Искусство серебряного века: направления, течения, общая характеристика

Отечественное искусство периода так называемого «серебряного века» не было однородным. Его пополам делили два крупных направления: модернизм — причудливое дитя прогресса, резко отрицавшее все законы, принятые задолго до него, и критический реализм, которому позже суждено было перерасти в реализм социалистический. Познакомимся с ними поближе.

Основные черты

Модернизм как мировое явление возник примерно во второй половине XIX века благодаря философским идеям А. Бергсона и Ф. Ницше, а также — психологическим (и психиатрическим) концепциям К. Юнга и З. Фрейда. Слом классических представлений о мире, изменение эстетических норм — все это быстро заинтересовало свободолюбивых художников, и вскоре направление распространилось по всей Европе. Впрочем, далеко не все приняли такие новшества. Так, в 1863 году в Париже открыли «Салон отверженных», в котором демонстрировались картины, не принятые профессиональным жюри. Несмотря на ошеломляющую популярность (многочисленные статьи в газетах, большое количество посетителей), реакция публики, в основном, была резко негативной, а художники подверглись всеобщему осмеянию. Подробнее о становлении серебряного века в России можно почитать здесь.

Среди основных течений модернизма в художественном искусстве наиболее известны импрессионизм и экспрессионизм, кубизм, авангардизм, сюрреализм и другие.

В русской культуре модернизм чаще связывают с литературным творчеством, так как вместе с его приходом в страну начался и знаменитый «серебряный век». Здесь деление было несколько иным: образовывались и уникальные течения.

Акмеизм

Аполитичные и несколько безразличные к проблемам мира, поэты-акмеисты на фоне более известных и почитаемых символистов выделялись приземленностью и стремлением к однозначности. Не имея изначально сформированной философско-эстетической концепции, они, тем не менее, оказались более сплоченными, нежели какие-либо другие объединения творцов — сказывалось влияние личной дружбы. Но даже это не помешало существованию разладов.

Анна Ахматова настойчиво утверждала, что «акмеистов было шесть [Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Зенкевич, В. Нарбут], и седьмого никогда не было», исключив из списка Г. Иванова. Вслед за ней Мандельштам сократил количество «настоящих» акмеистов до пяти, убрав фамилию Городецкого. Но и сам Мандельштам выбивался за рамки течения, ведь его антисталинские произведения явно не соответствуют аполитичности акмеизма.

Футуризм

Данное течение возникло за пределами России — в Италии. Уже в 1909 году литератор Филиппо Томазо Маринетти опубликовал на страницах газеты «Фигаро» первый «Манифест футуризма», публично заявив позицию объединения — антикультурность, антиэстетичность, антифилософичность. А главная его задача состояла в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства».

Эпатажные и экспрессивные молодые поэты игрались с устоявшими литературными правилами как могли: раскидывали слова по страницам, создавая фигуры и целые картины, сочетали несочетаемое и грубо, с изрядной долей сарказма, отвечали своим противникам стихами и плакатами. Порой доходило до того, что за внешней оболочкой совершенно терялся видимый смысл. А. Кручёных, например, изобрел «заумский язык» — приём, заключавшийся в том, что автор отказывался от важных элементов естественного языка и замещал их своими. Таким способом было написано его стихотворение «Дыр бул щыл». Также культивировался индустриализм.

В России литературный футуризм представляли четыре группы:

  1. кубофутуристическая «Гилея» (представители — В. Хлебников, В. Маяковский, Д. Бурлюк и А. Кручёных),
  2. эгофутуризм (представители — И. Северянин и его последователи),
  3. «Центрифуга» (представители — Б. Пастернак и Н. Асеев),
  4. «Мезонин поэзии» (представители — В. Шершневич, Р. Ивнев и др.).

Символизм

Именно с первых — старших — символистов началась история модернизма в России. Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, Ф. Брюсов и Ф. Сологуб — вот те, кому направление обязано своим существованием.

Они мыслили категориями мистическими: символы, тайные источники познания, скрытые сообщения из мира потустороннего — для них в этом было больше смысла, чем в плоской одномерной реальности, из-за чего неизбежно появлялось двоемирие. Мир вещей и мир знаков, как отголоски романтизма, нашли свое отражение в творчестве символистов.

В 1900-х в течение влилась «молодая кровь» — А. Блок, В. Иванов и В. Белый, которых впоследствии нарекли «младосимволистами».

Имажинизм

Многие сомневаются, стоит ли выделять имажинизм в отдельное направление, или же он — лишь тень и продолжение футуризма. По сути, приемами имажинистов пользовались представители и других объединений. Всё, что отличало их от остальных — утверждение значимости художественного образа. Не символа, не звука, не слова, а именно изображения.

«…единственным законом искусства, единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов…»

Среди особо активных представителей называли А. Мариенгофа, А. Кусикова, Н. Вольпин и С. Есенина, впрочем, скоро разочаровавшегося в своем детище.

«Имажинизм был формальной школой, которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой, оставив правду за органическим образом» (С. Есенин)

Соцреализм

Первым в 1932 году термин «социалистический реализм» публично употребил председатель оргкомитета Союза писателей России И. Гронский.

Фактически, соцреализм был главенствующим направлением в искусстве периода социализма. Он поддерживался партией, а его деятели всячески поощрялись. Авторы воспевали тяжкий, но благородный труд ради движения в светлое будущее и, что естественно, сам политический и общественный уклад страны.

Заказчиком произведений здесь было государство, а всех недовольных изгоняли из официальных творческих сообществ. На деле, течение было создано с целью пропаганды нужных идей и контроля за неугодными творцами.

Яркими представителями соцреализма можно считать А. Фадеева, М. Горького, А. Серафимовича, К. Федина и многих других.

Автор: Инна Колокольникова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *