя из личных суждений.

Летописи – это своего рода памятники. Отличный этому пример – «Повесть временных лет». Эта летопись была создана в начале 12 века и описывает становление древнерусского государства, развитие культурных, образовательных и политических сфер, а также процесс феодального дробления и приход христианства.

«Новый летописец» стал главным источником истории «Смутного времени», в нем собраны документы, сочинения участников событий и современников. Она создана при правлении Михаила Федоровича Романова около 1630 г., начиная повествование с правления Ивана Грозного.

Поучение

Считается, что поучение – часть летописи, которое носит нравоучительный характер и служит для представления идеальной модели поведения человека. Оно было адресовано всем: от князя до простолюдина.

Основной чертой поучения является конкретное обращение: братья, дети мои, князь, чадо и т.д. Ключевая особенность такого жанра – поучение и христианская добродетель (доброта, смирение, прощение и т.п.), мораль.

Ярчайшим примером является «Поучение Владимира Мономаха», который находится в упомянутой ранее летописи «Повесть временных лет». Именно в этом поучении вложены образ идеального правителя Руси и мысль о важности взаимного соблюдения феодальных порядков, а также используются христианские каноны, например, сентенции из Священного Писания.

Также в составе Новгородской 4 летописи сохранилось «Поучение архиепископа Луки к братии», написанное епископом Лукой Жидятой. Автор просил новгородцев соблюдать заповеди, осуждал языческие воззрения, которые мешали полному становлению христианства, подкрепляя к аргументам цитаты из Библии.

Житие

Житие – жанр, который описывает жизненный и духовный пути святого. В отличие от биографии, житии писались монархами-летописцами, которые зачастую лично знали героя своего произведения.

Как правило, житие писалось после смерти святого, а текст выполнял воспитательную функцию. Главный герой считался идеалом, отличным примером для подражания, к которому должны стремиться все православные христиане. Для читателя было интересно и поучительно не только читать о жизни и судьбе святого, но и о том, как он справлялся с неудачами, искушениями и двигался к совершенству. Житие стало первым жанром, которое включало мотивацию в свои произведения. Ещё одной отличительной чертой является описание разных чудес, который сотворил святой.

Одним из памятников древнерусской литературы стало «Житие Феодосия Печерского», в котором подробно описана жизнь святого, от рождения, прихода в монастырь до смерти. Оно включает в себя житийные мотивы и настоящие факты из биографии преподобного. В житие рассказывается о сложном пути Феодосия Печерского, его становлении хозяином монастыря и вмешательстве в политику Киева. Данное произведение лишено риторических рассуждений и имеет динамичный сюжет, который нечасто можно встретить в таком жанре.

Редко, но все же писались жития о женщинах, например, «Житие преподобной Евфросинии Полоцкой». В отличие от других произведений этого жанра, здесь отсутствует рассказ о посмертных чудесах, а в остальном также есть риторическое начало, жизненный путь Евфросинии и о её духовное восхождение. Будучи внучкой князя Всеслава Брячиславича, в 12 лет она ушла из дома в монахини, а в будущем основала женский и мужской монастыри в Полоцке. В житии отмечаются яркие диалоги, а также монологи самой Евфросинии, которые могут быть основаны на её произведениях.

Хождение

На самом деле, название жанра «хождение» не совсем правильное, но этот вариант закрепился из-за частого употребления в документах и архивах. В нем русские путники описывали собственные впечатления от посещения новых или иностранных земель. Перед нами некая форма путевых записок.

Хождение появилось, когда паломники описывали святые места, в которых бывали впервые (например, в Константинополе или Палестине). В 15 веке жанр потерял свой религиозный оттенок. Люди начали отдавать предпочтение описанию новых земель, о которых ещё было мало что известно.

Главными отличительными чертами хождения являются историческая достоверность и субъективная, эмоциональная оценка. Ещё в ранний период паломники могли добавлять в свои записи разные чудеса, но потом это исчезло, а в хождениях стало больше исторических фактов и подробных описаний мест и событий, произошедших за время путешествия.

Первым образцом для последующих путевых заметок стало «Хождение игумена Даниила». Монах Даниил описывал своё паломничество в Иерусалим, записывая всё: от святынь на пути в разных городах до различных достопримечательностей. Автор стал первым русским человеком, кто описал своё путешествие в Святую землю.

«Хождение Афанасия Никитина» или «Хождение за три моря» перевернуло представление об Индии, которую считали райским местом. В этом произведении собраны путевые заметки, отступающие от жанра своей подачей, но всё равно считающееся хождением. В тексте Афанасий Никитин рассказывает о местных жителях, неприятных ситуациях, об окружающих вещах. Некоторые наблюдения, тексты молитв из Корана и рассуждения о Руси замаскированы, чтобы они были расшифрованы малой частью людей.

Воинская повесть

В произведениях этого жанра изображались исторические события, суть которых – героическая борьба народа против внешних врагов и патриотизм. Описывались быт воинов, сражения и подвиги.

Главным героем зачастую являлся реальный человек, историческая личность, которого представляли образцовым воином-христианином. Повествование патриотическое и пафосное, с публицистической оценкой событий, также включались лиризм и эпичность. Ещё одна отличительная черта – подробное и красочное описание сражений, которое может составлять большую часть всего произведения. Воинские повести, несмотря на художественные приемы, стали ценным источником исторических фактов как о личностях, так и о событиях.

Одним из лучших примеров воинской повести является «Повесть о разорении Рязани Батыем». В нем описываются молитвы, как происходила подготовка в решающей битве, также учитывались воинские формулы и специальные формулировки. Данное произведение входит в собрание рязанских повестей о Николе Заразском, чудотворном святом.

Очень патриотичной стала «Повесть о Святославе», в которой описывается близость героя к своим воинам. Это стало основой произведения, однако в ней собраны и датированные эпизоды из жизни Святослава, и достоверные факты, и выступления князя перед дружиной, а также исторические детали из описания эпохи.

Слово

Один из немногих жанров, который указывался в самом названии произведения и носил рассуждающий характер, как современное эссе. В нем шли размышления о различных вопросах, таких как: политические и исторические события, бытовые и философские проблемы.

Словами назывались поучения, сочинения церковного и светского характера. Разнообразным этот жанр можно назвать ещё и потому, что Слово может иметь несколько видов: повествование об исторических событиях, духовное поучение, торжественная речь.

Основными чертами слова являются торжественность и отсутствие исторической достоверности. Чаще всего в таких произведениях восхваляли главного героя, а реальные события смешивались с вымыслом. Также стоит отметить и небольшой объем произведений, из-за чего их было удобно читать и пересказывать.

Всем известное «Слово о полку Игореве» является ярчайшим примером данного жанра. В нем описан неудачный поход русских князей на половцев, в котором автор неоднозначно отзывается о главном герое, сначала восхваляя его за храбрость, а затем осуждая за самовольный поход, который привел к поражению. Точная дата и личность автора до сих пор неизвестны, однако оно повлияло на творчество многих известных писателей (С. А. Есенин, Н. В. Гоголь, А. А. Блок) и художников (В. Г. Перов, В. М. Васнецов).

«Слово о законе и благодати» является торжественной речью митрополита Киевского Илариона, написанной в 11 веке. Автор в тексте встал на защиту Русской земли после Крещения, а также восхвалял князя Владимира Святославовича и его сына. В произведении Киевский митрополит сравнивает иудейский закон и христианскую благодать, обращается к Ветхому Завету и Священному писанию, а также переосмысливает цитаты из Евангелия и Псалтири для усиления эмоционального звучания.

Автор: Елена Корецкая

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *